Содержание
В начало
Какие расходы на сотрудников предусмотрены в законодательстве
Как определить заработную плату сотрудника
Расходы на сотрудников и бюджет
Налог на доходы физических лиц
Страховые взносы
Расчёт расходов компании на одного работника
Расходы на организацию рабочего процесса
Как можно снизить расходы на сотрудников

Дорогой мой человек: сколько стоит сотрудник для работодателя

Определяем стоимость работника для компании и предлагаем способы её уменьшить

Государство каждый год оценивает, в каком городе дешевле всего жить, как меняются цены на жильё, товары из индекса потребительских цен и средние доходы населения. Эти данные можно найти в интернете, но определить стоимость сотрудника в компании с учётом его заработной платы и других расходов можно только самостоятельно. Этим и займёмся. Выясним, какие затраты вообще включают в стоимость, рассчитаем и попробуем её снизить. А ещё определим заработную плату работника в штате, если вы ищете сотрудника для новой позиции или впервые.

null

Какие расходы на сотрудников предусмотрены в законодательстве

Расходы на сотрудников описаны в ст. 255 НК РФ. Перечень включает два десятка пунктов, но мы привели основные.

Что входит в расходы на сотрудников компании
Что входит в расходы на сотрудников компании

Перечень расходов в конкретной компании может быть больше или меньше — это тоже позволяет Налоговый кодекс. Важно прописать их в трудовом или коллективном договоре, но каждый дополнительный пункт будет увеличивать стоимость сотрудников.

Как определить заработную плату сотрудника

При определении размера оклада нужно опираться на рынок: сколько денег предлагают компании, схожие с вашей, и сколько денег хотят кандидаты нужной вам специализации. Понять это помогут крупные сайты для поиска работы, например, HeadHunter и Авито. 


Вот как это можно сделать на примере HeadHunter. Сначала посмотрим, какую зарплату предлагают другие компании на аналогичных позициях: откройте сайт и зайдите в расширенный поиск по вакансиям. Регистрироваться и платить не нужно.

Раздел «Соискателям» поможет узнать, какую зарплату предлагают другие компании
Раздел «Соискателям» поможет узнать, какую зарплату предлагают другие компании

Заполните форму поискового запроса.

Заполните форму поискового запроса, указав все характеристики должности, на которую вы планируете нанять сотрудника
Заполните форму поискового запроса, указав все характеристики должности, на которую вы планируете нанять сотрудника
Заполните основные поля.
Ключевые слова — укажите конкретное название должности или основные обязанности.
Специализация — выберите профессию, если уже точно определились, кого вы ищете.
Отрасль — заполните, чтобы прицельно посмотреть зарплаты конкурентов.
Регион — здесь важно указать конкретный населённый пункт, а не область или регион.

Также нужно поставить галочку в пункте «Показывать только вакансии с указанным уровнем дохода» и выбрать сортировку по дате изменения, чтобы у вас были свежие данные.


Просмотрите вакансии, сопоставляя обязанности из вакансии с обязанностями вашего будущего сотрудника. Также важно сопоставить работодателей с вашей компанией, опираясь на размер компании и специфику деятельности. Выпишите для себя 5–10 сумм зарплат подходящих вакансий.


Но понять, сколько предлагают компании, недостаточно. Важно также узнать и о зарплатных ожиданиях самих кандидатов. Для этого нужно открыть раздел для соискателей.

В разделе «Работодателям» вы найдёте базу резюме кандидатов — многие из них указывают свои зарплатные ожидания
В разделе «Работодателям» вы найдёте базу резюме кандидатов — многие из них указывают свои зарплатные ожидания

Здесь в расширенном поиске будет похожая форма. Заполняйте её по аналогии с поиском вакансий. Разделы требований к кандидатам пока лучше оставить пустыми. Так вы сможете увидеть более полную картину зарплатных ожиданий и потом уже, в зависимости от ваших финансовых возможностей, понять, сотрудника с каким опытом и навыками вы можете себе позволить.

Заполните форму поиска по резюме по аналогии с поиском по вакансиям, но не указывайте требования к кандидатам
Заполните форму поиска по резюме по аналогии с поиском по вакансиям, но не указывайте требования к кандидатам

Теперь, когда вы сопоставили предложения работодателей и запросы соискателей, будет проще определить, какую зарплату вы готовы установить для вакантной позиции.

Не стоит ориентироваться на самые низкие цифры: вы получите за них либо сотрудников с ограничениями — например, по графику работы или опыту, — либо некомпетентных сотрудников, которые долгое время не могут найти работу и вынуждены снижать зарплатные ожидания.

Расходы на сотрудников и бюджет

Исходя из расходов, работодатель формирует бюджет на сотрудников на месяц, квартал или год: планирует, сколько денег нужно будет потратить, чтобы обеспечить работу.

При этом расходы не равны бюджету.
Нового сотрудника нужно найти, поэтому учитываются стоимость размещения вакансии на профильных площадках и другие затраты.
В трудовом договоре указывают оклад. Иногда это «заработная плата net» — сумма после вычета НДФЛ. Такой формат привлекателен для соискателей, так как сразу понятно, сколько денег окажется на руках. В бюджет же важно заложить заработную плату до вычета НДФЛ — gross, и с этой суммы удерживать налог.
Для новичка нужно подготовить рабочее место, оборудование и расходники, например, канцелярию.
Спустя несколько лет сотруднику может понадобиться обучение, например, чтобы повысить квалификацию. Если оно будет проходить в другом городе, придётся выплатить компенсацию за дорогу и проживание.

Бюджет расходов на сотрудников входит в отчёт о прибылях и убытках, или ОПиУ. Также его называют отчётом P&L — Profit & Loss Statement. Благодаря этому документу компания видит финансовый результат и понимает, прибылен ли бизнес. Если говорить о расходах на сотрудников, то ОПиУ помогает ответить на многие вопросы.

Например:
не слишком ли дорого компании стоят текущие работники;
сколько бизнес готов потратить на оформление нового сотрудника;
как оптимизировать расходы на сотрудников;
стоит ли менять структуру штата и так далее.

Налог на доходы физических лиц

Работодатель должен выполнять для сотрудников функции налогового агента: рассчитывать, удерживать и перечислять в бюджет налог на доходы физических лиц — НДФЛ. Текущий год — последний, когда в России для налоговых резидентов будут действовать две ставки.

Если сотрудник заработал до 5 млн рублей — нужно удерживать 13% от дохода.
Если доход превысил 5 млн рублей — налог составит 15% с превышения + 650 000 рублей.
С 2025 года будет действовать новая прогрессивная шкала налога:
В ней будет пять ступеней вместо двух.
Порог, после превышения которого нужно будет удерживать 15% дохода вместо 13%, снизится с 5 млн до 2,4 млн рублей.
Максимальная ставка составит 22% и будет применять к доходам от 50 млн рублей.
Прогрессивная шкала НДФЛ с 2025 года
Прогрессивная шкала НДФЛ с 2025 года

Удерживать НДФЛ нужно не со всех выплат для сотрудников. Некоторые нетрудовые доходы тоже «защищены» от частичного перевода в бюджет. В ст. 217 НК РФ есть полный список, а мы приведём несколько примеров необлагаемых выплат, которые компания начисляет сотрудникам:

  • заработная плата; 
  • отпускные; 
  • больничные; 
  • премии; 
  • выплаты по договорам ГПХ.

С 2023 года НДФЛ удерживают не только с заработной платы, но и с аванса. Зафиксированный в трудовом договоре оклад не меняется, но из-за того, что теперь налог «дробится»: аванс становится меньше на сумму НДФЛ, а заработная плата сотрудника — больше. Налог удерживают не в конце месяца, а дважды — в день начисления каждой из частей заработной платы. ФНС опубликовала свой комментарий и привела расчёт для примера.

Сотрудники и некоторые ИП могут вернуть часть уплаченного НДФЛ или платить меньше налога благодаря вычетам.


Для этого нужно представить документы, подтверждающие право на вычет. Сотрудник может оформить вычет через работодателя или самостоятельно — с помощью декларации 3-НДФЛ.

Страховые взносы

НДФЛ компания-работодатель удерживает с сотрудника, а здесь ситуация противоположная: платить взносы нужно из бюджета нанимателя. Хорошая новость в том, что страховые взносы в полной мере нужно платить за работников, оформленных по трудовому кодексу. За сотрудников на договоре ГПХ компании переводят меньше, а за самозанятых платить вообще не нужно.

Взносы делят на два типа:

  • По единому тарифу в 30%. Эти деньги перечисляют на медицинское, пенсионное и социальное страхование сотрудников. 
  • На травматизм. Ставка неодинакова для разных компаний и составляет от 0,2 до 8,5%. Конкретный тариф зависит от условий труда и кода ОКВЭД из ЕГРИП или ЕГРЮЛ. По коду устанавливают класс опасности: чем больше вероятность получить травму, тем выше класс и больше взнос. Узнать размер ставки по ОКВЭД можно в Приказе Минтруда от 30.12.2016 N 851н.

Расчёт расходов компании на одного работника

Рассчитать расходы и бюджет непросто, потому что нужно учитывать облагаемые и необлагаемые выплаты, внутренние документы компании, изменения в законодательстве и много других факторов. 


Для упрощения возьмём пример, где расходы на сотрудника ежемесячно состоят только из заработной платы net, НДФЛ и страховых взносов.

null

Такие расчёты нужно проделать для каждого сотрудника, чтобы компания не работала в убыток. Планировать бюджет можно на разные сроки, но обычно максимальный срок — один год.

Расходы на организацию рабочего процесса

В эту статью расходов входят затраты, которые позволяют сотруднику выполнять свои обязанности и делать это в комфортной обстановке. Согласно ст. 22 ТК РФ, работодатель должен обеспечить сотрудника всем необходимым: рабочим местом, мебелью, техникой, расходниками. Поэтому к организационным отнесём расходы на всё перечисленное и социальные плюшки.

Аренда и содержание офиса

Часто у работодателя нет своего помещения: чем больше сотрудников, тем большую площадь нужно предусмотреть. Если компания не может купить офис, то закладывает в бюджет стоимость аренды и делит на всех работников, чтобы узнать стоимость сотрудника.


Для всех, у кого есть рабочее место, приходится и нерабочая часть офиса: столовая, спортзал, коридор и другие помещения. 


Чтобы определить, сколько стоит сотрудник, обычно вычисляют процент от стоимости аренды на каждое рабочее место, а нерабочую площадь делят на всех поровну.

Мебель, оборудование и расходники

Это столы, стулья, техника, канцтовары, бумага для принтера, униформа, кулер с водой и даже пластиковые стаканчики. 


С периода пандемии компании который год продолжают работать с сотрудниками удалённо. Для них требование трудового кодекса такое же, как для офисных: нужно обеспечить удалёнщиков всем необходимым для выполнения задач.

Социальные плюшки

Это необязательная статья бюджета, но она выделяет работодателя среди остальных и помогает найму. Здесь есть простор для фантазии, который ограничивается только финансами. Можно сделать для сотрудников душ, установить массажные кресла, организовать детский уголок, закупить активные игры для перерывов и так далее.

Некоторые работодатели организуют бар для сотрудников. Источник: Centra
Некоторые работодатели организуют бар для сотрудников. Источник: Centra

Как можно снизить расходы на сотрудников

Шаг 1. Подсчитать расходы.

А ещё доходы. Это даст понимание, сколько стоит сотрудник и стоит ли снижать расходы.

Шаг 2. Автоматизировать рутинные процессы.

Автоматизация — новый двигатель прогресса: повторяющиеся задачи, которые не требуют специальных навыков и занимают время, можно делегировать специальным сервисам и ПО. Это позволит нанимать меньше сотрудников или более эффективно использовать их в работе. Например, можно вести клиентскую базу в CRM-системе: программа сама будет собирать заявки из разных каналов, «раздавать» их менеджерам, сообщать о статусе заказа и так далее.

Шаг 3. Пересмотреть отношения с сотрудниками.

Возможно, у вас есть сезонные задачи, и для них не нужен сотрудник, который будет работать весь год. Рассмотрите оформление в компанию по срочному трудовому договору: его можно заключить на период от двух месяцев до пяти лет.

Также для эпизодической работы можно заключать договоры ГПХ, например, с самозанятыми. Мы уже писали, что за них не нужно делать взносы, а налог самозанятый платит самостоятельно. Иногда это существенно снижает расходы на сотрудников. С физлицом без статуса самозанятого тоже можно заключить договор ГПХ, но в бюджет нужно заложить расходы на выплаты и взносы по единому тарифу.

Важно не заменять трудовые отношения гражданско-правовыми. Вот некоторые признаки подмены:


  • В договоре ГПХ перечислены ежедневно выполняемые функции, а не конкретное разовое задание или проект. 
  • Договор содержит график работы, почасовую или посуточную оплату.
  • Исполнитель использует оборудование и расходники заказчика.

За это нарушение работодателю грозит штраф по ст. 5.27 КоАП РФ. Он распространяется на ИП, компании и должностных лиц.

Шаг 4. Изучить контрагентов.

Время идёт, на рынке могли появиться арендодатели, поставщики и подрядчики с более выгодными условиями. Периодически нужно мониторить варианты и просчитывать, есть ли смысл нанять другую компанию по доставке воды или клининг.

Шаг 5. Снизить фиксированные расходы.

Этот шаг дополняет первый. Может оказаться, что вы закупаете слишком много расходников/продуктов/сливаете деньги на рекламу/не используете офис целиком (подставьте нужное). Иногда стоимость сотрудника можно снизить, не отказываясь от давних партнёров или продвижения. Достаточно перераспределить бюджет, чтобы компания получала больше прибыли.

Фото на обложке: Thx4Stock team / Shutterstock