Торговля на маркетплейсе — популярный способ вести бизнес: в 2023 году на них приходился 71% покупок через интернет. Эти платформы помогают продавцам продвигать товары и зарабатывать больше. Но селлеру важно знать, какие платить налоги, потому что от них зависит чистая прибыль. Рассмотрим, из чего состоит доход продавца, как платить налоги с продаж на маркетплейсе и выберем подходящий режим налогообложения, чтобы снизить налоговую нагрузку.
Кто может заниматься торговлей на маркетплейсах
Маркетплейсы подходят для работы всех типов бизнеса, от физических лиц до крупных компаний. Торговать на площадках могут физические лица в статусе самозанятого, ИП и юрлица.
Самозанятые через маркетплейсы могут продавать только самодельные или ненужные товары, которые когда-то покупали для себя. Есть и другие ограничения: годовой доход не должен быть больше 2,4 млн рублей, нельзя нанимать сотрудников. Если продажи стабильно растут или вы не справляетесь в одиночку, придётся открывать ИП.
У индивидуальных предпринимателей больше возможностей для заработка, потому что можно перепродавать товары. По этой причине начинающие селлеры чаще всего регистрируют ИП. Для работы можно выбрать удобный режим налогообложения, например, УСН. Он позволяет платить меньше налогов и вести меньше отчётности.
Юридическим лицам тоже доступна работа с маркетплейсами. Часто это оптовые производители товаров, которые могут привлекать инвесторов и партнёров, но ООО могут и перепродавать продукцию. Если бизнес прогорит, учредитель не рискует имуществом, потому что оно принадлежит юрлицу. В этом преимущество ООО перед ИП.
Из чего состоит доход продавца на маркетплейсе
Доход продавца — сумма, которую заплатили покупатели, за вычетом комиссии маркетплейса и других платежей, например, НДС, стоимости эквайринга и аренды склада.
Маркетплейсу нужно заплатить за разные услуги.
Комиссии зависят от условий маркетплейса. Например, так выглядит структура расходов продавца Ozon из стран СНГ по модели FBO (Fulfillment by Ozon). В этом случае селлер только привозит товары на склад, а всё остальное делает маркетплейс.

Рассмотрим виды комиссий на разных площадках подробнее.
Размещение
Это вознаграждение платформе за то, что она загружает и показывает товары пользователям. Например, за размещение детских товаров Яндекс Маркет берёт от 2 до 20% их цены. На других площадках комиссии аналогичные и могут незначительно отличаться в разных категориях.
Приём денег от покупателей
Это платная услуга на Яндекс Маркете — 12 копеек за каждую уникальную позицию в заказе. Если у вас купили три одинаковые блузки и две пары одинаковых брюк, вы заплатите 24 копейки.
Расходы на логистику
Продавцы оплачивают доставку товаров покупателям. В некоторых случаях маркетплейсы предлагают услуги логистики за отдельную плату, например, Ozon на модели FBO, о которой мы писали выше. У Wildberries есть собственная логистическая сеть, где стоимость доставки зависит от веса и объёма товаров, а также от удалённости покупателя от склада.
Перевод от покупателей продавцу
Выводить выручку можно с разной периодичностью, чем чаще — тем дороже. На Яндекс Маркете есть четыре тарифа с комиссией 1,3–2,7%. На «Мегамаркете» доступны три тарифа, комиссия составляет 1,5–2%.
Рекламные расходы
На маркетплейсе продавцы могут использовать платные рекламные инструменты. Они позволяют показывать товары множеству людей и увеличивать прибыль. Механики на платформах могут отличаться, но распространены такие: спонсорские показы, контекстная реклама, повышение в поисковой выдаче, размещение на главной странице.
Марина — ИП на УСН, она продаёт детские товары на «Мегамаркете». Стоимость одного товара без скидки — 800 рублей, себестоимость — 400 рублей. Ожидаемый объём продаж — 1000 штук, без возвратов. Налог с прибыли — 6%, а доход выводится каждые две недели. По версии калькулятора, выгоднее всего доставлять товары самостоятельно по модели DBS или использовать модель C&C — «Закажи и забери» либо P&C «Заплати и забери».
Собрали для вас ссылки на информацию о комиссиях на Ozon, «Мегамаркете» и Яндекс Маркете. По каждой ссылке есть также калькулятор, который поможет рассчитать прибыль и затраты.
Возможные режимы налогообложения для разных продавцов
Подходящий режим налогообложения зависит от организационной формы бизнеса и количества товаров, которые вы планируете продавать.
Самозанятые
Для самозанятых доступен только режим НПД. С заказов от физических лиц продавцы платят 4%, от юридических лиц — 6%. Для расчёта налога нужно учитывать всю выручку, уменьшить размер налога на расходы нельзя. Удобство в том, что самозанятым селлерам ничего не нужно считать самостоятельно, это сделает приложение «Мой налог». При каждой продаже вы создаёте в нём чек, и приложение автоматически учитывает доход.
Вы получили 20 000 рублей от физлиц и 80 000 рублей от юрлиц. Общая сумма расходов — 30 000 рублей.
Налог составит: (20 000 - 4%) + (80 000 - 6%) = 19 200 + 75 200 = 94 400 рублей.
Чистая прибыль продавца: 94 400 - 30 000 = 64 600 рублей.
Прибыль в примере не учитывает себестоимости товаров и других расходов, о которых мы не говорили выше, например, использования сервисов аналитики для работы на маркетплейсе.
ИП
Индивидуальным предпринимателям для торговли на маркетплейсе доступны все режимы налогообложения, кроме ПСН: ОСН, УСН, АУСН, НПД и ЕСХН. С АУСН на маркетплейсы можно выходить с 2025 года: раньше деятельность по агентским договорам была запрещена, но теперь площадки будут сами передавать нужную информацию в ФНС, если подписать разрешение. На патенте нельзя заниматься дистанционными продажами.
ИП на НПД, как и самозанятые, ограничены в годовом доходе и возможности нанимать сотрудников.
Также им нельзя перепродавать товары. Ставка налога: 4% с покупателей физлиц и 6% с клиентов юрлиц.
ИП на ЕСХН продают урожай или продукцию, которую получили из него: джемы, мёд и другие товары пчеловодства.
ОСН и УСН — наиболее универсальные режимы для работы на маркетплейсе. На ОСН нет ограничений по доходам, числу сотрудников и видам деятельности, но это самый сложный режим для отчётности.
ИП обязаны дополнительно платить страховые взносы. В 2024 году их размер составляет 49 500 рублей.
ООО
Компании могут использовать четыре режима: ОСН, УСН, АУСН, ЕСХН. Условия работы на них такие же, как для ИП.
Как выбрать налоговую систему для торговли на маркетплейсе: алгоритм
Оцените объёмы продаж и расходы
Разобраться в продажах помогут сервисы аналитики: Mpstats, Moneyplace, MarketGuru и другие. Примерные расходы на услуги маркетплейса может оценить калькулятор, который мы привели выше. Его недостаточно, чтобы определить все затраты, но не придётся вручную считать платежи для платформы.
В этом помогут таблицы с сайта ФНС. На скриншоте ниже — краткие данные для ИП. Есть и полное сравнение. Помните, что патент для торговли на маркетплейсах использовать нельзя. В таблицах нет режима НПД, так как он самый простой.
Рассчитайте налоговую нагрузку для работы на разных режимах
Возьмём два распространённых варианта — ОСН и УСН. Для наглядности определим и чистую прибыль в каждом случае.
ИП на ОСН
НДС начисляется на стоимость продаваемых товаров и составляет 20%.
- НДС = 5 000 000 * 20% = 1 000 000 рублей.
При расчёте налога на прибыль учитываются доходы и расходы. Доходы — это ваш оборот, а расходы включают затраты на логистику, рекламу и аренду.
- Прибыль = доходы - расходы = 5 000 000 - 2 000 000 = 3 000 000 рублей.
- Налог на прибыль = 3 000 000 * 13% = 390 000 рублей.
Важно, что предприниматели на ОСН должны платить налоги не только на прибыль и добавленную стоимость, поэтому без помощи бухгалтера не обойтись. Таким образом, на ОСН вы должны будете уплатить не менее 1,39 млн рублей налогов.
Рассчитав сумму налогов, можно определить максимальную чистую прибыль.
- Чистая прибыль = 5 000 000 - 2 000 000 (расходы) - 1 000 000 (НДС) - 390 000 (налог на прибыль) = 1 610 000 рублей.
Это меньше трети от доходов.
ИП на УСН «Доходы»
В этом случае предприниматель платит 6% с доходов.
- Налог = 5 000 000 * 6% = 300 000 рублей.
- Чистая прибыль: 5 000 000 - 2 000 000 - 300 000 = 2 700 000 рублей.
Это чуть больше половины дохода.
ИП на УСН «Доходы минус расходы»
Предприниматель платит 15% с прибыли, то есть разницы между доходами и расходами.
- Налог = (5 000 000 - 2 000 000) * 15% = 450 000 рублей.
- Чистая прибыль: 5 000 000 - 2 000 000 - 450 000 = 2 550 000 рублей.
Это половина дохода.

Бывают ситуации, когда продавец уплатил слишком много налога — в таком случае возникает переплата. Чаще всего её можно вернуть, но лучше быть внимательным, чтобы не тратить время на возврат.
Проанализируйте дополнительные условия и льготы
Некоторые налоговые режимы предлагают преимущества, которые могут оказаться выгодными для вашего бизнеса. Например, УСН не требует ведения полной бухгалтерии, а НПД позволяет платить налог по минимальной ставке и полностью освобождает от отчётности и бухгалтерского учёта. Если вы работаете в малом бизнесе и не хотите тратить много времени на бухгалтерию, УСН может быть подходящим вариантом.
Проконсультируйтесь с налоговым консультантом или бухгалтером
Опытный бухгалтер поможет учесть нюансы бизнеса и выбрать оптимальную налоговую систему, объяснит, какие платить налоги, рассчитает доходы и расходы.
Когда специалист изучит ваш бизнес, может оказаться, что у вас много операционных расходов: аренда склада, зарплата сотрудникам, закупка товаров и так далее. В этом случае бухгалтер посоветует работать на УСН с объектом налогообложения «Доходы минус расходы» и платить налог 15%. Это будет выгоднее, чем УСН «Доходы».
Уточнить актуальные сроки и правила подачи документов можно на официальном сайте ФНС или в ближайшем отделении налоговой инспекции.
Зарегистрируйте выбранный налоговый режим
После выбора налоговой системы подайте заявление в ФНС для регистрации. Для подачи заявления на УСН у вас есть 30 календарных дней с момента регистрации ИП (п. 2 ст. 346.13 НК РФ). Если вы пропустите этот срок, то автоматически перейдёте на ОСН, и сможете перейти на УСН только в следующем календарном году.
Если вы только начинаете работу на маркетплейсе и не знаете, какой режим выбрать, или собираетесь его менять, поможет курс о выборе системы налогообложения. В нём мы разобрали основной и специальные режимы и ситуации, в которых можно потерять право на использование спецрежима.