Вероника Елкина

Ученые проанализировали все публичные записи Марка Цукерберга

Исследовательница Анна Лорен Хоффман проанализировала все публичные высказывания Марка Цукерберга. Как оказалось, по словам основателя Facebook можно понять, как развивалась его компания. Хоффман рассказала, что удалось узнать в ходе анализа.


Как-то раз, в 2010 году на конференции в Гётеборге наша небольшая группа ученых рассуждала о том, что легко можно получить доступ к данным о жизни разных людей, но о жизни Цукерберга мы по-прежнему знаем очень мало.

«Было бы здорово, если бы могли составить ленту развития Facebook, — рассуждали мы, попивая дешевое скандинавское пиво. — Что если бы у нас была запись всего, что когда-либо говорил Цукерберг?»

В итоге Михаэль Циммер, доцент Университета Висконсин-Милуоки, вместе с группой помощников потратил три года на проведение масштабного анализа всех публичных высказываний Марка Цукерберга, сделанных им в качестве основателя и генерального директора Facebook. Проект получил название The Zuckerberg Files.

Я лично работала с Циммером и Николасом Профересом (постдокторантом из Мэрилендского университета) и занималась организацией, программированием и проведением внутреннего анализа того, что мы назвали архивом записей. Этот архив был опубликован в июле 2016 года.

Манера речи Марка Цукерберга вызывает вопросы об отношениях между выдающимися деятелями в области технологий, об их продуктах и — самое главное — о мире, который они пытаются создать. По словам Профереса, все эти публичные заявления обладают стратегической важностью и какой-то целью. Слова, которые выбирают в речи известные инноваторы, напрямую влияют на наше восприятие созданных ими технологий.

mark

Zuckerberg Files: подробный анализ всех публичных высказываний Марка Цукерберга, сделанных им от лица основателя и генерального директора Facebook. Фото: Ллиус Джин /AFP/Getty Images

«Я могу сделать все гораздо лучше и за неделю»

В своем исследовании Циммер подчеркнул, что имя Цукерберга вызывает такую прочную ассоциативную связь с его продуктом (Facebook), какой не было ни у одного предпринимателя или компании со времен Стива Джобса и Apple. Но о чем же именно говорит сам Цукерберг? Можно ли по его манере речи узнать о его планах, о методах работы Facebook и его влиянии на окружающий мир?

Лучше всего мы знаем Цукерберга двадцатилетнего — его образ тех лет был прекрасно передан в фильме Аарона Соркина «Социальная сеть». В 2004 году молодой Марк заявил на страницах студенческой газеты Harvard Crimson, что не понимает, почему на создание онлайн-картотеки данных о студентах должны уйти целые годы. «Я могу сделать все гораздо лучше, — написал он, — и за неделю».

С помощью этой технической переделки уже существующей системы справочников нам открылась более приземленная сторона генерального директора Facebook. Хотя основное внимание нашего анализа уделялось выступлениям, интервью и официальным заявлениям Марка, мы включили в архив еще и некоторые его публичные записи на Facebook.

В основном его ранние записи представляли собой типичные посты двадцатилетнего белого мужчины. Например, тогда Цукербергу очень нравился комик Энди Сэмберг. В то время он был очень популярен в шоу Saturday Night Live, поэтому Цукерберг много о нем писал. В итоге в 2011 году его кумир изобразил Цукерберга на конференции разработчиков Facebook F8. А за девять месяцев до этого основатель Facebook сам появился на шоу Saturday Night Live и встретился с Сэмбергом и Джесси Айзенбергом (актером, который сыграл Цукерберга в фильме «Социальная сеть»).

Если покопаться в старых записях Цукерберга, то можно понять, каким был тогда не только создатель Facebook, но и сам сайт. В его постах можно найти и проявления личного вкуса (4 апреля 2009: «Мне не нравится играть в домино»), и главные вехи развития соцсети (5 сентября 2004 года: «записи на стене»).

mark

Когда в 2004 году Марк Цукерберг начал работать над тем, что впоследствии стало Facebook, он подражал попыткам Гарвардского университета создать онлайн-справочник студентов. «Я могу сделать все гораздо лучше и за неделю». Фото: Фил Фиск для издания Observer

«Открытый и объединенный мир»

Цукерберг и Facebook росли и развивались вместе — это было заметно даже в личных записях Марка. В августе 2012 года он рассказал всему миру о том, как жарит мясо:

«Сегодня я обновил свое приложения для гриля iGrill. Теперь в нем есть интеграция с Facebook, и вы можете увидеть, как другие люди во всем мире сейчас жарят мясо. Так круто. Я вот делаю стейк». Похоже, что даже говоря о жарке мяса, он не упустил возможности рассказать об "открытом и объединенном мире"».

Впервые эта мантра об «открытом и объединенном мире» прозвучала в 2008 году, во время официального объявления миссии Facebook. С тех пор Цукерберг вставляет ее в любое свое публичное заявление. Он твердит о ней, когда рассказывает о своих тренировках. Он повторил ее, когда сообщил о первичном публичном размещении акций компании и о беременности своей жены. Цукерберг даже вставил эти слова в обсуждение убийства Филандо Кастиля (в июле 2016 года видео гибели Кастиля от рук полиции Миннесоты набрало более 4,5 миллиона просмотров).

Слова об «открытом и объединенном мире» указывают на значительные перемены в амбициях компании. В ранних интервью Цукерберг подчеркивал, что Facebook это просто средство, которое призвано помочь людям быстро найти информацию об окружающих. 

Но к 2010 году миссия «открытого и объединенного мира» захватила все. В речи Цукерберга стали проскакивать фразы, которыми он как бы переписывал историю развития Facebook. Он начал говорить о том, что Facebook всегда был призван «выполнить миссию [компании], которая заключалась в том, чтобы дать людям возможность делиться информацией и сделать мир более открытым и объединенным».

mark

Цукерберг со своей женой Присциллой Чан и дочерью Макс. Генеральный директор постоянно говорит о своем видении «открытого и объединенного мира». Эти слова он даже употребил, когда сообщил о беременности жени. Фото: AP

Все это также указывает на некий моральный сдвиг в деятельности компании. От обычного поиска она перешла к социально-политической миссии. Открытый и объединенный мир — это нечто большее, чем мир, в котором люди могут делиться между собой информацией и взаимодействовать друг с другом. Это лучший мир, полный понимания и сочувствия. В нем есть «множество добрых человеческих дел, которые делают наше общество лучше», — сказал Цукерберг в 2010 году.

Примерно такие же слова Цукерберг использовал и в большинстве официальных извинений, которые они приносил по поводу смены дизайна сайта. В 2006 году, до того как окончательно сформировалась мантра об «открытом и объединенном мире», Цукерберг — с некоторой долей снисходительности — призывал пользователей «успокоиться» и «выдохнуть» в ответ на их реакцию на добавление новостной ленты.   

Генеральный директор Facebook оправдывал это нововведение, утверждая, что «Facebook — это место для связи с настоящими друзьями». После множества жалоб пользователей (и давление властей) на запутанные настройки конфиденциальности, в 2010 году Цукерберг принес свои извинения и пообещал, что улучшит параметры конфиденциальности, но продолжит работать над созданием… да, вы угадали: более открытого и объединенного мира. Но становится ли благодаря Facebook наш мир действительно более открытым и объединенным, или же компания просто создает основную социальную сеть, из которой людям не захочется выходить?

«Здесь люди остаются на связи, даже если им не хочется брать телефон»

Из-за приверженности Цукерберга идее «открытости» и меняющегося описания миссии его сайта складывается впечатление, что Facebook — это такое универсальное средство социального добра. Цукерберг представляет его как сервис, который упрощает мелкие социальные взаимодействия («Я считаю, что она [сеть Facebook] позволяет людям оставаться на связи… даже тем, кому не хочется брать телефон, кому-либо звонить и договариваться о встрече») и поддерживает демократический настрой («Мы верим, что создание средств, которые позволяют людям делиться информацией, помогут нам вести более честный и открытый диалог с правительством, что приведет к усилению власти народа»).

Открытость, которую предлагает Facebook, «оказывает значительное влияние на многие ключевые институты общества — средства массовой информации, экономику, а также на отношение людей к власти и оценку ее правления».

Видение мира Цукерберга выглядит вполне искренним. Его слова — не просто демонстрация бренда, а выражение его точки зрения и амбиций его бизнеса, в которые он глубоко верит.

«Мне просто очень повезло, — сказал Цукерберг по случаю десятого дня рождения Facebook. —  Я ощущаю огромную ответственность и постараюсь сделать так, чтобы все наши сотрудники понимали, в каком уникальном положении мы находимся, и что мы должны стараться изо всех сил».

Но как оказалось, такая искренность подпитывается еще и социальным и экономическим консерватизмом, подаваемым под прикрытием современных слов об открытости. Цукерберг хочет видеть улучшенные версии всего, что его окружает, — и Facebook должен стоять во главе поддержки и создания таких инноваций.

Цукерберг встретился на шоу Saturday Night Live с актером Джесси Айзенбергом, который сыграл его в фильме «Социальная сеть».

Временами кажется, что Цукерберг почти осознает свое положение и тут же пытается отговориться:

«Раньше я действительно не думал, что Facebook станет бизнесом. Сейчас же я считаю, что построение компании — это один из самых эффективных способов применения инициатив множества умных людей во благо перемен».

«Люди не только общаются с друзьями и родственниками, но и создают свой бренд»

Многие критики в СМИ уже давно указывают на то, что весь этот упор на инновационность и выполнение социальной миссии является искусным прикрытием коммерческих целей сайта. Как заявил исследователь в области интернета и коммуникаций Николас Джон, когда такие компании, как Facebook, начинают выставлять передачу данных рекламодателям в позитивном ключе, это значит, что они «прикрывают сугубо коммерческие отношения».

Когда организации, бренды и знаменитости стали использовать сайт как потенциальные рекламодатели, Цукербергу и его компании пришлось подстроить социальную сеть под этих новых игроков бизнеса (так появились страницы и профили для общественных деятелей).

Вместо того чтобы отделить таких коммерческих пользователей от рядовых обывателей, Цукерберг решил перераспределить все роли в рамках экономики и выгоды.

«Подумайте о том, чем сейчас занимаются люди в Facebook. Они общаются с друзьями и родственниками, но также создают здесь некий образ о себе, можно сказать, собственный бренд… Если подумать в таком ключе о магазинах и брендах, то можно понять, что все делают одно и то же».

Как недавно выяснилось, в итоге такого объединения обычных и коммерческих пользователей социальная сеть стала поощрять обмен коммерческим или развлекательным контентом, но не важной личной информацией. Главный минус таких перемен — мы потеряли часть свой индивидуальности и уникальности — теперь любой друг, родственник, гражданин или просто человек оценивается только как потребитель или продукт компании.

Но словами об открытом и объединенном мире нельзя просто так разбрасываться. Лучше всего на этот счет, пожалуй, высказалась доктор Сафия Ноубл в научной работе о том, как в социальных медиа наживаются на новостях о насилии среди афроамериканского населения. Похоже, что Цукерберг либо не замечает проблем современной реальности, либо его устраивает тот уровень сопутствующего ущерба культуре и обществу, который возникает в погоне за открытым и объединенным технологическим видением.


Материалы по теме:

Стартапы, берегитесь: Марк Цукерберг стал новым Биллом Гейтсом

Правдивая история основания Facebook

Внутри амбициозного плана Facebook по объединению всего мира

Facebook раздал бесплатный интернет для 15 млн человек

Видео по теме:

comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно