Елена Дешпит

Как мы работали с финской таможней – опыт Pochta.fi

Елена Дешпит, сооснователь компании Pochta.fi, рассказала, как российскому стартапу в сфере мейлфорвординга удалось интегрировать свои услуги c финской таможней и почему молодой команде не нужно бояться нестандартных бизнес-решений.


Создавая компанию Pochta.fi, мы, в первую очередь, ориентировались на себя. Например, я уже давно являюсь клиентом европейских и американских онлайн-магазинов, и у меня, как и у других членов нашей команды (русских и финнов), было много идей, что и как можно улучшить, чтобы сделать онлайн-шопинг более выгодным.

Начав с шопинга, в итоге мы создали целую систему и интегрировали ее с процессами и регламентами Евросоюза. Вот как все происходило.


Что мы задумали

Главное – мы хотели решить вопрос с магазинами, которые не доставляют покупки в Россию. Поэтому открыли пункты выдачи товаров в Финляндии, на границе с Россией. Мы даем клиентам финские адреса для заказов из Европы и Америки и работаем как транзитный склад. Забрать посылку у нас можно самостоятельно, а можно попросить друга.



По теме: Яндекс.Маркет перевел зарубежные онлайн-магазины на русский язык



Также мы задумали сократить размер пошлин: все посылки не из ЕС в Финляндии облагаются достаточно большими пошлинами. Избежать этого можно с помощью перевода посылок в статус транзитных, тогда их надо перевозить по специальному таможенному документу – транзитной декларации. Его можно получить только у агентов, примерно за 40 евро каждый экземпляр. Это нас не устраивало.

Тогда мы поняли, что нужно работать напрямую с таможней, чтобы дать нашим клиентам возможность значительно экономить на онлайн-покупках. Интеграция с таможней стала для нашего стартапа «краеугольным камнем», это был наиболее важный момент во всей нашей задумке. У русских партнеров была экспертиза в ИТ, у финских – в логистике. Процесс интеграции с таможней занял у нас всего несколько месяцев.


Как мы покоряли финскую таможню

Финская таможня, как любое государственное учреждение, не привыкла идти на уступки. На протяжении долгих лет они работали с постоянными агентами и не были готовы к тому, чтобы быстро включить в этот список еще одного игрока.

Мы не просто захотели стать аккредитованным таможенным агентом. Мы понимали, что у нас просто не будет ресурсов работать по-старинке, с бумагами и визитами в таможню каждый день или каждую неделю. И поэтому сразу заявили, что хотим выстроить онлайн-систему и получать все данные, документы, одобрения максимум через 7 минут после заявки (сейчас это так и происходит).

Непосредственно переговоры с таможней взял на себя наш финский сооснователь. Как русский финн, он хорошо знает языки, русский и финский менталитеты, и смог выстроить правильный эффективный диалог. Он все время держал руку на пульсе и предвидел все возможные нестыковки или проблемы. 

Главное правило, которое мы для себя установили – система должна работать на бизнес, а не наоборот.

Бизнес должен быть ведущим, а не ведомым, ведь именно за бизнесом, в конце концов, будущее и процветание для любой страны.

Европейская и западная система ценностей очень сильна и ориентирована на людей. Мы заранее к этому подготовились и именно такую позицию для переговоров выбрали, рассказали обо всем, что сможем сделать для клиентов, сколько поможем сэкономить денег, таким образом повышая и туристический поток, и товарооборот в стране.

Нам нужно было преодолевать разницу в менталитетах и языковой барьер. Чтобы их минимизировать, пришлось полностью погрузиться в рабочий процесс, в который нам предстояло интегрироваться. Мы просыпались и ложились с теми же задачами, которые решает финская таможня. За два месяца работы над интеграцией мы не только изучили все до мельчайших подробностей, а практически научились так же мыслить, предугадывать следующий шаг и опережать его. Конечно, систему, государственное учреждение с большим числом чиновников, сдвинуть с места оказалось очень непросто, мы сотни раз слышали слово «нет» и миллион причин, доказывающих это. Но каждый раз вспоминали о своей цели и не останавливались.



