SmartCAT

5 жизненных проблем фрилансера

Фрилансеры сервиса переводов SmartCAT поделились правилами «безболезненной» работы с заказчиками. 


Сейчас все больше компаний привлекают к работе удаленных сотрудников. Согласно независимому исследованию Freelancers Union и Elance-oDesk, в США на фрилансе работает 34% всех трудоспособных граждан (53 млн человек), в Европе доля фрилансеров в 2013 году составила 45% (8,9 млн).

Немало написано о том, как стать успешным фрилансером, теперь пришла очередь поговорить, что делать, если вы им уже стали, но все равно не всегда удается работать только с идеальными клиентами.

Мы расскажем о пяти самых распространенных проблемах, с которыми сталкивается каждый фрилансер, и о том, как их решить.



По теме: Психология удаленного сотрудника



1. Клиент устанавливает нереальные сроки

Горящие дедлайны для фрилансера — скорее образ жизни, чем исключение из правил. Но и с ними можно бороться.

Если вы понимаете, что срока, который назвал заказчик, не хватит на задачу, уточните, есть ли возможность увеличить его. Если нет, говорите честно: «Я могу взять этот заказ, но так как времени слишком мало, не успею его проверить, и есть риск ошибок. Что для вас в данном случае важнее: срок или качество?». Так вы подстрахуете себя и не введете клиента в заблуждение.

Не обнадеживайте клиента, если не готовы работать в таком режиме постоянно. Если клиент задал слишком высокий темп, имеет смысл обсудить наценку за срочность.


2. Клиент вносит правки в документ уже во время работы

Каждый фрилансер знаком с такой ситуацией: он уже работает над заказом, а клиент требует внести правки в оригинальный текст или техническое задание.

В случайностях нет ничего страшного – клиента можно понять: скорее всего, ему точно так же пришло распоряжение от босса, которому оно пришло от его босса и так далее.

Плохо, когда подобные дополнения входят в привычку, и ни один заказ не обходится без исправлений. Сразу просите клиента выслать финальную версию технического задания или текста и скажите, что вы приступаете к работе немедленно, поэтому за все будущие правки возьмете дополнительную стоимость.

Плохой менеджмент на стороне заказчика – не ваша вина.


3. Клиент сам не знает, чего хочет

Если заказчик объясняется сумбурно, сам себя перебивает и путается в словах — переводите все в переписку. Это поможет заказчику яснее сформулировать свою мысль, а вам составить перечень вопросов.

На помощь также придет опыт ваших предшественников. Если компания уже не впервые работает с фрилансерами, у нее есть образцы материалов от других подрядчиков: макеты, изображения, тексты или переводы. Если вы копирайтер, попросите показать вам тексты, которые писали другие фрилансеры или которые нравятся заказчику. Если вы переводчик, просите у клиента глоссарий или ссылки на все перекликающиеся материалы.



По теме: 5 советов, как работать из любой точки мира



4. Клиент прислал слишком большое тестовое задание

Споры по поводу тестовых заданий случались у многих фрилансеров, особенно у журналистов, копирайтеров и переводчиков. Схема всегда примерно одинаковая: вам присылают задание, говорят, что вы не подошли, а потом вы видите, что вашу работу использовали.

Еще один повод насторожиться – «серия» тестовых заданий. Клиент говорит, что ему понравилась ваша работа, но он все еще не уверен, что вы справитесь с проектом, поэтому дает вам еще несколько.

Отличить тестовое задание от «реального» бывает сложно, но запомните: если это тест, то он должен быть небольшим. К примеру, для переводчика оно не должно превышать 250 слов или 1800 знаков с пробелами.

Заранее уточните у заказчика: «Правильно ли я понимаю, что это задание не будет оплачено, а моя работа не попадет третьим лицам и не будет опубликована?». Приступайте, только получив письменное подтверждение.


5. Клиент не обсуждает оплату «на берегу»

Любые финансовые вопросы лучше обсуждать заранее. Мы советуем также почитать отзывы других фрилансеров. Неплательщиков видно издалека. Работая с клиентом напрямую, вычислить недобросовестных заказчиков сложнее.

Обязательно предварительно уточните, когда поступит оплата, в какой валюте и доплатит ли клиент, скажем, за срочность.

Конечно, никто не заставляет вас идти на такие крайние (но, надо признаться, действенные) меры, но сохранять твердость в вопросе оплаты тоже нужно.

Главное – всегда оставаться профессионалом, не переходить на агрессию и грубость. Внимательно проверяйте отзывы других подрядчиков клиента и, если сотрудничаете с ним впервые, обязательно фиксируйте все в переписке.



По теме: Чем опасна подработка на фрилансе?



comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно