Реклама для бизнеса — это база, но её одной недостаточно для позиционирования на рынке. Чтобы выстроить бренд, можно и нужно рассказывать о нём по всем доступным каналам, например, работать с сайтом и социальными сетями, публиковать материалы в СМИ, делать свои инфопродукты. Всё это — контент-маркетинг. О нём и поговорим в этой статье.
Что такое контент-маркетинг
В широком смысле контент-маркетинг — это привлечение потенциальных клиентов с помощью качественного, полезного, развлекательного и познавательного контента. Это могут быть статьи в блоге компании на сайте, кейсы и экспертные статьи на сторонних ресурсах, публикации в соцсетях, подкасты, вебинары, видеоролики. Такой способ продвижения брендов, товаров и услуг действует на каждом этапе воронки продаж, начиная с формирования спроса и заканчивая совершением покупки. Подробнее о воронке продаж мы рассказываем в курсе про интернет-маркетинг для малого бизнеса.


Грамотная контент-стратегия — это альтернатива традиционной рекламе, основанной на агрессивном навязывании спроса. Бренд регулярно рассказывает о себе аудитории, демонстрируя ей реальную ценность продуктов и услуг. И часто клиенты становятся не просто покупателями, а поклонниками и сторонниками бренда.
Чтобы внедрить контент-маркетинг в проект, необязательно тратить большие бюджеты. Можно начать с минимума, главное — правильно определить цели и подобрать каналы продвижения.
Какие задачи решает контент-маркетинг
Плюсы и минусы контент-маркетинга
Чем контент-маркетинг отличается от других видов продвижения
Кому подойдёт контент-маркетинг
Есть два типа продуктов, для которых контент — наиболее важная составляющая маркетинговой стратегии.
По сути контент-маркетинг подходит почти любым продуктам и направлениям бизнеса, но есть определённые ограничения.
Этот тип продвижения может не сработать в случае с локальным офлайн-бизнесом. Например, кофейня в торговом центре будет пользоваться спросом и без всякого контент-маркетинга просто потому, что посетителям удобно туда заходить. Аналогично обстоит ситуация с автосервисами, мастерскими по ремонту телефонов, швейными ателье и другими бизнесами «на районе».
Вряд ли в контент стоит вкладываться производителям товаров массового потребления. Бытовую химию, расходники и повседневные продукты питания будут покупать в любом случае — нет смысла заводить блог и писать об их пользе. Здесь более эффективный вариант — акции, распродажи, карты лояльности и качественный сервис для покупателей.
Какие виды контента более востребованы
Экспертные статьи, тесты, гайды, обзоры, которые публикуют компания на собственном и сторонних сайтах. Простой и недорогой способ компетентно и ненавязчиво рассказать о бренде, дать полезные рекомендации, объяснить, как решать проблемы с помощью продуктов компании.
Кейсы. Примеры реальной помощи заказчику: что было сделано и к каким результатам привело. Отличный вариант для компаний, оказывающих юридические, медицинские и образовательные услуги.
Рассылка. Электронные письма уже не так востребованы, как 10–15 лет назад, но определённые задачи они всё ещё решают. Аудитория получает анонсы новых продуктов, сообщения о распродажах и выгодных предложениях для постоянных клиентов.

Контент в социальных сетях. В сообществах ВКонтакте, в телеграм-каналах и на других подобных площадках компании рассказывают о продуктах и событиях, дают экспертные советы и лайфхаки.

Лекции, вебинары, курсы и другой обучающий контент. Если у компании есть соответствующие ресурсы, она может выпускать бесплатные образовательные продукты, которые привлекут новую аудиторию и сделают более лояльными существующих клиентов.
Видеоблоги. Этот вариант годится для бизнеса, в котором важно показывать продукты услуги в действии — например, ремонт или работа сложной техники.
Это основные примеры. Выбор методов контент-маркетига зависит от специфики бизнеса, текущего охвата аудитории и других факторов.
Какие площадки использовать
Основная площадка — сайт компании. Объёмные тексты, кейсы и обзоры удобнее всего публиковать в специально созданных для этого разделах сайта. Потенциальные клиенты читают полезный контент, смотрят ролики, после чего переходят на страницы заказа товаров и услуг.
Если у бизнеса есть на это деньги, силы и команда, можно создать бренд-медиа — отдельную площадку для полезных и вовлекающих материалов. Этот вариант требует дополнительных затрат на SEO-продвижение.
Точно стоит публиковать контент на внешних площадках, например, на Хабре и vc.ru. Чем материал качественнее и актуальнее, тем лучше: охват аудитории зависит от лайков и комментариев.

Страницы в социальных сетях, каналы в мессенджерах — на этих площадках можно публиковать короткие посты, видео, делать подкасты. У каждого инструмента свои требования к контенту, которые нужно учитывать.
Как привлечь клиентов с помощью контент-маркетинга
Создание контента — долгий процесс, требующий подготовки и планирования. Если это масштабная кампания, только на предварительный этап уйдет несколько недель. Даже для коротких постов в телеграм-канале или в соцсети требуется продуманная стратегия.
Вот универсальная пошаговая инструкция по запуску контент-маркетинга
Если у компании есть бюджет, но у руководства нет времени и желания заниматься продвижением с помощью контента самостоятельно, можно передать задачу агентству на аутсорс.
Как анализировать эффективность контент-маркетинга
Для оценки эффективности контент-стратегии используют разные метрики в зависимости от целей, которые были поставлены. Наиболее значимый показатель — это трафик. Если он увеличивается, отслеживаем каналы, по которым приходят пользователи. По этим результатам корректируем план маркетинговых кампаний, методы и форматы работы.
Ещё один наглядный показатель — повышение конверсии. Если у компании увеличились продажи и подписки, значит, вы действуете в правильном направлении.
Отслеживать метрики лучше с помощью специальных сервисов аналитики. Такие инструменты есть в соцсетях. Если продвижением занимается агентство, специалисты будут отслеживать эффективность своей работы с помощью специальных сервисов.