Top.Mail.Ru
Колонки

Как саморазвитие и онлайн-образование могут помешать вам расти

Колонки
Илья Трегубов
Илья Трегубов

Директор по продукту Teachbase

Полина Константинова

Свободный обмен знаниями — едва ли не самое лучшее из того, что прошлый век передал нашему. Порой кажется, что возможности безграничны — онлайн-курсы, лекции, вебинары сделают вас профессионалом в любом месте земли, в любом возрасте и с любыми исходными данными.

Но могут и не сделать! Мы и не заметили, как индустрия самообразования начала вместо горизонтов открывать все новые и новые иллюзии и красть наше время, силы и деньги. Илья Трегубов, директор по продукту Teachbase и спикер Emerge 2019, поделился мнением, как обучение без ценности стало новым видом прокрастинации.

Как саморазвитие и онлайн-образование могут помешать вам расти

Знания на хайпе

За прошлый год россияне потратили на курсы в интернете свыше миллиарда рублей — и это только «в белую», через онлайн-кассы сайтов. 38% средств наши сограждане потратили на обучение бизнесу, а 14 % — на курсы по программированию.

Самый свежий тренд — рост обучения «непрофессиональным» навыкам, то есть всему тому, что не приносит доход напрямую. 27% оплат пришлось на курсы по живописи, бьюти-вебинары, пресловутые тренинги личного роста. Затраты на последние, вопреки ожиданиям, составляют всего 2% от подсчитанных оплат. Впрочем, это говорит лишь о сером окрасе этого сегмента рынка. Что можно увидеть за этими цифрами?

Между нужным и модным люди выбирают модное.

Люди учатся тому, что, как им кажется, будет востребовано завтра — перенесем наши подсчеты в ближайшее будущее. Мы получим рынок труда, на котором из десяти человек четверо окажутся бизнесменами, двое  — программистами, а один — маркетологом.

Эти ребята будут всесторонне развитыми: трое из них займутся живописью и заведут блоги о красоте. Непременно, кто-то из них окажется еще и личностно совершенным, что бы это ни значило.

Фото: Unsplash

Хорошо, что этого не случится никогда. Рынок решит, что ему нужно, — а знания, получением которых так гордились, «лягут в стол». В лучшем случае — станут достоянием интеллектуальных разговоров и позволят великовозрастным студентам прослыть эрудированными и разносторонними собеседниками.

Большая часть знаний, приобретаемых в интернете, не пригодится вам никогда.

Утиные истории

Советскому авиаконструктору А.Н. Туполеву приписывают хлесткую фразу, которой он срезал сторонников «универсального самолета-вездехода». Планировалось, что он будет перемещаться по земле, по воде и по воздуху. Туполев рассказал, что есть живое существо, которое умеет и плавать, и летать, и ходить. Это — утка. А секрет ее в том, что она все три вещи делает очень плохо.

Качество самых многообещающих курсов, к сожалению, остается очень низким. Люди ездят в трансформационные лагеря, становятся там «лидерами», «чемпионами», «настоящими мужчинами/женщинами», но… остаются такими же.

Год от года растет лишь стоимость подобной трансформации. Еще хуже, когда человек начинает считать себя экспертом, не получив навык, и распространять неверную информацию в среде таких же искателей...

Фото: Unsplash

Есть, однако, важное отличие фанатов онлайн-образования от уток — и оно не в пользу первых. Покупая курс за курсом, такие люди добровольно становятся профессиональными дилетантами, отправляясь в долгое плавание in the middle of nowhere. Почему так происходит?

Людям всегда трудно определить, какой тип знаний им нужен на данный момент. Для этого нужно осмыслить свою карьеру, свое базовое образование, запросы рынка, поговорить с начальником или каким-то авторитетным, успешным представителем своей профессиональной среды. Но сделать это готов не каждый.

Самая большая ошибка — начинать учиться тому, что не готов применять.

Выберите двух-трех самых ярых любителей учебы среди ваших приятелей и коллег. Задайте им вопрос: «Какие знания ты успешно задействовал в жизни/работе и как ты это сделал в последний раз?». Можно с уверенностью сказать, что вы услышите немало креативных ответов.

Новая прокрастинация

А у продавцов онлайн-курсов все просто: «Нажми на кнопку — получишь результат». Они толкают ищущих развития не к тому, что реально помогло бы перестроить карьеру и стать более успешным, — а к тому, что ярко, броско, интересно.

Тем более что с детства нас учили: учиться — хорошо. Читать хорошо, и вообще, расширять свой кругозор хорошо. Соответственно, выбирая из двух дел — сделать не очень приятную, но важную задачу, или пройти новый онлайн-курс, послушать подкаст, прочитать интересный лонгрид — мы выбираем второе.

Такое обучение — самый опасный вид прокрастинации: его одобряет общество.

Когда человек прокрастинирует, смотря десятый за месяц сериал от Netflix, играя целыми днями хоть в PUBG, хоть в «шарики» — он тоже решает задачи. Задачи — он и сам понимает — интересные, но совершенно бесполезные. В лучшем случае такой человек отдыхает сознательно, в худшем — даже не понимает, что тратит свое время впустую. Тогда над ним могут смеяться коллеги, друзья, соседи.

С бесполезными онлайн-курсами все гораздо хуже: человек не осознает, что губит свое время и ресурсы. У него все хорошо: он саморазвивается.

Об этом так приятно рассказать знакомым: «Вчера весь день слушал о маржинальной торговле на бирже (нейролингвистике, ономастике, криптозоологии…)». А итог один: человек тратит свое время на интересное, но абсолютно бесполезное занятие. Именно так в XXI веке выглядит та самая дорога, что выложена благими намерениями.

Не для жизни

Новизна такого типа прокрастинации, оказывается, относительна. Без малого 2000 лет назад, в I в. новой эры, римский философ Луций Анней Сенека упрекал современных ему ученых: «Не для жизни учимся, а для школы».

С тех пор изменились лишь формы передачи информации и уловки продавцов. Как тогда, так и сейчас, очень плохая идея — учиться «для школы», «про запас», «ради интереса». Как же определить, где заканчивается «для школы» и начинается «для жизни»?

Единственный критерий — ответ на вопрос: «Как скоро я смогу применить свои знания на практике?».

Это отнюдь не означает, что, поступая на курс по основам Python, студент должен представлять, какой сервис он запрограммирует и в какую компанию пойдет устраиваться стажером. Все намного прозаичнее.

Фото: Unsplash

Представим все, что можно почерпнуть из любого образования, в виде знаний, умений и навыков. Знания — это не более, чем закономерности, связанные друг с другом элементы информации. Их элементом являются, в свою очередь, данные.

Умения — это способы выполнения действий, обеспеченные совокупностью знаний. Главный их критерий — применимость на практике. Навык же — профессиональная стадия развития. Он предполагает автоматизацию действия и складывается в результате упражнения.

До тех пор, пока информация через знания не станет навыком, эта информация имеет малую ценность.

Мало приобрести знания. Сегодня нужны навыки.

Разница между этими двумя понятиями становится осязаемой, когда ты берешь на работу человека со знаниями, но без навыков. Простой пример: сейчас в IT и диджитале весьма распространены курсы продакт-менеджеров. На них идут люди, твердо решившие стать «мини-СЕО».

Когда начинаешь беседовать с выпускниками подобных курсов, понимаешь, что представлений о работе над продуктом у них просто нет. Поэтому я предпочту взять человека «без галочки» о прохождении курса, но с реальным опытом в стартапе или в традиционном бизнесе — даже если тот провалился.

Верным курсом

Всему свое время. Нет смысла напичкивать свою голову информацией с целью «потом пригодится». Когда пригодится, искать информацию будет интереснее, быстрей и проще. Когда информация нужна, ищущий настолько сфокусирован на конкретной теме, что ищет лишь то, что нужно. И в наше время найти ответы действительно гораздо проще.

С другой стороны, когда информация действительно нужна, пройденный «про запас» учебный курс уже точно будет забыт. Знания без практики имеют свойство уходить.

Время сократить количество обучения и задуматься о его качестве.

Выбирая программу обучения, сформируйте критерии оценки его ценности. Почему этот курс лучше другого? Почему он нужен вам именно сейчас? Обязательно составьте последовательность действий, которые превратят ваши знания в навыки.

К примеру, подумайте, сможете ли вы, пройдя этот курс, получить на работе более высокую должность с более интересным кругом обязанностей? Сможете ли открыть свое дело, будете ли вы в нем конкурентны? Только правильно сформулировав ответы, вы сможете получить те навыки, которые сделают вас незаменимым в выбранной вами области.


Материалы по теме:

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как бизнесу заработать на обучении сотрудников
  2. 2 Как замотивировать сотрудников на саморазвитие (и при этом повысить продажи)
  3. 3 Увидеть шашлык и не умереть (от переедания)
  4. 4 Как мозг определяет, какие воспоминания сохранить?
  5. 5 Эта мебель из целлюлозы увеличивается в 10 раз, если ее намочить