Михаил Анохин

Умные автомобили: что мешает внедрению технологий в России

Михаил Анохин, исполнительный директор и сооснователь компании «Лаборатория умного вождения», объяснил, почему внедрение телематики в России – такой долгий процесс и чем это будет полезно простым водителям.


В последние несколько лет активно развиваются «умные» автомобильные технологии. Появляются самые разные сервисы, которые помогают частным автовладельцам улучшить стиль вождения, сэкономить на содержании машины, а компаниям из разных отраслей бизнеса – лучше взаимодействовать со своими клиентами.

Согласно исследованию аналитической компании Ptolemus, рынок «умного страхования» (Usage-Based Insurance, UBI) в Европе и США активно развивается – уже миллионам клиентов страховых предлагают индивидуальные тарифы на основе данных о стиле вождения, собранных с помощью специальных телематических устройств. В то же время в России автомобильная телематика пока что не получила столь серьезного распространения.

Сегодня мы поговорим о причинах такого положения и перспективах «умных» автомобильных технологий в нашей стране.

Как все начиналось

Несмотря на то, что автомобильная телематика активно обсуждается в последние несколько лет, сами по себе технологии мониторинга состояния автомобиля и анализа этих данных не столь новы. Еще на рубеже XXI века их начали применять компании, владеющие собственными автопарками – бизнесу нужно было следить за использованием своего транспорта, состоянием машин, расходе топлива и т.д. К середине десятилетия такими инструментами начали пользоваться и некоторые российские компании.

С течением времени такие технологии стали более доступными, что привело к активизации развития связанных с ними сервисов. Как следствие, расширяется и число сфер бизнеса, где возможно применение телематики.

Кому все это нужно

Пример – уже упомянутое «умное страхование». Страховые компании могут использовать телематические данные о манере вождения конкретного клиента и характере использования автомобиля для создания гибких индивидуальных тарифов. Если человек водит аккуратно и редко пользуется машиной, то почему его полис КАСКО должен стоить столько же, сколько у автовладельца с агрессивным стилем вождения, который водит чересчур активно и чаще попадает в аварии? Самой страховой компании это позволяет не только привлечь клиентов гибкими тарифами, но и более качественно прогнозировать убытки по возмещению страховых выплат в случае аварии. Кроме того, сам процесс ценообразования становится справедливее – больше не возникает ситуации, при которой возможные убытки страховой компании от работы с агрессивными водителями компенсируют аккуратные клиенты, которые вынуждены платить за полисы более высокую цену.

Владельцы корпоративных автопарков по-прежнему используют телематику для того, чтобы в режиме реального времени анализировать информацию об использовании своих транспортных средств.

Интерес к телематическим технологиям проявляют и власти различных стран, поскольку их внедрение помогает лучше организовать движение на дорогах и сделать их более безопасными.

Что мешает телематике в России

В нашей стране развитие технологий автомобильной телематики пока что находится не на столь высоком уровне, как в США или Европе – количество проектов в этой отрасли в настоящий момент в разы меньше, чем за рубежом.

В отличие от некоторых других технологических отраслей, в сфере телематических сервисов невозможно просто взять и перенести западные решения на российский рынок: сильно разнятся требования страховых компаний к качеству работы устройств и количеству предоставляемых данных. Российские страховые компании гораздо серьезнее подходят к этому вопросу по сравнению с зарубежными коллегами.

Если говорить об использовании телематических технологий в страховой отрасли, то с помощью таких систем компании могут предоставлять клиентам персонализированные страховые тарифы: если человек водит аккуратно, то полис обойдется ему дешевле. На Западе такой подход получил название «страхования на основе стиля вождения» (usage-based insurance). Однако страховые рынки в России и за рубежом довольно сильно отличаются – в нашей стране сами полисы стоят дороже, другое отношение клиентов к страхованию (к примеру, по КАСКО машины по большей части страхуют те, кто покупает их в кредит), а сами компании предъявляют к страхователям более жесткие требования, чем зарубежные коллеги и т.д.

Кроме того, для создания рабочего телематического продукта, к примеру, для той же страховой отрасли, необходимо собрать воедино несколько компонентов – «железо», софт, локализованные карты и т.д.  Адаптировать такой сложный технологический продукт, заточенный под использование на зарубежном рынке, к качественной работе в России – сложная и дорогостоящая задача, которая вполне может привести к необходимости переработки устройства, на что многие иностранные производители железа просто не готовы пойти, учитывая сегодняшний объем рынка.

Российские страховые компании не готовы работать с теми продуктами, которые им предлагают без их адаптации к реалиям нашей страны.

Еще одним препятствием на пути широкого распространения телематических технологий в России является отсутствие локальных государственных стандартов в этой области – сейчас индустрия сама вырабатывает правила, по которым осуществляется обработка собранных данных и их передача между различными игроками (разработчиками, операторами связи, страховыми компаниями и т.п.). Глобальных стандартов, работающих во всех странах, также не существует: локальные рынки слишком серьезно отличаются друг от друга, поэтому каждая страна здесь идет своим путем.

Для преодоления описанных препятствий необходимы совместные усилия государства и многих участников рынка, а также инвестиции в разработку технологических решений, адаптированных к работе на отечественном рынке.

Перспективы

Российский рынок «умных» автомобильных технологий находится в самом начале своего пути, но уже понятны его перспективы. Те компании, которые занимаются разработками в этом направлении сейчас, смогут стать технологическими лидерами в перспективе нескольких лет. На это ориентируемся и мы в Smartdriving, создавая решение полного цикла – на своем железе, софте и картографии.

Несмотря на препятствия, мешающие широкому внедрению телематических сервисов в нашей стране, передовые российские компании уже осознали плюсы этой технологии. К примеру, уже сегодня крупнейшие страховые компании России занимаются внедрением подходов по созданию индивидуальных страховых тарифов на основе телематических данных – в их числе Intouch, «Альфа-Страхование», «Важно», «Согласие», «Росгосстрах» и «Ингосстрах».

Постепенно число автомобилей, использующих телематическое оборудование, будет расти — на это направлены и усилия государства.

Так, например, в России запущена программа «ЭРА-ГЛОНАСС», в рамках которой создается система автоматического оповещения служб экстренного реагирования о чрезвычайных ситуациях и авариях. К 2017 году в стране системой экстренного реагирования на аварии должны будут оснащаться все новые автомобили, а для компаний, работающих в сфере пассажирских перевозок, требование о наличии терминала вступило в силу с 2016 года.

Развитию направления «умного страхования» в ближайшие годы будет способствовать в том числе и экономическая ситуация – страховые компании смогут привлечь новых клиентов и удержать старых, предлагая им более гибкие условия приобретения полисов. По словам экспертов страховой отрасли, уже в ближайшие годы доля российских автовладельцев, использующих программы умного страхования, достигнет 10-15%.

 


Материалы по теме:

Рынок онлайн-страхования: 8 игроков

8 советов предпринимателям от президента ГЛОНАСС

10 трендов в сфере «умных автомобилей»

Big data для банкиров и страховщиков

«Умное страхование» — плати за то, как ездишь

Видео по теме:


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно