Содержание
В начало
На что обращать внимание при выборе логистической компании
Возможные риски

Как выбрать транспортно-логистическую компанию

И что будет, если выбрать первую попавшуюся

Если вы занимаетесь торговлей оптом или в розницу, доставка товара до клиентов — то, о чём стоит позаботиться сразу на старте. От того, какая компания будет этим заниматься, зависит удобство покупателей, скорость доставки, расходы и даже прибыль бизнеса.


Давайте разбираться, как выбрать транспортно-логистическую компанию и что поможет вам найти надёжного партнёра.

На что обращать внимание при выборе логистической компании

Искать компанию, которая оказывает логистические услуги, нужно с учётом потребностей бизнеса. Для этого нужно понять, куда и сколько товаров нужно перевозить, в какие сроки нужно укладываться. Ответив на эти вопросы, можно приступать к выбору контрагента. Рассмотрим основные критерии, которые помогут вам выбрать надёжную транспортно-логистическую компанию.

Репутация на рынке логистических услуг

Изучите отзывы о транспортной компании и проекты, похожие на ваш. Найдите информацию о том, сколько лет компания работает на рынке, кто её клиенты, какие задачи она решает, страхует ли она грузы от краж и повреждений. Большую часть информации можно найти на сайте компании, а отзывы — по тематическому запросу в поисковике.

О надёжности логистической компании вам также скажут сертификаты, свидетельства и документы, подтверждающие членство компании в российских и международных организациях перевозчиков.

Например:
FIATA — Международное сообщество ассоциаций компаний, которые сопровождают грузы при трансграничных перевозках.
IATA — Ассоциация воздушного транспорта, которая устанавливает и следит за соблюдением правил международных полётов. Одновременно с этим она контролирует перевозку товаров самолётами.
IRU — Союз автомобильного транспорта, который занимается созданием единой системы безопасной транспортировки грузов автомобилями.
NCBFAA — Ассоциация таможенных брокеров и экспедиторов, в которую входят профессионалы в сфере логистики и оформления грузов при их импорте или экспорте.
CSCMP — Ассоциация управления цепочками поставок, обучает и информирует специалистов по международным перевозкам.
IWLA — Ассоциация складской логистики, куда входят транспортные компании из разных стран мира, оказывающие услуги обработки товаров на складе и их перевозки.

Технологичность

Транспортная компания не может быстро и качественно доставлять грузы, не используя современные технологии. А значит, компания обязательно должна использовать программы для отслеживания транспорта в реальном времени, построения и управления маршрутами, отслеживания сроков доставки.

Географическое покрытие

Если выбранная компания работает по всей России, она доставит грузы напрямую покупателю без дополнительных звеньев в цепочке. А если вы планируете доставлять товары за рубеж или из-за рубежа, то вам будут нужны партнёры, которые специализируются на международных перевозках. 


Но важно не только географическое покрытие. Для некоторых товаров нужны локальные склады, откуда можно доставить товар клиенту в течение дня или на следующий. Если предприниматель работает только с Дальним Востоком, ему будут неинтересны московские логистические компании или организации, которые возят товары в Евросоюз.

Опыт работы

Опыт работы компании на рынке также играет важную роль. Если найти и заключить договор с «молодой» логистической компанией, её услуги могут быть дешевле, но вам придётся мириться с логистическими рисками. Например, задержками при доставке груза или нехваткой грузовых автомобилей.

Количество и квалификация сотрудников

Важно, сколько сотрудников работают в логистической компании. Чем больше сотрудников будет обрабатывать запросы, тем меньше вероятность ошибок из-за наплыва заказов в праздничные дни или в период скидок. Крупные организации могут доставить все грузы вовремя, сохраняя качество услуг.

Специализация на вашей отрасли

При выборе транспортных компаний нужно стоит учитывать специфику вашего бизнеса и товаров.

Важны такие параметры, как:
Тип товара. Некоторые грузы требуют особого обращения при транспортировке. Например, замороженные продукты нужно хранить при низкой температуре, их можно перевозить только в рефрижераторах. А хрупкие вещи могут разбиться по дороге, поэтому их нужно правильно упаковывать, осторожно перевозить и ни в коем случае не ронять. Все эти нюансы нужно выяснить до заключения договора.
Объём и частота доставок. Некоторые предприниматели отправляют клиентам крупные партии товара, но редко. Другие наоборот: отгрузка происходит каждый день, но по несколько единиц. Исходя из этого нужно подбирать логистическую службу. У неё должны быть склады нужного размера, адресное хранение для быстрого сбора заказа, грузовые автомобили под негабаритный груз.
Скорость доставки. Она критически важна для любого бизнеса, не важно, обслуживаете клиентов напрямую (B2C) или работаете с другими компаниями (B2B). Нарушение сроков может подпортить вашу репутацию и привести к потере клиентов. При выборе транспортной компании не забудьте уточнить, как компания справляется с пиковыми нагрузками.

Также, в зависимости от запросов бизнеса, нужно проверить, какие дополнительные логистические услуги оказывает компания.

Это может быть:
доставка товаров за границу и из-за границы;
складирование товаров и их обработка;
оформление таможенных документов;
полный цикл логистики: от приёма груза от производителя или оптового поставщика до доставки клиенту или в пункт выдачи;
обратная доставка в случае невыкупа или возврата покупателем.

Найти компанию, которая отвечает всем требованиям, сложно. Поэтому стоит сделать выбор в пользу той, что решает большую часть задач клиента.

Стоимость услуг

Для потенциального партнёрства нужно искать логистические компании с прозрачной ценовой политикой. Следите, чтобы к цене не прибавлялись дополнительные сборы, скрытые платежи, наценка за срочность. 


Если вы только открыли бизнес, и денег совсем немного, конечно, можно выбрать компанию, которая специально демпингует, тем самым привлекая клиентов. Но качество услуг может быть слишком низким. Более надёжный вариант — выбрать опытную компанию, которая предлагает скидки за объём заказов, в период низкого спроса или при заключении долгосрочных договоров.

Умение работать с документами 

Логистические компании должны предоставлять полный пакет документов для налогового и бухгалтерского учёта — без дополнительного контроля и напоминаний с вашей стороны. Если компания небрежно работает с документами и допускает ошибки, вы можете неожиданно столкнуться с проблемами. Например, если данные финансовой отчётности не сойдутся, или груз не пройдёт таможню.

Наличие страхования

Даже у надёжной компании могут случаться проблемы — например, груз могут потерять, а доставка может задержаться из-за форс-мажора. Чтобы избежать убытков, важно страховать каждый груз. Страховку могут предлагать сама логистическая компания или её партнёры.

При выборе страховщика нужно учитывать такие моменты:
Полис может покрывать все риски или их часть. Выбирая страховку, изучите, в каком случае вы получите компенсацию, а в каком — понесёте потери.
Страховая сумма должна соответствовать реальной стоимости груза с учётом франшизы или других платежей. Некоторые полисы предусматривают выплату только части ущерба. Обратите внимание на условия выплаты: некоторые полисы покрывают не весь ущерб, а только его часть.
В страховых договорах могут быть прописаны исключения, при которых страховщик не компенсирует ущерб.

Возможные риски

Если выбрать неподходящую транспортную компанию, это может привести к таким проблемам, как:

  • утрата груза во время перевозки или его порча на складе;
  • неправильное обращение с товаром, несоблюдение условий хранения или транспортировки;
  • убыток из-за высокой стоимости перевозки;
  • проблемы с законом и штрафы из-за неправильного оформления транспортных и таможенных документов.

Фото на обложке: Bim / Getty Images