На любом этапе работы со своим будущим товарным знаком, от идеи обозначения до её регистрации в Роспатенте, нужно проверять, нет ли повторяющегося и уже оформленного бренда в схожей сфере деятельности. Игнорировать это не стоит: при незаконном использовании дубля уже зарегистрированного товарного знака собственнику бизнеса грозят жёсткие финансовые санкции. Например, правообладатель бренда может потребовать взыскания с нарушителя-конкурента до 5 миллионов рублей в суде.
Где проверять, на кого зарегистрирован товарный знак
Если вас интересует бренд, зарегистрированный на территории России, то используйте базы данных Федерального института промышленной собственности или специализированные сервисы — например, Онлайн Патент.
ФИПС
Шаг 1
Нажмите на «Поиск», а потом на «Открытые реестры».

Шаг 2
Зайдите в раздел «Открытые реестры», выберите там нужный пункт, связанный с товарными знаками.
Шаг 3
Выбрав, например, пункт «Реестр товарных знаков и знаков обслуживания», вы попадёте на страницу поиска объекта. Введите номер регистрации или дату публикации.

На что обратить внимание
При поиске товарного знака через сайт ФИПС используйте реестр уже зарегистрированных объектов и реестр заявок.
При этом у ФИПС есть недостаток: анализируются только уже оформленные товарные знаки или товарные знаки, на регистрацию которых подана заявка. Для поиска первых вам нужен номер регистрации или дата публикации, для поиска вторых — номер заявки. А значит, если у вас нет этих сведений, найти товарный знак в базе не получится.
Например, зная, что один из товарных знаков Альфа-Банка имеет регистрационный номер 767128, можно посмотреть информацию об объекте на сайте ФИПС.

Онлайн Патент
Использовать портал ФИПС достаточно сложно. Поиск на сайте Онлайн Патент намного проще — к тому же для поиска даже не обязательно регистрироваться. Указываете искомое — получаете результат.

Конкретизировать поиск по сферам позволяет выбор классов МКТУ — Международной классификации товаров и услуг.
МКТУ — крупнейший систематизатор, который состоит из 45 классов. Каждый, кто регистрирует свой бренд, будь то в России или мире, должен выбрать сферу, на которую будет распространяться юридическая защита товарного знака.
Например, вы создали программу под названием «Ромашка» и теперь хотите зарегистрировать товарный знак в Роспатенте. Для регистрации вам нужно будет выбрать 9 и/или 42 класс МКТУ. Важно учитывать, что двух «Ромашек» в этих классах быть не может: патентные ведомства не пропустят дубли названий ПО.
Регистрация в личном кабинете Онлайн Патента
Регистрация не обязательна, но пригодится, если вы хотите более глубоко проанализировать товарные знаки.
А ещё сможете посмотреть не только зарегистрированные товарные знаки, но и заявки на регистрацию.

Посмотрим, как зарегистрироваться.
Шаг 1
Зарегистрируйтесь или войдите в личный кабинет через аккаунты Яндекс или Google.

Шаг 2
Нажмите «Сервисы» — «Онлайн Поиск».

Шаг 3
Введите слово или словосочетание для поиска. При необходимости можно использовать расширенный поиск.

Шаг 4
При клике на кнопку «Расширенный поиск» появится выпадающее меню. Здесь вы можете указать идентификационные данные правообладателя, выбрать класс МКТУ, определить размах поиска: по зарегистрированным и действующим товарным знакам, по заявкам на регистрацию и так далее.

Поисковые результаты
Вне зависимости от того, какой вариант поиска вы используете, выдача всегда предлагает десятки карточек — товарных знаков. Если нажать на каждую из них, то появится отдельная страница.
Проверка товарного знака на международном уровне
Если необходим международный поиск, то здесь поможет WIPO Madrid Monitor или Global Brand Database — система Всемирной организации интеллектуальной собственности, ВОИС.
Что делать, если товарный знак или заявка на него совпали
Ждать ли в этом случае иск? Нет. Но здесь важно правильно определить юридическую стратегию, согласовав ее с патентным поверенным. Скорее всего, в данной ситуации будет предложен один из двух вариантов.
- Первый вариант — вы можете аннулировать чужой бренд, если действия его обладателя не соответствуют законодательству РФ. Например, если товарный знак был оформлен, но так и не использовался более 3 лет.
- Второй вариант — если аннулировать товарный знак нельзя, то всегда возможно модифицировать его таким образом, чтобы он выдержал баланс. То есть был уникальным и не вызывающим вопросов со стороны госорганов, а также не меняющим исходную концепцию.
Подведём итоги
Проверить товарный знак можно в бесплатном режиме через сайты ФИПС, Онлайн Патент или ВОИС.
Если бренд конкурента очень желаем, но вы видите, что он не используется в течение трёх лет подряд, то его можно аннулировать.