Содержание
В начало
О чём закон 161-ФЗ и о каком мошенничестве речь
Признаки подозрительных операций
Что делает банк, если операция подозрительная
Что происходит при приостановке или отмене операции по 161-ФЗ
Что делать, если вашу карту заблокировали по 161-ФЗ

Блокировки по 161-ФЗ: причины, алгоритмы действий

Что делать, если вас вдруг почему-то заблокировали

Если вы оказались в этом материале, вероятно, вы уже столкнулись или хотя бы наслышаны о блокировках по 161-ФЗ. Блокировки счетов по 161-ФЗ должны защитить пользователей от мошенников. Если банк заподозрит владельца карты или счёта в чём-то незаконном, он может приостановить транзакцию и прекратить все операции до тех пор, пока клиент не докажет их целесообразность. Любые блокировки неприятны. Давайте разберёмся, как банки исполняют 161-ФЗ, какие последствия у блокировки и как восстановить доступ к своим счетам.

О чём закон 161-ФЗ и о каком мошенничестве речь

Закон 161-ФЗ принят в 2011 году и регулирует работу национальной платёжной системы России, то есть следит за тем, чтобы все безналичные расчёты между юридическими и физическими лицами были законными.

По закону банки обязаны проверять, не занесены ли их клиенты или контрагенты клиентов в базу данных Центробанка. В эту базу попадают реквизиты тех, кто может быть связан с нелегальной деятельностью. Попадание туда приводит к блокировке карт и счетов клиента. Причём для этого не обязательно проходить в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу. ЦБ РФ не разглашает, как конкретно формируется база, но одним из признаков могут быть жалобы клиентов других банков.

В июле 2024 года вступили в действие изменения, усиливающие защиту клиентов от действий мошенников. Согласно новым нормам, банки должны предупреждать пользователей о том, что с их счёта или карты происходит подозрительное списание. Если проверка подтвердит нарушение, эту транзакцию отклонят, а счета злоумышленника заблокируют во всех финансовых учреждениях.

В законе отдельно указано, что блокировку счетов и карт в банке проводят обязательно, если этого требуют полиция, прокуратура или другие государственные органы. Во всех остальных случаях решение принимаются индивидуально.

Что может послужить поводом к блокировке:
Личное обращение клиента о том, что указанный перевод он не проводил операций.
Подозрение банка, который по определённым критериям считает операцию подозрительной.
Сведения, предоставленные правоохранительными органами.

Признаки подозрительных операций

А как же понять, какая операция подозрительная, с точки зрения банка, а какая нет?

Под определение подозрительных попадают финансовые операции, которые проводились без согласия владельца карты или счёта. Также сюда относят транзакции, согласие на которые было получено обманом.

Например, если мошенник втёрся в доверие к бабушке и она добровольно переводит деньги со своей карты, это действие будет подпадать под критерии закона 161-ФЗ. Или если покупая что-то в интернете, вы попали на фишинговый сайт и перевели деньги за несуществующий товар мошенникам.

Признаки мошеннических операций, которые могут привести к блокировке карты, перечислены в Приказе ЦБ.

Вот некоторые из этих признаков:
Получатель уже был замечен в случаях мошенничества и совершал переводы без согласия владельца карты или счёта, а его данные занесены в базу ЦБ.
Данные об устройстве или программном обеспечении, которые использовались для перевода, находятся в базе данных мошенников.
Основные характеристики операции, место её проведения, устройство, сумма, периодичность и другие параметры не соответствуют обычным транзакциям владельца карты.
В отношении получателя возбуждено уголовное дело.

Например, если человек использует карту для ежедневных покупок в магазинах на 500–1000 рублей, нетиповой операцией для него будет перевод средств по СБП на 100 000 рублей. Другой вариант — если владелец счёта обычно переводит деньги только через приложение для телефона и постоянно находится в Москве, под подозрение попадает операция, которую совершает пользователь, находящийся в Оренбурге.

Несмотря на существующие критерии подозрительных действий, банк всё равно обязательно проводит проверки операций, как этого требует 161-ФЗ.

Алгоритмы проверки транзакций банки разрабатывают самостоятельно. Кроме того, в России действует автоматизированная система обработки инцидентов — АСОИ. С её помощью банки и другие участники финансового рынка обмениваются информацией между собой, правоохранительными органами, операторами сотовой связи.

Что делает банк, если операция подозрительная

Банк выявляет подозрительные действия с платёжными инструментами тремя способами:



  • Самостоятельно с помощью внутренних алгоритмов.
  • Получая данные из Банка России.
  • Получая данные из финансового учреждения, которое обслуживает получателя.
Проверка проводится в три этапа:
1.
Сначала проверяют получателя перевода. Если он находится в базе данных мошенников, транзакцию приостанавливают, ей присваивают статус подозрительной.
2.
Потом определяют параметры устройства, с которого производится перевод или выполнен вход в онлайн-банк. Если они совпадают с указанными в базе, операцию также задерживают.
3.
В конце анализируют характер операции. Если она резко отличается от типичных по сумме, времени, месту, частоте или другим параметрам, платёж относят к подозрительным.

Банки обязаны заранее разработать алгоритмы действий, согласно закону 161-ФЗ, зафиксировать их во внутренней документации и придерживаться установленного порядка в работе.

Если подозрение на мошенничество обнаружил банк, через который отправляют платёж со счёта или карты, он действует по такой схеме:

1.
Предотвращение нарушения. Банк блокирует и отменяет операцию.
2.
Уведомление владельца счёта или карты. Банк направляет информацию о подозрительной операции и даёт рекомендации о дальнейших действиях. При этом он должен убедиться, что пользователь осознаёт характер операции и добровольно даёт согласие на неё.
3.
Подтверждение. Если пользователь действительно хотел перевести деньги и не стал жертвой мошенников, банк по его указанию проводит операцию в течение дня. Если по прошествии двух дней никакой информации от клиента не поступит, транзакция будет окончательно отменена.

Также встречаются ситуации, когда признаки платежа без согласия выявляет банк, в который отправлены деньги. В этом случае он сообщает об этом в банк, из которого поступает перевод.

Если финансово-кредитные учреждения не выполняют требования закона 161-ФЗ и проводят подозрительные переводы без проверок, они должны возместить клиенту понесённый ущерб.

В случае утери карты клиент должен уведомить об этом банк, после чего тот приостанавливает все операции. Если он этого не сделает, он обязан возместить все траты, которые были в течение месяца после отправки уведомления держателем карты.

Что происходит при приостановке или отмене операции по 161-ФЗ

Если банки относят операцию к подозрительной, у владельца карты два варианта:

1.
При подтверждении перевода финансовая компания отправляет получателю деньги через 48 часов. Этот срок установлен 161-ФЗ. Ускорить процесс, даже если пользователь сразу подтвердил законность, невозможно.
2.
Если клиент отказался от транзации или не ответил, банк возвращает задержанные деньги на счёт клиента. Это происходит также после истечения 48 часов.

Если операция отклонена, но деньги нужно отправить, банки рекомендуют пользоваться другими платёжными инструментами. Это помогает, когда по каким-то причинам электронное платёжное средство уже попало в базу Банка России.

Например, клиент в гостях у друга в другом городе зашёл с его компьютера в онлайн-банк и сделал перевод на крупную сумму. Такая операция будет подозрительной. Но если он отправляет её со своего телефона через приложение, транзакцию не задержат.

Заранее определить, какая операция попадёт в разряд совершенных без добровольного согласия, невозможно.

Если коммерческий банк считает, что сведения относительно клиента внесены в базу Банка России необоснованно, он может самостоятельно отправить туда заявление об исключении. Как только информация из БД будет удалена, банк должен сразу же возобновить операции.

Блокировка платёжных средств по 161-ФЗ означает, что клиент не сможет пользоваться картами и счетами, заходить в приложение и в личный кабинет. Он не сможет совершать переводы, платить бесконтактным способом или по QR-коду, снимать деньги в банкомате. Но при этом у клиента остаётся возможность получать входящие переводы.

Для предотвращения блокировки карт и счетов придерживайтесь нескольких советов:

Проверяйте реквизиты перед оплатой. Собирайте документы и доказательства законности платежа, так как их можно будет позже приложить к заявлению на исключение из базы данных.
Не проводите операции, которые будут расценены как нетипичные. Например, не соглашайтесь на просьбы друзей прогнать через карту крупную сумму.
Диверсифицируйте то, как вы храните средства. Часть денег оставляйте наличными, кладите на карту родственников или на электронные кошельки, не связанные с банками.

Большинству клиентов банков беспокоиться не о чем. Наоборот, закон 161-ФЗ защищает их от действий злоумышленников. Однако из-за сырости механизма им пользуются мошенники. Часто такие ситуации возникают при обмене криптовалют через третьих лиц. В результате можно попасть в базу даже в том случае, если ни разу не нарушал закон и не пытался этого сделать.

Чтобы избежать подобных проблем, рекомендуется активно пользоваться платёжными средствами банка, а в случае необходимости совершить большой нетиповой перевод — обращаться к сотрудникам в отделении, где можно сразу подтвердить свою личность и намерения.

Кроме того, ни в коем случае нельзя предоставлять реквизиты своих карт и счетов, а также свои устройства третьим лицам начиная от родственников заканчивая «представителями службы безопасности банка».

Что делать, если вашу карту заблокировали по 161-ФЗ

Банки блокируют карты и счета не по своему желанию, а по требованию 161-ФЗ. Кроме того, они не могут самостоятельно снять блокировку, пока платёжные инструменты и плательщик находятся в базе данных Банка России.

Если блокировка произошла, нужно сразу принимать меры. Проверка проходит достаточно долго, и в течение всего этого срока доступа к деньгам на счетах у клиента не будет.

Порядок действий при возникновении проблемы:
Связаться с банком, в котором оформлена карта или открыт счёт. Представитель службы поддержки объяснит, по каким причинам произошла блокировка. У него же можно узнать порядок подачи заявления.
Подготовить заявку. Необходимо составить письмо в Банк России и приложить любые документы, которые подтверждают законность ваших действий.

В случае немотивированного отказа в блокировке необходимо обращаться в суд. Для представления интересов лучше воспользоваться услугами юриста, который специализируется на банковском праве.

Фото на обложке: Nadzeya Haroshka / Getty Images.