Александр Чикунов

Как оценить бизнес методом DCF

Александр Чикунов, руководитель аналитического отдела инвестиционной площадки StartTrack, рассказывает о разных способах оценки молодого бизнеса.

В сегодняшней статье – самый сложный метод, DCF. Он лучше и подробнее других методов демонстрирует инвесторам, какое будущее ждет стартап. 


В кризис инвесторы снижают свою активность. И именно в кризис как никогда важно корректно оценить проект, в котором планирует участвовать венчурный инвестор.

Наибольший рост и перспективы обеспечивают молодые, быстро растущие компании. Молодой начинающий бизнес в случае успеха способен вырасти на сотни процентов в год, а инвестор, поддержавший проект, сможет продать свою долю с серьезной выгодой. Определить будущий доход поможет построение корректной финансовой модели.

Cпрогнозировать будущее молодой компании – непросто. В подавляющем большинстве случаев команда сама себя оценивает слишком дорого.

Обычно основатели уверены, что нашли нужную рыночную нишу, они полны энергии и готовы «порвать» всех своих, даже более опытных, конкурентов.

Вероятно, без такого настроя в бизнес идти и не стоило. Однако венчурный инвестор заинтересован в конкретной прибыли, выраженной в цифрах, поэтому именно он должен уделять большое внимание оценке проекта и подходить к этому вопросу со всей ответственностью.

Вопрос заключается в том, какой именно метод оценки лучше применять к тому ли иному стартапу. Какой из способов анализа компании даст наиболее достоверный результат?

Ответы на эти вопросы для всех разные, но в этой статье я попытаюсь осветить те, которые встречаются наиболее часто в нашей практике.


DCF или Discounted Cash Flow – или доходный подход          

Когда мы только начали внедрять в StartTrack более детальную процедуру проверки проектов, выводимых на площадку, мы стремились использовать многоступенчатые методы. Они позволяют построить классическую финансовую модель, которая демонстрировала бы инвестору, каким станет стартап через определенный промежуток времени.

Самую объемную картинку о будущем молодого бизнеса дает метод оценки диконтированных денежных потоков, или DCF.

Он подойдет, главным образом, для тех компаний, у кого уже есть история продаж. На практике DCF советуют применять не раньше, чем после года или двух работы компании. На более ранних этапах развития бизнеса могут возникнуть проблемы при определении рисковой составляющей.

В рамках метода, чтобы составить модель развития для начинающего бизнеса, первым шагом мы должны спрогнозировать выручку компании.


Выручка

Спрогнозировать выручку можно на основе данных об истории продаж бизнеса и применив определенный усредненный темп роста.

Можно пойти более сложным путем, определяя каждую составляющую доходной части и разбирая ее по частям. Например, при прогнозировании доходности сервиса, который работает по подписке, как правило, моделируют «воронку» продаж. Там прогноз по продажам строится в несколько этапов:

  1. Исходя из предположений о том, сколько один менеджер может провести звонков по базе «холодных» клиентов, можно определить предельное количество холодных звонков в день.
  2. Основываясь на исторических данных (если они есть), мнении экспертов и собственных прогнозах, можно предположить – сколько из этих звонков перейдет во встречи с клиентами. Назовем этот этап «конверсия c1».
  3. После встреч какое-то количество клиентов все же откажется от вашей услуги и не станет оформлять подписку. Это следующая группа. Назовем ее «конверсия с2».
  4. После определения «конверсии с2» уже можно будет спрогнозировать количество подписанных контрактов.

Крайне важно корректно делать предположения о том, какой процент клиентов откажется от услуги на разных этапах воронки.

И если в примере всего, условно, 3 этапа, на самом деле их может быть гораздо больше. При этом, повторюсь, если есть такая возможность, то лучше опираться или на данные, которые могут быть подтверждены исторически, или на мнение экспертов отрасли. Так вы сможете проверить корректность прогноза и снизить свои риски.

Следующим шагом будет прогнозирование затратной части проекта.


Затратная часть

Прогноз затратной части, так же, как и с выручкой, можно построить простым способом – когда берутся предположения о том, сколько процентов от выручки составляют затраты на персонал, а сколько – затраты на маркетинг.

Но можно пойти, опять же, более длинным, но детальным путем – и «погрузиться» в проект, чтобы лучше знать, на что пойдут ваши деньги.

В этом случае можно привести пример бизнеса, который работает по подписке. Конкретно нам понадобится одна его затратная статья – фонд оплаты труда специалистов, которые осуществляют продажи услуг.

  1. Поскольку одной из основ прогнозирования выручки будет количество менеджеров по продажам, вы должны провести ревизию задач одного менеджера по продажам. Вот что туда может входить:

    – Количество часов, проводимых за звонками в день,

    – Количество часов, которые тратит менеджер на 1 встречу,

    – Количество часов, которые затрачивает менеджер на обновление контакта по «теплой базе» в день.

  2. После ревизии задач вы сможете понять, сколько вам нужно реальных сотрудников, чтобы достигать именно тех  объемов продаж, которые необходимы для обеспечения роста бизнеса. Опять же, лучше проводить ревизию, основываясь на чьем-то реальном опыте, исторических данных, мнениях экспертов.

Эта логика может распространяться на все статьи расходов и доходов, примеры показывают логику конкретных расчетов.

«Погружение» в проект или бизнес поможет вам понять его гораздо глубже и увидеть все его плюсы и минусы на операционном уровне.


Другие элементы денежного потока

Для использования DCF мы также должны спрогнозировать и остальные элементы свободного денежного потока компании, которые включают в себя оборотный капитал, амортизацию, и возможные капитальные затраты.

Говоря все о том же примере сервиса – ему можно выстроить прогноз оборотного капитала. При этом, вероятнее всего, у сервиса будет дебиторская задолженность. Тут нужно прибегать к прогнозированию оборачиваемости дебиторской задолженности. Как правило, в этом случае встает вопрос о том, где взять данные о днях оборачиваемости такой задолженности.

Есть несколько вариантов:

  1. Система СПАРК, где вы, определив ОКВЭД аналогичного сервиса. Проведя дополнительные корректировки, вы сможете получить данные об оборачиваемости.
  2. Мнение экспертов или других источников, которые имеют отношение пусть не к такому же бизнесу, но к аналогичному. 

Возможно, но совсем не обязательно, что у компании из нашего примера будет актив – НМА в виде своего собственного программного решения. В таком случае нужно будет спрогнозировать как затраты на создание актива (включив его в баланс и в денежный поток), так и амортизацию. Она будет начисляться с учетом ставки амортизации, уменьшая стоимость актива.

Получив все элементы денежного потока, вы получите свободный денежный поток компании на фирму, или free cash flow to firm – и его будет необходимо продисконтировать.


Ставка дисконтирования

Это еще один из важных элементов прогноза, который, как правило, является мерой риска для инвестора и неким индикатором «веры» в прогноз. Ставку в классическом бизнесе не считают, а принимают экспертным методом.

После дисконтирования свободных денежных потоков вы получите полную стоимость бизнеса, которая включает в себя все активы и все пассивы компании.

Чтобы перейти к стоимости именно акционерного капитала, стоит произвести несколько корректировок, а именно:

  • Вычесть из стоимости бизнеса долг;
  • Прибавить денежные средства.

Таким образом у нас получится стоимость акционерного капитала компании.

В данном случае вы получаете post-money оценку, так как, по сути, вы уже учитываете инвестиционные деньги в прогнозе. Соответственно, вам нужно получить pre-money оценку, то есть то, сколько стоит бизнес без ваших денег.

Сделать это довольно просто: нужно от стоимости post-money вычесть объем инвестиций – и вы получите pre money оценку, от которой вы будете считать вашу долю в данном бизнесе.


ROI

Для того, чтобы оценить ваш ROI (возврат на инвестиции), необходимо получить стоимость потенциального объекта для инвестиций в определенный момент времени в прогнозном периоде – и определить стоимость вашей доли. Определив стоимость доли, вы сможете рассчитать ваш ROI при выходе из проекта или его продаже.

Что же получается на практике? Построение такой модели занимает много времени, при этом в каждой из составляющих расчета присутствует момент допущения. Мы, по большей части, имеем дело с прогнозом. Однако при корректных допущениях можно будет получить не только теоретическое руководство к действию, а систему KPI для реализации планов бизнеса и основу для бюджета на будущие периоды.  

Про другие методы оценки молодого бизнеса читайте в следующей статье.

 

 


Материалы по теме:

Как работают со стартапами в Университете ИТМО

Конвертируемый заем – что это такое?

4 главных показателя для оценки вашего рынка

Тест: Как уберечь продукт от провала?

16 метрик, которые должен знать предприниматель

Фото на обложке: Shutterstock.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно