Top.Mail.Ru
Колонки

Стоит признать: российские турфирмы отстали от Запада на 10-15 лет

Колонки
Павел Горбов
Павел Горбов

Исполнительный директор Re:Sale Expert

Павел Горбов

Не секрет, что туристическая отрасль переживает непростые времена. В разгар отпускного сезона мы решили посмотреть, что происходит на рынке готового бизнеса в этой сфере. Стоит ли сейчас покупать турфирмы? Какие у них перспективы? И что поможет пройти кризис? Ответы на эти вопросы – в колонке Павла Горбова, исполнительного директора Re:Sale Expert.

Стоит признать: российские турфирмы отстали от Запада на 10-15 лет

Спрос и предложение

Мы сравнили статистику по рынку готового бизнеса в туризме за этот год с показателями предыдущего. Предложение возросло, причем существенно, до 100%. Сейчас предприятия продаются темпами 50-60, иногда до 100 единиц в месяц. В то же время спрос не изменился: 1 к 2. Процент ликвидных объектов (те, что реализуются нами, после отбора) из всей массы — как был, так и остался на уровне 10-15%. Это те объекты, которые продаются не из-за кризиса, убытков и тому подобного, а по другим обстоятельствам.

Очевидно, что многие владельцы турфирм хотят избавиться от своего бизнеса. «Кризисный» дисконт доходит в отдельных случаях до 50%, составляя в среднем 15-20%. Если годом ранее турфирмы стоили в среднем от 3 до 6 млн рублей, сегодня большинство аналогичных бизнесов реализуются в диапазоне от 1 до 5 млн рублей.



Маржинальность снизилась на 20-25%, составляя в среднем 60 тысяч рублей в месяц. При этом годом ранее доходность составляла от 100 до 500 тысяч рублей в месяц. Исключение составляет тот самый небольшой процент ликвидных объектов, чистая прибыль которых колеблется в районе 300-350 тысяч рублей в месяц.

Сделки стали проходить сложнее и дольше. Год назад этот период составлял 2-3 недели, сегодня — 4-5 недель. Увеличились и сроки окупаемости бизнеса: 18 месяцев в этом году по сравнению с 10-11 месяцев в предыдущем.


Почему продают?

В конце 2014 года основными причинами продажи турфирм были разорение крупных туроператоров и сильные колебания курсов валют. В конце 2015 года уже 80-85% собственников бизнеса называли причиной продажи кризис, рост курса валют, запрет популярных туристических направлений.

Более пристальный взгляд на ситуацию показывает, что в 2014 году обнаружились проблемы турбизнеса, которые лишь усугубились впоследствии:

  • 52% — предполагали скорое падение рынка, особенно это сказывалось при растущей валюте и усилении санкций; 
  • 31% — решающую роль сыграли проблемы у крупных игроков (операторов). Продаваемые компании были так или иначе связаны с этими игроками;
  • 10% — толкнуло решение личных финансовых проблем в развивающийся кризис (и им нужны были деньги на решение проблем в смежном бизнесе);
  • 7% — по семейным обстоятельствам (в основном переезд за границу).

Далее ситуация осложнилась и сегодня причины продажи бизнеса следующие: 

  • 48% — называют причиной исключительно кризис и нехватку оборотных капиталов; 
  • 32% — называют санкции и проблемы по направлениям Египет и Турция;
  • 12% — называют кризис и валютные колебания, и в связи с этим отсутствие веры в ближайшее время исправить ситуацию;
  • 8% — переезд в другую страну на ПМЖ (тут стабильность).

Что дальше ?

Приходится признать сложность и крайнюю неопределенность ситуации. Мы видим, что туристический рынок словно замер, ждет сигналов от государства о том, что будет дальше, и не получает их. Главная проблема в том, что нет перспективного видения путей развития индустрии. Прогнозировать экономику бизнеса становится невозможно. В этих условиях мы как бизнес-брокер стали внимательнее проверять объекты и прогнозировать риски, проводим более жесткий отбор. Из-за этого отсевается до 85% объектов.

Сегодня много говорят о развитии внутреннего туризма. Но практика показывает, что 90% предпринимателей не верит в этот сценарий. Слишком много сложностей и проблем в этом направлении, в том числе пресловутый уровень сервиса, цены и аппетиты местных игроков. И, наконец, сами маршруты. Сейчас только сильные бизнесмены могут позволить себе заниматься внутренним российским туризмом. В принципе, они справедливо считают, что для них открываются новые ниши и возможности из-за ухода большого количества предпринимателей, оказавшихся не столь оптимистичными.


Турфирмы в России

Положение у них сложное, однако, именно такие моменты часто служат стимулом для решительного продвижения вперед. Приходится констатировать, что туриндустрия России совершенно не отвечает требованиям 21 века. Интернет-технологии, благодаря которым сегодня стремительно развивается экономика самых разных сфер во всем мире, не освоены даже и половиной участников этого рынка.



Что касается онлайн-продаж, мы отстали от Запада лет на 10-15. А ведь именно в них сегодня кроется наибольший потенциал развития российских предприятий. С наступлением кризиса произошло не что иное, как обнажение реальной ситуации.

Клиент сегодня нуждается в личном контакте с продавцом. Все чаще это становится возможным благодаря использованию современных онлайн-технологий. При этом у большей части российских турфирм этот контакт полностью отсутствует. На их сайтах нет грамотно и по всем правилам поданной информации, нет актуальных предложений, не указана окончательная цена. Да что говорить, если и самих сайтов как инструмента продаж нет, а вместо них — онлайн-визитки.

Очень редко на сайте турфирмы настроены необходимые сервисы (и просто счастье, если работает хоть одна платежная система!). Все это — далеко не полный список тех необходимых решений, которые в развитых мировых компаниях давно являются общим местом. Не взяв этот элементарный уровень, говорить о каком-то развитии просто нелепо.

Сегодня с сокращением уровня доходов и потребительской активности уже видно, кто остался на рынке, кто сумел сохранить максимальную маржу. Это сделали те, кто вовремя сориентировался и оптимизировал бизнес-процессы, сократил свои издержки и на деле внедрил новые технологии.

Главное для турфирм в России сейчас — распознать перспективы. Рынок интернет-торговли растет и будет расти, несмотря на кризис. По нашим сведениям, с 2013 по 2014 гг он вырос на 54%, а по итогам 2015-го — еще на 12%.

Тенденция освоения онлайна обычными магазинами сильно заметна. В туристическом секторе выгоды от развития через онлайн тоже становятся все более очевидными. Именно в таком пути многие найдут спасение от кризиса.

Прогнозируя ситуацию, отмечу, что к началу отпускного сезона, как мы и ожидали, при постоянно возрастающем предложении спрос стабилизировался. Сейчас он отсутствует совсем, а предложение продолжает расти. Сохранения этих тенденций мы ожидаем до начала следующего сезона, примерно к весне-лету 2017 года спрос может несколько оживиться. 


Материалы по теме:

Почему ваш туристический стартап не взлетит

10 сервисов для путешествий, которыми вы захотите воспользоваться

Турцию открыли. Но брать путевки пока рано

Бизнес-идея: открыть отель в Крыму

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 14 подкастов ко дню программиста, которые интересно послушать неравнодушным к софтверу
  2. 2 На каких конференциях можно встретить топ-менеджеров больших компаний
  3. 3 Стартапу, выходящему на ICO, нужен ментор. Зачем?
  4. 4 Как мы за три года науку популяризовали – история про бум научных сообществ
  5. 5 Как за месяц найти инвесторов, партнеров и друзей в Кремниевой долине