Павел Бельтюков

Платные дороги ударят по малому бизнесу

Федеральные автодороги в России для грузового транспорта стали платными. Что ждет отрасль грузоперевозок и другие зависящие от нее сектора отечественной экономики в новых условиях и как логистам минимизировать эти дополнительные расходы — рассказывает Павел Бельтюков, директор департамента по работе с крупным бизнесом компании «Передовые Платежные Решения».


Если не в наших силах изменить ситуацию, остается единственный путь — приспособиться к ней с минимальными потерями. 

Как известно, с 15 ноября 2015 года вступили в силу статьи закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности», которые предписывают платить специальный сбор для всего грузового транспорта массой более 12 тонн. Как показывают первые отзывы, не все оказались к этому готовы, а надежды на очередной перенос срока введения нового сбора (должен был вступить в силу еще год назад, трижды переносился) не оправдались. Теперь это реальность, нравится нам это или нет.По теме: Какие технологии нужны в логистике?

Итак, отныне для большегрузного транспорта проезд по федеральным трассам за один километр пути будет стоить 1,53 рубля, что должно приносить казне ежегодно не менее 50 миллиардов рублей, которые планируется потратить на возмещение вреда, причиняемого автодорогам тяжелыми грузовиками. За 10 дней с момента вступления в силу закона системой взимания платы «Платон» в Федеральный дорожный фонд собрано 366 млн рублей. В системе зарегистрировано боле  60% грузовиков, работающих на рынке (70 000 владельцев транспортных средств с общим автопарком в 600 000 автомобилей). Предвидя, что нововведения станут, мягко говоря, непопулярными у широких слоев общественности, правительство предусмотрело крупные штрафы за нарушение закона: неплательщиков (и водителей, и компании) будут штрафовать на суммы от 5 до 450 тысяч рублей, а за повторное нарушение уже от 50 тысяч до миллиона. Однако, согласно заявлению представителя «Росавтодора», в настоящее время в Госдуму РФ внесен законопроект, который предусматривает снижение штрафных санкций.

Технически отслеживание происходит с помощью рамок системы контроля, которые установлены на федеральных трассах. Система взимания денежных средств включает два способа расчета оплаты: разовая маршрутная карта и бортовое устройство для расчета платы в автоматическом режиме. Маршрутная карта будет удобна для разовых поездок, на нее программируется один маршрут. Бортовое устройство при помощи технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS позволяет отследить движение транспортного средства по автодорогам общего пользования федерального значения.

Использование этого устройства удобно компаниям, у которых маршруты постоянно проходят по федеральным трассам. При наличии денежных средств на лицевом счете владельца транспорта расчет и списание денег будут производиться автоматически режиме на основе данных, полученных от бортового устройства.

На способах пополнения лицевого счета мы остановимся чуть позже и разберем каждый из них подробно.


В итоге заплатят все

Теперь вкратце проанализируем, что ожидает транспортные и логистические компании, владельцев грузового автотранспорта, предпринимателей и фирмы различного масштаба, которые владеют своим автопарком.

Не нужно быть экспертом в экономике, чтобы понять: дополнительные затраты на любом из этапов бизнес-процесса приводят к увеличению общей стоимости товара.

Перевозка сырья, комплектующих и готовой продукции заложены в себестоимость практически любого промышленного или потребительского товара. Если говорить о крупных компаниях – они просто включат эти дополнительные издержки в конечную стоимость продукта. И, как это часто бывает, за все заплатит простой покупатель, конечный потребитель их товара или услуги.

Гораздо интереснее рассмотреть ситуацию с мелким бизнесом, в частности, ИП.

Многие индивидуальные предприниматели и небольшие фирмы и так работают на пределе рентабельности, во многих отраслях царит жесткая конкуренция, и даже незначительное увеличение стоимости товаров/услуг может привести к потере конкурентоспособности.

Плюс – необходимо учесть и общее снижение спроса на некоторые виды товаров при их подорожании, особенно на фоне падения платежеспособности потребителей в связи со сложившейся экономической ситуацией в стране.