По теме: Какие технологии нужны в логистике



Кто хочет – тот добьется

Чтобы запустить сервис, мы прошли длинный путь: получили Katso ID-идентификатор зарегистрированной в Финляндии компании, по которому доступны электронные сервисы таможни, налоговой и социальных служб, открыли банковский счет компании (что оказалось совсем не простым делом), оформили больше 10 лицензий на таможенную брокерскую деятельность, прошли проверку для получения сертификата электронной подписи от Finnish Population Register Centre (VRK), получили аккредитацию в таможне на использование Electronic Data Interchange (EDI) и прошли через множество других менее значимых, но обязательных процедур.

Рынок таможенных услуг довольно консервативный, тем более в Финляндии – это не самое бойкое место, где новые компании появляются каждый день.

При общении с каждой новой для нас официальной финской организацией мы проходили весь спектр отношений к нашей идее – от опасения до осторожного интереса и поддержки.

Интеграция с информационными системами финской таможни оказалась на редкость продуманной и хорошо описанной процедурой. У компании есть общий фреймворк Direct Message Exchange c подробной документацией (на финском и английском языках), форматами электронных сообщений, примерами реализации и тестовых данных. Электронный документооборот построен на основе Universal Business Language, стандартизированного и распространенного в Европе формата электронных документов, обращающихся в EDI, что показывало зрелость подхода и повышало наши шансы на успех.

Прежде чем браться за разработку программной части, мы изучили рынок подобных систем, опыт похожих на нас компаний. Поняли, что готового решения с нужными нам свойствами на рынке не просматривается, и решили «пилить» самостоятельно. Расчехлили методичку по service design, прошли несколько кругов проектирования, нашли правильное направление и проработали его до максимально доступного нам уровня детализации. Если учитывать, что мы никогда не занимались международной логистикой, интермодальными перевозками, таможенной очисткой, то получилось неплохо. Мы до сих пор пользуемся основными решениями, продуманными в самом начале. За основу для программной системы взяли готовую e-commerce платформу и доделали ее под наши нужды по проработанным сценариям.

Систему и процесс, по которому мы хотели начать работать, финская таможня запускала в начале 2015 года, и мы были в числе первых компаний, подтвердивших свои возможности и допущенных к подключению. Пока таможенная служба готовила систему к публичному запуску и согласовывала планы нашего подключения, мы реализовали программный эмулятор таможенного сервиса для отладки своей части интеграции, чтобы максимально сократить сроки тестирования с реальной системой. Такой подход позволил нам быстро проходить тестовые сценарии, помогать таможне отлаживать их свеженаписанные сценарии тестирования, выяснять недокументированные нюансы процесса и параллельно дорабатывать нашу систему. В итоге мы успешно со всем справились и запустили интеграцию раньше остальных участников.

Благодаря интеграции все, что нужно клиенту Pochta.fi – это внести информацию о своей покупке в личный кабинет (например, вейкборд – 200 долларов), приехать в точку выдачи и забрать посылку.

И самое главное для нашего бизнеса – мы не перекладываем на себя эти операции, а автоматизировали все процессы. Поэтому можем предоставлять свои услуги дешевле, чем другие игроки рынка. Так, доставка небольшой посылки от 1 до 5 кг из Америки будет стоить 20 евро – это финальная стоимость, к которой не добавится абонентская плата, оплата приемки посылки или ее обработки. Европейские посылки стоят 15 евро вне зависимости от габарита и веса.


Всем молодым компаниям, независимо от их целей и сфер работы, хочется напомнить, что у стартапа есть огромное преимущество – он может правильно распределять человеческие ресурсы и отметать все ненужное. Это преимущество надо использовать. 


Фото: Shutterstock.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно