Top.Mail.Ru
Истории

Предпринимателям стоит поучиться ведению бизнеса у сирийских беженцев

Истории
Вероника Елкина
Вероника Елкина

Ex-Редактор «Историй»

Полина Тодорова

Многие сирийцы, переехавшие в лагерь для беженцев Заатари, открыли там свой бизнес. Их деловой хватке может позавидовать любой управленец. Ричард Дэйвис, корреспондент издания «1843», рассказал о своей поездке в Иорданию и о жизни местных предпринимателей-беженцев. Публикуем перевод его истории.

Предпринимателям стоит поучиться ведению бизнеса у сирийских беженцев

Попасть в лагеря сирийских беженцев в Иордании довольно трудно. Нужно заполнить множество бумаг и форм, не раз предъявить паспорт. Затем после некоторого ожидания власти наконец выделят вам небольшое временное окно, за которое вам будет позволено пройти. Так что, как только вам дадут «зеленый свет», нужно бросить все дела и отправляться в путь.

Я начал тщательно готовиться еще за несколько недель до своей поездки в Заатари — в итоге я взял с собой кучу вещей, которые обычно оставляю дома: запасной телефон, предоплаченные сим-карты (английские и иорданские) и огромное количество батареек и проводов. Но уже через десять минут в Заатари я понял, что зря так усиленно готовился. Лагерь беженцев представляет собой полноценное место для потребителей — в нем можно купить все, что вам нужно — а прогулки по магазинам как раз помогут вам узнать, как живут местные жители.

Заатари находится в пыльном сельском районе на окраине пустыни, недалеко от Мафрака, города в северной Иордании. Лагерь для беженцев открылся в июле 2012 года. В поисках убежища от бомбардировок в него быстро приехали семьи из сирийского региона Дараа, который находится от него всего в сутках ходьбы. Через девять месяцев лагерь населяло уже 200 тысяч человек. Он стал самым быстрорастущим и крупным лагерем для беженцев в мире (в кенийском поселении Дадааб сейчас живет более 400 тысяч беженцев, но оно представляет собой сеть из пяти лагерей, существующих уже более 20 лет).

Всюду начали появляться компании: когда лагерю исполнилось два года, в нем уже работало более 1400 фирм. Новые организации продолжали открываться с невероятной частотой. Я решил опросить местных мясников и пекарей и узнать, что нужно, чтобы открыть успешный бизнес.

zaatri

Спрос и предложение. Самый крупный магазин одежды в лагере принадлежит Мухаммеду Дженди. Его владелец всегда знает, что нужно покупателям. Фото: 1843

Первый совет, который они мне дали, знаком каждому: главное — выбрать правильное место. Все, кто приезжает в Заатари, сначала попадают на улицу, которую агентство ООН по делам беженцев (УВКБ) официально называет «Маркет-стрит 1», а местные жители — Елисейскими полями. Рядом расположены офисы гуманитарных организаций (возможно, жители дали такое название улице из-за того, что рядом с ее началом расположен французский госпиталь). В этом месте появляются самые разные клиенты — от новоприбывших беженцев до сотрудников УВКБ. Здесь каждому предоставлен выбор из множества продуктов и услуг: можно выпить неплохой кофе, постричься, приобрести свадебное платье или отведать вкусный фалафель или шаурму из курицы.

Мухаммед Дженди владеет крупнейшим магазином одежды в Заатари. Он посоветовал приложить все усилия, чтобы узнать ваших клиентов. В своих клиентах он разбирается получше любого консультанта по менеджменту. Дженди рассказал, как он опрашивал друзей и соседей, чтобы узнать, что им нужно и чего они хотят. Сначала, когда условия жизни в лагере были довольно плачевными, людям просто нужна была одежда, которая защитила бы их в суровую зиму. Когда положение улучшилось, беженцы захотели, чтобы одежда выглядела более индивидуальной. Теперь в магазине Дженди можно найти широкий выбор разноцветных спортивных костюмов для мужчин, а также спортивные куртки и джинсы разного покроя. Женщины могут купить разные платки, сумочки и туфли на высоком каблуке.

Квазим аль-Аеш со своим магазином по продаже велосипедов тоже добился успеха отчасти из-за того, что люди хотели больше индивидуальности. В Заатари нет автомобилей, но зато есть множество велосипедов. Среди них 500 прочных двухколесных велосипедов, пожертвованных Нидерландами. Но проблема в том, что все эти велосипеды выглядят одинаково. Ученые неоднократно доказывали, что основной причиной тревоги беженцев является утрата самоопределения. Нидерландские велосипеды очень популярны в лагере, и их можно продать за $200 долларов, но выглядят они очень скучно: у всех одинаковая форма и унылый черный или темно-синий цвет.

Аеш помогает жителям «прокачать» свои велосипеды — он окрашивает их в яркие цвета, вешает колокольчики и расписывает ручки руля. Его собственный велосипед выглядит просто потрясающе. Внешне он похож на мотоцикл ярко-желтого цвета с красными полосками и зеркалами, сбоку прикреплены двойные выхлопные трубы, на руле есть двойные спидометры, а сзади висит огромный знак VIP. Когда я спросил владельца насчет последнего элемента декора, тот ответил: «Ну, я же бизнесмен». Позже до меня дошли слухи, что в Заатри есть свой «Роллс-ройс», принадлежащий королю кастомизации Юсефу аль-Масри. Он представляет собой четырехколесный золотой велосипед с сидением из искусственной кожи, боковыми зеркалами и шестеренками.

zaatri

Самый шикарный велосипед в лагере. Фото: 1843

Чтобы добиться такого статуса, местным предпринимателям приходится адаптироваться к условиям. Раньше Дженди не разбирался в одежде — когда-то он владел небольшим супермаркетом в Сирии, но знал, как нужно заниматься розничной торговлей. Квазим был механиком и оказался в лагере, где не было автомобилей. Сначала он попробовал работать электриком и помогал проводить и чинить свет в домах, затем переключился на велосипеды. Tарек Дарра работал дизайнером в Сирии, а сейчас он плотник и руководит одной из самых главных мастерских в лагере.

Но Тарек сожалеет о том, что ему пришлось сменить профессию. По его словам, столярным делом заниматься нелегко. Основная проблема заключается в долговечности изделий. Жизнь беженцев довольно сурова, поэтому они стараются, чтобы все вещи прослужили долго. Стоит жителям купить деревянную кровать, полки или шкаф, они больше не возвращаются в мастерскую. Именно поэтому Тарек считает, что нужно строить свой бизнес так, чтобы клиенты к вам возвращались. Дженди с ним согласен: он старается постоянно менять стиль и цвета продаваемой одежды, чтобы инициировать спрос. Во время нашего разговора Аеш паял велосипед одного из своих клиентов. В этом и заключается преимущество его бизнеса: если вы продали кому-то велосипед, будьте уверены — теперь к вам будут постоянно приходить за ремонтом.

Предприниматели Заатари внимательно следят за ценами. Кроме того, у них есть довольно редкое преимущество: лагерь снабжается электроэнергией от УВКБ ООН, так что за нее не нужно платить. Действуют и другие стратегии. Например, Хасан аль-Арси стал успешным пекарем, потому что смог добиться экономии за счет масштабов. Он готовит огромное количество сладостей в своей главной пекарне, а затем их развозят в четыре кондитерские, расположенные в разных частях Заатари. Большие партии позволяют снизить стоимость производства. Вкус домашних сладостей настолько популярен в лагере, что Хасан планирует вскоре открыть новый магазин.

zaatri

Сладкий запах успеха. У Хасана аль-Арси четыре пекарни в лагере и скоро он планирует открыть еще одну. Фото: 1843

Кондитерская лавка Хамид Харрири торгует дешевыми копиями шоколадных эклеров от Cadbury под названием Chiko. Но большей популярностью пользуются орехи в шоколаде или млаббас — лакомство, которое он привозит из Сирии. Харрири объясняет, что Дамаск славится своими сладостями, и жители любят дарить их друг другу во время праздников.

Заработок на сувенирах из родного города открывает много возможностей и рисков. Сейчас военные действия сместились в Алеппо, на 480 километров от Дараа (13 декабря конфликтующие стороны заключили перемирие, которое затем нарушили боевики — прим. ред.). До жителей Заатари стали доходить слухи, что теперь их деревни в безопасности. Некоторые из них уже начали возвращаться домой, поэтому численность лагеря сокращается. Это хорошие новости для тех, кто хочет заново отстроить свои разрушенные войной дома. А вот для владельца пекарни, который собирался расширить свою деятельность, это проблема.

Источник.


Материалы по теме:

Как цифровые технологии помогают беженцам в Европе

Как европейцы помогают беженцам: истории о великой доброте

Предприниматели, имейте в виду: успеха в бизнесе достигнут настойчивые, а не терпеливые

Ученые планируют напечатать новую Пальмиру на 3D-принтере

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 14 подкастов ко дню программиста, которые интересно послушать неравнодушным к софтверу
  2. 2 На каких конференциях можно встретить топ-менеджеров больших компаний
  3. 3 Стартапу, выходящему на ICO, нужен ментор. Зачем?
  4. 4 Как мы за три года науку популяризовали – история про бум научных сообществ
  5. 5 Как за месяц найти инвесторов, партнеров и друзей в Кремниевой долине