Что же делать в такой ситуации? Рецепт достаточно очевиден: в новых условиях на первое место выходит экономия и рациональное расходование ресурсов. Если вы частный предприниматель — помните, что действовать в новой ситуации приходится не только вам, но и вашим конкурентам. Как гласит старая поговорка: «На соревнованиях по бегу в мешке побеждает не тот, кто лучше бегает, а тот, кто лучше бегает в мешке».


Как платить удобнее

Как уже упоминалось выше, в новой схеме оплаты проезда по федеральным дорогам вводится система «Платон», которая поддерживает следующие виды оплаты: 

  • Безналичный банковский перевод по реквизитамсамый распространенный вид оплаты для юридических лиц. Из недостатков: иногда зачисления средств приходится ждать до нескольких суток, особенно если у плательщика и получателя разные банки. Это дополнительная волокита и бумажная работа для бухгалтерии предприятия;
  • Банковской картой в личном кабинете системы, центрах обслуживания или в терминалах самообслуживания системыудобный и быстрый способ. Однако для юридических лиц он не всегда доступен, так как не у всех сотрудников есть корпоративные банковские карты, особенно у водителя;
  • Наличными в терминалах Qiwi дополнительная волокита, необходимо сначала выписать наличные деньги, а водителю надо постоянно иметь их при себе... и так далее;
  • Тут нельзя не упомянуть Бизнес Cardсравнительно новое решение, которое представляет из себя сочетание топливной и банковской карты. Кроме основных преимуществ топливной карты (возможность возмещения НДС, простоты контроля и отчетности), эта карта имеет ряд особенностей, которые делают ее одним из самых удобных средств для оплаты дорог. Например, возможность получения отсрочки платежа, оплата не только дорог и топлива, но и всех сопутствующих расходов на АЗС и на содержание автопарка: ремонт, парковка, мойка и т.д.

Первые три из перечисленных способов относятся к предоплате, сначала оплатил дорогу — потом поехал, а это еще один минус для предпринимателя — заморозка оборотных средств, которых и так всегда не хватает. Кроме того, сама процедура оплаты — это лишние хлопоты, которых раньше не было, что для многих не менее неприятный момент, чем сам факт лишних расходов.


О преимуществах Бизнес Card

Итак, поставим себя на место руководителя небольшого предприятия с собственным автопарком или владельца большегрузной фуры и посмотрим, какие преимущества дает использование Бизнес Card – универсального платежного инструмента, совмещающего топливную и банковскую карты:

  • Оплата топлива на АЗС с возможностью возмещения НДС 18%, при этом полностью исключаются наличные из процесса (и все минусы, с этим связанные). Картой удобно платить за проезд по федеральным трассам — как в личном кабинете системы, так и на терминалах самообслуживания;
  • Кроме того, есть возможность получения отсрочки платежа, то есть ваши машины спокойно ездят, сколько и куда нужно, не беспокоясь каждый раз при выезде на федеральную трассу. Все уже заранее оплачено в системе «Платон» за вас. Раз в месяц вы получаете пакет документов для бухгалтерии, и расходы уже расписаны по статьям – где и на что тратились средства. Чтобы посмотреть статистику, необязательно ждать конца месяца, это можно сделать в любой момент в режиме онлайн, просто зайдя на страницу аналитики.По теме: 6 сервисов для транспортных перевозок

  • Дополнительные удобства — картой может пользоваться любой сотрудник компании: как руководитель, менеджер, ответственный за автопарк, так и сам водитель. При этом можно не беспокоиться за перерасход или нецелевое использование средств, так как руководитель сам задает настройки карты: категории, по которым можно производить оплату тому или иному держателю карты. Например, этому водителю я даю возможность оплачивать по карте топливо, платные дороги, сопутствующие товары на АЗС, запчасти, мойку. Или только топливо и платные дороги. Таким образом исключается нецелевое использование средств.
  • При таком решении не нужно использовать несколько видов платежей — выдавать топливную карту для оплаты топлива, плюс наличные для оплаты автодорог, плюс деньги на покупку сопутствующих товаров. Вы используете одну карту на все необходимые платежи.

В заключение хотелось бы пожелать всем нам стойкости и целеустремленности в современных непростых условиях. Если вы уже задумывались над оптимизацией расходов на перевозки, но «все не доходили руки» — сегодня именно тот момент, когда пора воплотить планы в жизнь, а не откладывать решение в долгий ящик.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно