Дмитрий Чистов

Венчурные фонды воспринимают проекты как попрошаек у метро

Дмитрий Чистов, CEO и основатель WhatsHelp, написал на своей странице в Facebook пост о том, какое отношение сложилось у венчурных фондов к начинающим проектам. Пост заставил всех причастных обсуждать ситуацию, а Rusbase публикует текст заметки полностью – с комментарием Дмитрия.


За последние пару месяцев пообщался с 10-15 фондами. И вот какие выводы могу сделать:

  1. У многих работа с пайплайном проектов организована через *** (очень плохо. – Rusbase). Иногда кажется, что в цветочном ларьке у дома процессы организованы лучше.
  2. Мало кто понимает, что опоздать на встречу на 30 минут, пообещать что-то и не сделать этого – ещё на этапе переговоров с фондом формирует мнение о фонде и его команде в сильно негативном ключе. В голове сразу возникает мысль – как потом с этими людьми работать в принципе? Не придётся ли потом какие-то банальные вопросы решать по 3 месяца? Не судачили они вообще?
  3. Практически никто из инвесторов не рассматривает стартап как потенциального КЛИЕНТА, на котором можно заработать деньги. В любом другом бизнесе за клиента бьются, а фонд в большинстве случаев относится к проекту как к попрошайке в метро.
  4. В бизнесе есть такое понятие, как «тайный покупатель». Интересно, как много управляющих партнеров фонда пробовали хотя бы раз под видом проекта связаться со своими аналитиками? Такое ощущение, что дело обстоит, как в Сбербанке 15 лет назад.
  5. Активный PR добавляет х2 к скорости ответа на email и x3 к оценке. Если ты «на слуху» и «в тренде», то все остальное может быть не так важно.



От редакции

Алексей Соловьев, управляющий партнер фонда Prostor Capital, так отреагировал на пост Дмитрия: 



Дмитрий согласился прокомментировать резонанс, который вызвал его пост. Он отметил, что многие из тех, кто прочитал запись, неправильно поняли ее суть:


«Многие восприняли мой пост в фейсбуке про недавний опыт как негатив в сторону фондов, но суть его совсем в другом. Я только хотел сделать акцент на сформировавшейся на рынке парадигме, когда проект на pre-seed/seed рассматривается не как партнер/клиент и возможность заработать, а как просящий милостыню у метро.

Дело даже не в том, что фонд должен работать, как McDonald's, а в более-менее отлаженных процессах и банальной бизнес-этике. Конечно, это не относится ко всем фондам, и, конечно же, партнеры/аналитики/секретари фонда вам – не мать родная, чтобы слюни вытирать. Но и у проектов об инвесторе формируются определенные представления еще на этапе переговоров – и точно так же проекты собирают рекомендации о фондах.

Мне повезло работать с реально хорошими инвесторами, которые помогали и выручали не раз. То позитивное представление, которое было сформировано еще на этапе переговоров, на 100% подтвердилось и в процессе работы. На хороший проект есть спрос со стороны инвесторов, и в тот момент, когда проект будет выбирать – в 99 случаях главными будут не условия в TS, а предыдущий опыт взаимодействия.

Резюмирую: этот пост был совсем не про то, что «бедный проект разворачивают злые инвесторы». Если проект – полная х*** (то есть проект очень плох. – Rusbase) и в него не инвестируют – это проблемы проекта, а не фонда. Пост был именно про сложившееся отношение на рынке».

 


Материалы по теме:

Главные новости венчурной индустрии России за неделю

Как оценить бизнес методом DCF

Российский венчур падает 6 кварталов подряд

Сбербанк и Google займутся бесплатным обучением предпринимателей в России

Фото на обложке: Shutterstock.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно