Содержание
В начало
Зачем защищать свой бренд
Что такое интеллектуальная собственность в бизнесе
Как защитить свой бренд и интеллектуальную собственность
Почему это важно для селлеров на маркетплейсах
Как подключить «Альфа-Безопасность»

Как защитить бренд и избежать рисков

Рассказываем, зачем регистрировать интеллектуальную собственность и чем может помочь банк

Каждый год Роспатент регистрирует десятки тысяч товарных знаков, изобретений и сделок с интеллектуальными правами. Только в 2023 году подали более 143 000 заявок на товарный знак. Это всё потому, что предприниматели понимают: надо охранять бренд и уметь защитить свои права, если появятся претензии. 


В этой статье вы узнаете, почему критически важно защитить интеллектуальную собственность бизнеса, как это делать грамотно и кому можно делегировать эту задачу.

Зачем защищать свой бренд

Бренд — это не просто название компании или логотип. Это ценнейшие активы бизнеса: репутация, доверие клиентов и конкурентное преимущество. Когда клиент покупает ваш продукт, он ожидает определённое качество или впечатление, эмоциональный опыт. Если конкурент скопирует ваш продукт и будет продавать подделки низкого качества под вашей торговой маркой, клиент разочаруется именно в вашем бренде. В результате вы потеряете доверие покупателей и потенциальную прибыль.

Вот основные причины для защиты бренда:
избежать кражи бренда и путаницы для клиентов;
снизить репутационные риски;
защититься от штрафов и санкций;
повысить стоимость бизнеса.

Если нарушить права на бренд, можно столкнуться с серьёзными (и дорогостоящими!) юридическими проблемами и даже потерять репутацию и своё место на рынке.

Какими могут быть юридические последствия:
гражданско-правовая ответственность (компенсация правообладателю);
административная ответственность (штраф);
уголовная ответственность (лишение свободы).

Что такое интеллектуальная собственность в бизнесе

Если кратко, это ваш интеллектуальный капитал. Это результаты творчества и умственного труда. Любой капитал, включая интеллектуальный, нужно охранять. Для этого существуют патенты, регистрация товарных знаков, авторских прав и коммерческой тайны. Всё это делает ваш бизнес уникальным и защищает от недобросовестных конкурентов и подделок.

Какую интеллектуальную собственность можно зарегистрировать
Какую интеллектуальную собственность можно зарегистрировать

Товарный знак, патент и авторские права регистрируются в Роспатенте. Эта процедура обеспечивает защиту интеллектуальной собственности вашей компании.

Топ-5 причин отказа в регистрации товарного знака, по данным RB.RU:
Такой же товарный знак или очень похожий на него уже зарегистрирован.
В вашем товарном знаке нет ничего уникального и им можно назвать любой другой товар.
Товарный знак содержит государственную символику.
Товарный знак может ввести покупателя в заблуждение.
Товарный знак не соответствует общепринятым моральным нормам.

Коммерческая тайна регламентируется внутренними документами компании. Обычно для защиты интеллектуальной собственности создают положение о коммерческой тайне, а с сотрудниками заключают договоры на создание продуктов. Также можно заключать соглашения о конфиденциальности с сотрудниками и партнёрами.


Не всегда легко определить, что именно можно считать как коммерческой тайной компании. За это отвечает Федеральный закон «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 № 98-ФЗ. В список засекреченной информации входят технологии производства, финансовые и маркетинговые данные, данные контрагентов и клиентов.

Пример

Михаил — опытный бариста и владелец кафе «Кофебара». Многие постоянные клиенты считают, что здесь лучший кофе в городе, особенно по авторским рецептам. Однажды бывший сотрудник Михаила решил открыть своё кафе и начал готовить напитки по фирменным рецептам «Кофебары», причём по более низким ценам. В результате бизнес Михаила начал терять клиентов. Если бы он позаботился о защите интеллектуальных прав и зарегистрировал рецепты как коммерческую тайну, то смог бы предотвратить эту ситуацию либо подать в суд на бывшего сотрудника.

Что нельзя зарегистрировать как коммерческую тайну:
учредительные документы и сведения о регистрации компании;
бухгалтерскую отчётность;
потребительскую информацию о товарах;
задолженность компании по налогам;
отчёты о загрязнении компанией окружающей среды, о противопожарной безопасности, о санитарно-эпидемиологическом состоянии производства.

Как защитить свой бренд и интеллектуальную собственность

Главный метод защиты прав — их регистрация. В России права на интеллектуальную собственность оформляет Роспатент. Это небыстрый процесс, обычно он занимает несколько месяцев. Поэтому при подаче документов подготовьтесь к длительному ожиданию. 


Обычно рекомендуют доверить оформление документов юристу по интеллектуальному праву — штатному или на аутсорсе. Ведь если делать всё самостоятельно, придётся долго изучать законы и тонкости системы, то есть тратить время и силы, которые можно было бы направить на развитие бизнеса. Любая ошибка при регистрации интеллектуальной собственности может стоить компании репутации и больших денег.


Помимо услуг юриста, вам могут понадобиться патентные поверенные, а ещё надо будет оплатить государственные пошлины. В общем, много всего и сразу.


Сейчас есть удобные сервисы по защите интеллектуальных прав, в которые включены юридические и другие услуги. За вас изучат и оформят все документы, зарегистрируют права на интеллектуальную собственность в Роспатенте и проконсультируют по всем вопросам. Так что вы можете делегировать всё профессионалам.

Например, такая услуга есть в подписке «Альфа-Безопасность» от Альфа-Банка. Она создана для защиты безопасности вашего бизнеса и его интеллектуальной собственности.

Что входит в сервис по защите бренда:
поддержка от заявки до подтверждения регистрации товарного знака;
помощь со сбором документов и их подачей;
ускоренная регистрация со скидкой 50%;
онлайн-консультации по защите интеллектуальных прав.
Чем отличаются самостоятельная защита бренда и сервис «Защита бренда»
Чем отличаются самостоятельная защита бренда и сервис «Защита бренда»

Почему это важно для селлеров на маркетплейсах

На маркетплейсах защита интеллектуальной собственности важна не меньше, чем в классическом бизнесе. 


Во-первых, продавцы, которые регистрируют свой бренд и интеллектуальные права, смогут защищаться от подделок. 


Во-вторых, репутация маркетплейса, на котором продают подделки, снижается, покупатели меньше доверяют таким площадкам, и из-за этого падают продажи. Для селлеров это потеря прибыли и каналов сбыта. 


Получается, что несоблюдение прав на интеллектуальную собственность наносит ущерб всей экосистеме маркетплейсов. Поэтому селлерам нужно правовая защита.


Сейчас маркетплейсы внимательно следят за тем, чтобы на их площадках не продавались подделки, но всё же селлеры должны сами уметь охранять свои права на и знать о правовых методах защиты. Например, перед тем, как подать в суд, можно сообщить о нарушении интеллектуальных прав прямо на сайте Роспатента.

Пример

У Алины небольшое производство авторской керамики, которую она продаёт на Wildberries под брендом «Лапки и хвостики». Однажды клиент написал Алине в соцсетях, что видел подобные изделия у другого продавца, и прислал ссылку на страницу товара. Действительно: кто-то продавал практически неотличимые изделия под брендом «Лапы и хвосты». И в карточке товара было много отзывов. Значит, Алина потеряла часть потенциальной прибыли из-за этих подделок. Но предпринимательница давно зарегистрировала свой бренд и авторские права на дизайн рисунков на посуде, поэтому она может подать в суд на продавца подделок и получить правовую защиту.

Как подключить «Альфа-Безопасность»

Очень просто. Несколько кликов — и ваш бренд и интеллектуальная собственность под защитой.

Если вы ещё не бизнес-клиент Альфа-Банка, нужно открыть расчётный счёт. Для этого заполните заявку на сайте, затем пообщайтесь менеджером и подпишите документы. Подключить сервис «Альфа-Безопасность» можно сразу при открытии счёта либо в любое время после этого — в интернет-банке или приложении.

Если вы уже бизнес-клиент Альфа-Банка, зайдите в раздел «Сервисы» в интернет-банке или приложении, перейдите на страницу подписки и подключите «Альфа-Безопасность».



Готово!

null