Анна Авдеева

Как из хобби вырастить полноценный бизнес

Анна Авдеева, основательница марки Woolie, рассказывает, как хобби может перерасти в бизнес и каких ошибок стоит избегать, если с вами это случится.


Вокруг все больше и больше людей начинают заниматься странным и, как кажется на первый взгляд, несерьезным бизнесом. Кто-то запускает производство миндального молока, кто-то открывает серф-школы, другие – делают дизайнерские шкатулки ручной работы, пекут капкейки невероятной красоты и открывают собственные кондитерские в центре Москвы. Всех этих людей объединяет одно – любовь к своему делу. Потому что для них это даже «не дело», а в первую очередь хобби.

Это действительно стало трендом последних 5-10 лет. Кого ни спросишь, все хотят заниматься «любимым делом», «делать что-то для души» и «по кайфу».

В чем причина? Возможно, мы просто разленились? Но разве желать себе лучшей, гармоничной жизни – это лень? Нет, это гораздо больший труд, чем пойти на нелюбимую работу и ныть 24 часа в сутки, какой у тебя босс… (тут можно подставить любой негативный эпитет по желанию).

Анна Авдеева




Причины, следствия и последствия

Итак, откуда же «растут» ноги того, что все больше людей стремятся сделать бизнесом свое хобби?

  • Самое главное – прошли «голодные» советские времена, люди начали привыкать к возможностям и комфорту. Теперь основное желание – не заработать «быстро, много, любым путем», теперь «модно» познавать себя, развиваться и задумываться о более глубоких вещах, чем сиюминутная выгода. И это не какие-то там «блаженные просвещенные» - это обычная пирамида потребностей Маслоу. Наконец, пришло время для самореализации.
  • Новое поколение конца 80-х-начала 90-х не росли в СССР или уже не помнят главных «правил»: «будь как все», «не выделяйся», «любой бизнесмен – вор». Они молоды, не боятся пробовать новое, их мозг не запудрен различными установками. Идеальные стартаперы.
  • Есть и другая категория – уже бывалые бизнесмены. Которые многое познали, много потеряли и еще больше заработали, а теперь готовы свои знания и опыт вложить в «дело для души». Они более осмотрительны, делают меньше ошибок, часто такие проекты становятся для них дополнительным бизнесом.
  • Еще одна причина – сейчас все стало намного проще. Государство старается поддерживать малый бизнес: субсидиями, грантами, скидками на аренду и кредитование, бесплатными курсами, наконец. Также особое распространение сейчас получили бизнес-инкубаторы и акселераторы (как государственные, так и частные). Понятно, что деньги не посыплются с неба каждому желающему – нужно соблюсти определенные условия и процедуры. Но все же эти возможности существуют.
  • К тому же сейчас повысилась доступность информации. Ответ на любой вопрос можно найти в интернете. Сделать сайт – пожалуйста. Найти курьерскую службу или типографию – нет проблем. Уточнить процессы регистрации ИП – все найдется тут же! Конечно, бизнес-образование никогда не повредит, но первые шаги можно совершать и без. Нужные знания всегда под рукой, главное –не лениться их добывать.
  • Удачные примеры – далеко не последний мотивационный фактор. «Если у коллеги, бывшей одноклассницы или просто «парня из статьи» все получилось, то чем я хуже?», – так думают многие. Выигрывает, конечно, не каждый. Но игра стоит гораздо больше, чем свечи – так почему бы не попробовать?



Счастливчики или хорошие бизнесмены?

Вдохновляющих примеров масса – от международных общеизвестных компаний до маленьких, но весьма успешных производств.

Знаете ли вы, что концерн L’Oreal появился из хобби своего создателя? Эжен Шуллер еще в юношестве увлекался химией, работа в лаборатории дала ему возможность для химического «творчества». Именно в неурочное, а точнее, в нерабочее время Эжен много экспериментировал. Однажды жена Эжена в погоне за красотой «сожгла» волосы, тогда Шуллер решил помочь жене и всем женщинам мира заодно – так появилась первая в мире безопасная краска для волос. Краску назвали «Ореаль». Что было потом – вы можете догадаться.

Еще одна история. Американка Анна-Мария Файола с детства обожала варить мыло. Хобби переросло в многомиллионный бизнес – доходы компании Bramble Berry уже 5 лет назад превысили $3 млн. Совсем неплохо для «милого девчачья увлечения». Столь большой успех ждал Анну-Марию неслучайно. Она не боялась рисковать – для того, чтобы получить нужную сумму на развитие, она заложила все свое имущество. А удача, как известно, любит бесстрашных. Но главной «фишкой» компании стала концепция L.O.V.E., которая пошла «на ура». Концепция сводилась к следующему: Bramble Berry меняет жизни (Lives) своих клиентов, создавая для них возможности (Opportunities), делясь высокими ценностями (Value) и вдохновляя на самовыражение (Expression).

История доказывает, что успех может ждать каждого – независимо от тех или иных качеств, способностей и даже состояния здоровья. Энтони Швейгер в 25 лет построил успешную «медовую» компанию с оборотом в $260 000 – несмотря на то, что еще в детстве ему поставили два страшных диагноза, эпилепсию и задержку умственного развития.

Энтони заинтересовался пчелами еще в детстве – в третьем классе. Так появился улей на заднем дворе родительского дома. Местные фермерские рынки прекрасно приняли продукцию молодого бизнесмена, но на этом история не закончилась. Энтони учился предпринимательству, развивал партнерскую сеть, работал над новыми продуктами, сайтом, упаковкой. В итоге его мед стоит на отдельных полках в мегамаркетах из списка Fortune 500, а ассортимент расширился за счет товаров-комплиментов — бальзамов, ароматизированных свечей и всевозможных лакомств на основе меда. Поэтому все эти «мне не хватит сил/умений/знаний» – не более чем отговорки.

Но не только зарубежные герои достойны стать примером для подражания.

Российский предприниматель Аркадий Новиков построил свою ресторанную империю после того, как сильно увлекся кулинарией. Причем увлекался неспроста – он провалил экзамены в автодорожный институт, и от безысходности пошел в кулинарное училище. Тут Аркадию и открылся новый мир – прекрасный и неизведанный.

А всем известный Артемий Лебедев бросил рекламное отделение на факультете журналистики на втором курсе – ради своей любви к дизайну.

Компания Woolie, основательницей которой я являюсь, тоже пример того, как бизнес вырос из увлечения. Изначально я не планировала быть бизнес-вуман, а первые пледы были сделаны для украшения собственного дома. Я увидела нечто подобное в австралийском интерьерном журнале. Заказать такие изделия в Россию было невозможно, и я решила – сделаю сама, что же здесь сложного? На деле все оказалось гораздо сложнее, но от этого – только интереснее.

Сначала на необычные домашние аксессуары стали обращать внимания друзья, просили связать им такие же – так и возникла идея поставить производство на поток. Подготовка к запуску заняла несколько месяцев, и в начале этого года Woolie официально открыла продажи на российском рынке. Конечно, мы еще небольшая компания, но развиваемся успешно – и смело смотрим в будущее.




Нормально делай – нормально будет

Если вы все же решились начать «дело своей мечты», то главный совет – делайте его хорошо. Свой бизнес требует полной отдачи. Да, возможно, придется забыть о приятном слове «отпуск» в привычном его проявлении. Но заниматься любимым делом и работать «от звонка до звонка» – это совсем разные истории. Как по трудозатратам, так и по степени удовлетворенности.

Для себя я вывела несколько правил, которые помогли мне преодолеть сложный этап становления:

  1. В первую очередь оцените, насколько вы любите свое хобби? Готовы ли заниматься им не 4-5 часов в неделю, а как минимум 40? Многие начинающие бизнесмены «разбиваются» о скалы реальности, потому что «ну не могу я, оказывается, фотографировать и обрабатывать фотки по 10 часов в сутки. Лучше уж дебит с кредитом сводить»;

  2. Чтобы понять, насколько ваша идея «сработает», не обязательно сразу же бросать все и окунаться в мир бизнеса – можно для начала попробовать создать круг потенциальных клиентов, почитателей вашего мастерства. Вы любите печь? Заведите кулинарный блог. Шьете необычные игрушки? Создайте группу, где будете давать мастер-классы или запишите несколько роликов для YouTube. Создайте «движуху» вокруг себя и своего будущего продукта – так переход от хобби к бизнесу будет более плавный и почти безболезненный. А если вашем творчеством никто не заинтересуется – это тоже повод задуматься. А надо ли?

  3. Без стартового капитала – никуда. Даже хобби, как правило, требует каких-то вложений, а уж бизнес – тем более. Стартовый капитал можно накопить, можно взять кредит или одолжить у знакомых. Здесь важнее правильно его расходовать. На старте стоит тратить только на самое необходимое и проверять свои гипотезы. А увеличивать расходы стоит только по мере получения профита от первоначальных вложений;

  4. Редкий бизнес сразу же начнет приносить прибыль, да и львиную долю прибыли придется вложить в дальнейшее развитие, поэтому обзаведитесь финансовой «подушкой безопасности» – ведь ваш бизнес будет расти, и в скором времени совмещать его с основной работой (вдруг вы планировали это изначально?) станет сложно. «Остановить планету» в данном случае – мол, вот, я сейчас заморожу проект, поднакоплю, уволюсь и займусь только своим делом, – скорее всего, не получится без потерь;

  5. Подходите к своему делу как к настоящему, взрослому бизнесу. Тогда он и вырастет в него. Предпринимателям, чей бизнес вырос из хобби, часто свойственна некоторая беспечность и несерьезный подход к работе. Пишите бизнес-план, изучайте рынок, целевую аудиторию, ставьте и проверяйте гипотезы, вкладывайтесь в продвижение, качественный сайт, хорошие фото и т.п.;

  6. Из предыдущего правила вытекает следующее: обращайтесь к профессионалам. Многие начинающие предприниматели думают, что «это небольшой проект, я сам со всем справлюсь». Но лучше пусть у вас не будет никакого сайта, чем сделанный «на коленке». Да и нет ничего хуже тусклых, некачественных, размазанных фото на странице бренда в «Инстаграме». Все должно быть круто, и, если вы не можете что-то сделать так, как хотелось бы, бегите к специалистам. Кстати, да, им придется платить – будьте готовы к такому повороту событий;

  7. Дешево и хорошо, как правило, не бывает. Но и «сливать» деньги направо и налево не стоит – несмотря на то, что бизнес вырос из любимого хобби, его основная задача – приносить прибыль. Продумывайте свои траты, изучайте предложения поставщиков, ищите лучшее соотношение цена-качество, оптимизируйте расходы;

  8. Когда ваш бизнес – ваше хобби, вам все по фану. Это плюс. Но вы можете терять в качестве – это минус. Постарайтесь концентрироваться на самых важных вещах и не распыляться. Например, выберите только две социальные сети (согласно предпочтениям вашей ЦА), где первоначально будет присутствовать ваш бренд – остальные «подключите» в будущем. Не стоит пытаться охватить «все и сразу», получится плохо. И это, конечно, не только про SMM;

  9. Когда бизнес подрастет, не замыкайте его на себе. Не бойтесь отдавать часть функций на аутсорс, да и вообще – делегировать. Не жадничайте, ваше хобби никто у вас не отберет;

  10. Проблемы с государством вам явно не нужны, поэтому проще сделать все по уму и закону – это касается как вопросов регистрации компании и сотрудников, так и части налогообложения. Да, это теперь не просто «увлечение», это – компания;

  11. Будьте честны с клиентами. Сарафанное радио – очень мощный инструмент маркетинга, особенно для молодых небольших компаний. В первую очередь это поможет тем, чей бизнес вышел из handmade-историй – что сейчас очень популярно;

  12. Самосовершенствуйтесь и развивайтесь: не замыкайтесь на одном направлении, смотрите шире, выходите на новые рынки, занимайте новые ниши, расширяйте ассортимент продукции или услуг. Не стоит ограничиваться только своим увлечением! В мире еще много прекрасного и удивительного, чем вы можете искренне заинтересоваться – и как минимум найти новое хобби, а как максимум – вывести свой бизнес на новый уровень и увеличить доход.


Материалы по теме:

«Это хобби, а не бизнес». Почему вам необходима бизнес-модель

50 причин, по которым стоит стать предпринимателем

65 книг, которые нужно прочитать: список Ричарда Брэнсона

Год назад я основал свою компанию: вот мои впечатления

50 привычек будущего предпринимателя

Вы — серьезный бизнесмен или «стартап-ребенок»?


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно