В России очень востребованы бьюти-услуги, и спрос на них продолжает расти. Несмотря на высокую конкуренцию, начать свой бизнес в этой индустрии как самозанятый или ИП не так уж сложно.
В этой статье разберёмся, как превратить любовь к красоте в прибыльный бизнес. Вы узнаете, как выбрать свою нишу, на какие особенности этой индустрии обратить внимание, как привлечь первых клиентов и удержать их, а ещё как избежать распространённых ошибок, которые допускают новички.
Кто такой бьюти-мастер и чем он занимается
Начнём с главного: бьюти-мастер — это специалист, который работает в индустрии красоты. Он помогает людям выглядеть, а иногда и чувствовать себя лучше. Это может быть косметолог, парикмахер, стилист, визажист, мастер по маникюру и педикюру, бровист, лэшмейкер (специалист по наращиванию, ламинации и окрашиванию ресниц).
Что нужно для старта: минимальный набор
Образование
Без этого никуда! Даже если вы от природы талантливы, клиенты хотят видеть дипломы и сертификаты. Минимум — базовый курс по вашей специализации. А для косметолога важно получить высшее медицинское образование.
Ещё нужно следить за трендами (это важно для парикмахеров и визажистов) и технологическими новинками (это особенно нужно косметологам).
Инвестиции
Да, вход в индустрию красоты не бесплатный. Но сумма зависит от вашей специализации.
Если вы будете снимать помещение для приёма клиентов, то понадобится оплачивать аренду, ЖКХ и, вполне вероятно, ремонт.
Сразу купите качественные аппараты, инструменты и расходные материалы. Да, они могут быть дороже, но прослужат дольше. А вот с дополнительным, необязательным оборудованием можно подождать. На старте ваша цель — собрать минимально необходимый набор для работы.
Если вы понимаете, что сразу или вскоре будете нанимать сотрудников, то это тоже нужно заложить в расходы.
Вам стоит запастись деньгами не только на первоначальные инвестиции в проект, но и на три месяца работы — это будет вашей финансовой подушкой на первое время, когда клиентов ещё не очень много.
А о том, где взять деньги на свой бизнес, мы рассказываем в отдельном курсе.
Как выбрать нишу
Не получится быть мастером на все руки. Лучше выберите конкретное направление и станьте в нём профессионалом.
Например, если в вашем районе города много салонов с обычным маникюром, но нет мастеров по сложному, креативному дизайну, а вы как раз умеете это делать — вот вам и ниша.
Как зарегистрировать свой бизнес
Если вы решили открыть своё дело в бьюти-сфере, а не работать в найме, то нужно сразу решить, как вы зарегистрируете бизнес.
Для старта в качестве мастера идеальна самозанятость. Простая регистрация, минимум бумажной волокиты, отсутствие кассы, а налог — всего 4% от полученного дохода и 6% от дохода при сотрудничестве с ИП и организациями. Это идеальный вариант для начинающего специалиста, который хочет попробовать работать на себя.
При открытии салона выбирают между ИП и ООО. Самозанятость уже не подходит как минимум потому, что на этом режиме нельзя зарабатывать больше 2,4 млн рублей в год и нанимать сотрудников. Да, у ИП могут быть выше налоги и страховые взносы, но и возможностей больше. Например, при открытии салона вы сможете также продавать косметику и аксессуары, в то время как самозанятые могут торговать только товарами собственного изготовления.
В некоторых случаях можно совмещать самозанятость и ИП. Для этого нужно открыть ИП и стать плательщиком налога на профессиональный доход. Такой статус называется ИП на НПД.
Это может стать переходной стадией, когда вам уже «тесно» в рамках самозанятости и вы раздумываете о развитии бизнеса.
Форму ООО обычно выбирают уже состоявшиеся компании, а также в случаях, когда учредителей два или больше.
Совмещать свой бизнес в индустрии красоты с работой в найме вряд ли получится. Салоны не любят, когда их мастера уводят клиентов, и следят, чтобы они, например, не обменивались номерами телефонов.
Подготовка к работе с первыми клиентами
Прежде чем давать рекламу, убедитесь, что у вас есть:
1. Портфолио
Если у вас ещё нет каталога работ, начните с примеров на моделях (друзья и родные в помощь). Сделайте качественные фото до/после, при необходимости обработайте фотографии — скорректируйте яркость и контраст, замените фон. Если не умеете работать в графических редакторах, попробуйте обрабатывать фото с помощью нейросетей.
Портфолио стоит выкладывать в соцсетях или на сайте, если он у вас есть.
2. Аккаунт в соцсетях или сайт
Создайте профессиональный профиль в социальных сетях — это станет вашей визитной карточкой. Здесь вы можете рассказывать о себе, о профессиональном образовании и об опыте в бьюти-сфере, о своих услугах, выкладывать фото своих работ, общаться с клиентами. Также в некоторых сервисах можно добавить кнопку для быстрой записи.
Важно отвечать на сообщения в соцсетях максимально быстро. Иначе потенциальный клиент уйдёт к другому мастеру, пока вы будете медлить с ответом.
Добавьте описание услуг и цены в закреплённый пост или в актуальные истории, чтобы клиентам не пришлось листать все посты в поисках нужной информации.
Чтобы узнать, как вести страницы в соцсетях и выстраивать свой личный бренд, посмотрите наш специальный курс.
Если ваше дело развивается, стоит задуматься о сайте. Продумайте его наполнение, а затем следите за актуальностью размещённой информации, особенно за ценами. Для начинающих предпринимателей, которые не готовы обращаться к программистам, подойдут конструкторы сайтов. Например, бесплатный конструктор сайтов для предпринимателей предлагает Альфа-Банк вместе с One Бизнес. Здесь даже можно сгенерировать сайт с помощью нейросетей — для этого нужно просто описать задачи своего бизнеса.
3. Прайс-лист
Изучите цены конкурентов. На старте можно поставить цены чуть ниже рынка, но не демпингуйте сильно.
Также можно предлагать специальные цены для новых клиентов и давать скидки на следующие визиты или пакеты услуг. Придумывайте сезонные акции (например, к Новому году или 8 Марта), комплексы услуг и, например, особые предложения для подготовки к свадьбе.
Подумайте, будете ли вы предлагать подарочные карты на свои услуги. Если да, выберите формат, номиналы, способы оплаты и получения сертификатов.
4. Удобное рабочее место
Бьюти-коворкинг — это специальное пространство для работы парикмахеров, бровистов, визажистов, косметологов, массажистов и других мастеров. Обычно рабочие места уже оснащены всем основным оборудованием. Мастера могут арендовать место в коворкинге на месяц или платить за каждый час работы.
5. Приём платежей
Заранее подумайте, как будете принимать оплату от клиентов. Разные люди предпочитают разные способы, поэтому лучше предусмотреть несколько вариантов.
Самозанятые могут принимать платежи наличными или переводом на личную карту, банковский счёт или электронный кошелёк.
Также можно получать деньги через СБП по QR-коду или номеру телефона. За каждую оплату нужно оформлять чек в приложении «Мой налог» и отправлять его клиенту.
Для ИП и ООО доступно больше вариантов. Помимо наличных и СБП, можно подключить эквайринг. Для этого нужно открыть расчётный счёт в банке. На этот же счёт вам смогут переводить деньги другие ИП или юридические лица.
А ещё ИП и ООО обязаны подключить кассу и выдавать чеки клиентам. Исключения перечислены в статье 2 закона № 4-ФЗ.
На старте выберите два–три самых популярных способа оплаты. Например, для самозанятых: наличные + СБП. Для ИП: эквайринг + СБП. Остальные способы подключайте по мере необходимости и при заметном росте клиентской базы.
6. Хороший сервис
Продумайте всё до мелочей: от записи клиентов до правил отмены посещения. Подключите онлайн-календарь для удобной записи, например, сервис YCLIENTS. Подготовьте ответы на часто задаваемые вопросы и скрипты для работы с жалобами и проблемными клиентами.
Решите, чем занять посетителя во время ожидания и процедуры. Для этого держите в своём кабинете воду, чай, кофе, журналы, а также книги, раскраски и карандаши для клиентов с детьми.
Подключите Wi-Fi для гостевого доступа и разместите табличку с названием сети и паролем на видном месте. Установите колонку и выберите плейлист с музыкой, которая будет приятна каждому посетителю. Купите зарядки для разных типов телефонов.
Поставьте шкаф или вешалку для верхней одежды. Обеспечьте чистоту и порядок в помещении. Держите под рукой аптечку первой помощи.
Подумайте о приятных мелочах. Поздравляйте клиентов с днём рождения — на этот случай можно держать небольшой запас десертов, печенья и праздничных напитков. Дарите пробники новых средств. Давайте полезные советы по уходу после процедур и отправляйте клиентам в мессенджерах (но предварительно обязательно получите их согласие на это).
Именно уровень сервиса часто становится решающим фактором, почему клиенты возвращаются именно к вам.
Где искать клиентов
Продвигать свой бьюти-бизнес можно онлайн и офлайн. И не стоит ограничиваться только интернетом — обычные, «реальные» методы всё ещё успешно работают и помогают привлечь клиентов.
Онлайн-продвижение
1. Социальные сети и мессенджеры: ВКонтакте, Инстаграм*, Телеграм
Регулярно ведите свои страницы, аккаунт должен быть активным. Показывайте процесс работы с фотографиями и видео, рассказывайте, что и как происходит, публикуйте фото до/после. Используйте сторис и отвечайте на все комментарии, даже негативные.
Вступите в местные группы ВКонтакте и в Телеграме, пишите посты о своих услугах (но не слишком часто), сообщайте об акциях и новинках — это поможет найти клиентов среди соседей.
2. Яндекс Карты, 2ГИС, Google Карты
Оформите карточку своего кабинета или салона, регулярно добавляйте новые фотографии. Просите довольных клиентов оставлять отзывы, а за это можете предлагать скидку на следующий визит. Отвечайте на все отзывы, в том числе негативные. Следите за рейтингом и не допускайте его понижения.
4. Сарафанное радио 2.0
Просите довольных клиентов оставлять отзывы на онлайн-сервисах с картами, в социальных сетях. Предлагайте скидки и бонусы за рекомендации. Создайте реферальную программу, чтобы клиентам было выгодно приглашать к вам друзей и знакомых.
5. Реклама в интернете
Выделим два основных варианта: таргетированная реклама и платное продвижение в поисковиках.
Таргетированную рекламу можно настроить ВКонтакте, в MyTarget и Телеграм. Для этого вам нужно будет понимать характеристики своей целевой аудитории, чтобы точнее настроить объявления и найти клиентов.
Начните с небольших бюджетов и тестируйте разные креативы. Что может зацепить аудиторию: фото до/после, короткие видео процесса работы, акции для новых клиентов, пакетные и сезонные предложения.
Рекламу в поисковиках можно попробовать в сервисе Яндекс Директ. Здесь тоже сначала лучше тестировать разные форматы с минимальными вложениями.
Также используйте ретаргетинг. Настройте показы рекламы тем, кто уже интересовался вашими услугами, посещал ваши страницы в соцсетях или сайт.
Во время рекламной кампании и после неё внимательно следите за метриками, фиксируйте все данные. Основные параметры: стоимость привлечения одного клиента и конверсия в запись. Ведите учёт расходов на рекламу и доходов от неё. Оцените, какие каналы лучше всего привлекают клиентов, а какие не работают.
Офлайн-продвижение
1. Коллаборации
В зависимости от вашей специализации вы можете договориться о взаимовыгодном сотрудничестве фотографами, организаторами свадеб и другими специалистами, чтобы ваши услуги дополняли друг друга.
Также можно сотрудничать с кафе, фитнес-клубами и другими местами, которые посещает ваша целевая аудитория. Например, запустите совместную акцию «Купите кофе и десерт и получите 5% скидку на маникюр в соседнем салоне». И в обратную сторону: «Сделайте маникюр и педикюр в нашем салоне и получите десерт в подарок в кофейне напротив». Так вы сможете привлечь новых клиентов.
2. Участие в мероприятиях
Ивенты — это не только прямые продажи. Это отличный способ повысить узнаваемость вашего бизнеса, найти партнёров, получить эффектные фото для портфолио, вдохновиться на новые направления работы и собрать обратную связь от потенциальных клиентов.
На каких мероприятиях стоит бывать? На свадебных выставках и днях открытых дверей в свадебных салонах, на мастер-классах и воркшопах по праздничным причёскам, макияжу и маникюру. Также можно посещать недели моды, показы локальных дизайнеров, TFP-съёмки — на них всегда ищут бьюти-мастеров.
Узнавайте об условиях участия на городских праздниках, фестивалях и ярмарках. Здесь можно предлагать свои услуги в экспресс-формате. Визажисты и парикмахеры могут показать себя и на детских праздниках, например, делая аквагрим или заплетая косички.
Ходите на бизнес-завтраки со специалистами бьюти-сферы, предлагайте свои услуги крупным компаниям — например, экспресс-макияж и укладки на корпоративных мероприятиях.
Участвуйте и в благотворительных акциях. Например, в мероприятиях для мам с детьми или пожилых людей.
Всегда запрашивайте у организаторов разрешение использовать фото с мероприятий для своего портфолио.
3. Визитки и флаеры
Да, это старо как мир, но по-прежнему работает! Раздавайте их в местах, где бывает ваша целевая аудитория.
Как удерживать клиентов
1. Ведите базу клиентов
Записывайте контакты, дни рождения, даты визитов, используемые материалы, предпочтения и противопоказания посетителей.
2. Создайте программу лояльности
Введите накопительные скидки, бонусы за регулярные посещения, реферальную программу, придумайте специальные предложения для дней рождения клиентов.
3. Поддерживайте связь
Напоминайте клиентам о записи, интересуйтесь результатом процедуры и впечатлениями, поздравляйте с праздниками.
Типичные ошибки новичков в бьюти-сфере
1. Демпинг
Низкие цены привлекут «одноразовых» клиентов, но при первом повышении стоимости они сразу уйдут. А ещё слишком низкие цены могут насторожить некоторых людей.
2. Отсутствие учёта
Фиксируйте все доходы и расходы с самого начала.
3. Экономия на материалах
Качество должно быть на первом месте. И лучше сразу купить более дорогой аппарат, чем потом отдать намного больше за ремонт или замену дешёвого.
4. Работа без предоплаты
Например, можно ввести систему предоплаты (возможно, частичной), которая не возвращается при отмене записи менее чем за 24 часа до посещения. Цените своё время.
5. Отсутствие развития
Регулярно повышайте квалификацию, ходите на курсы и мастер-классы к лучшим специалистам в своей сфере. Следите за трендами. Учатся и развиваются не только начинающие, но и опытные мастера.
* Принадлежит компании Meta, запрещённой в РФ.
Фото на обложке: Gligatron / Getty Images