Надоел офис? Душа просит печь любимые тортики или вязать носки, а не ходить в офис к 9 утра? 0% осуждения, 100% понимания. Всё-таки от работы хочется получать не только деньги, но и моральное удовлетворение, ведь мы проводим на ней так много времени.
Поговорим о том, можно ли превратить своё хобби в бизнес, а главное, как это сделать.
Каким хобби можно заняться дома, чтобы заработать
Первый вопрос, который встаёт, когда появляется желание поменять карьерный путь, — а на чём я могу зарабатывать? В такой момент начинает казаться, что у вас нет хобби или оно не подходит для монетизации.
Одноклассники совместно с исследовательским центром сервиса Зарплата.ру провели исследование и выяснили, что хобби приносит доход 34% россиян.
При этом, по данным того же опроса, хобби есть у 93% россиян. Наверняка и у вас тоже.

Итак, чем же можно заняться дома, что в последствии можно превратить в прибыльный бизнес?
Выращивание цветов

Варианты бизнеса: флорист, озеленитель пространств, продажа растений, уход за цветами.
Многие любят заниматься цветами и прекрасно с ними ладят. Если вы засадили весь дом горшечными растениями, почему бы не попробовать сделать из этого бизнес?
Вы можете работать со срезанными цветами и делать самые невероятные букеты, каких никогда не полчается найти в цветочном магазине.
А ещё популярным стало озеленение квартир и офисов.
Согласно исследованиям, проведённым британской компанией OnePoll в 2020 году, семь из 10 миллениалов гордо называют себя «цветочными родителями» и стремятся озеленить своё место обитания.
Правда, при этом многие (как и автор этого материала) с цветами обращаться не умеют. Вы можете давать флористические консультации, рассказывать новичкам, как начать озеленять дом, делать «зелёные» дизайн-проекты для частных клиентов и даже крупных офисов, продавать цветы в горшочках и быть «цветочной няней» — ухаживать за растениями тех, кто не способен сделать это сам. Например, так появилась компания Plants for friends.
Рукоделие

Варианты бизнеса: пошив одежды, вязание, реставрация одежды, вышивка на одежде, создание одежды и аксессуаров для животных, пошив и вязание игрушек.
Многие начинают шить или вязать, чтобы расслабиться, получить вещички, которых нет у других, или даже сэкономить на одежде. Если вы на каждый праздник с удовольствием вяжете друзьям шарфы, легко можете сшить себе рубашку или вышить бисером скучную джинсовку, возможно, это ваш вариант.
Огромное количество интересных марок одежды выросло из любви их создателей к шитью. Например, петербургская марка одежды SHU, создатель которой работал на заводе и начинал шить для себя и своих коллег, которым надоел масс-маркет. Сейчас это одна из самых популярных фирм повседневной и спортивной, комфортной и функциональной одежды.
Кулинария

Варианты бизнеса: кейтеринг, выпечка на заказ, мини-пекарня, блюда национальной кухни, кулинарные мастер-классы.
Кулинарные таланты можно превратить в источник дохода. Кто-то обожает печь, кто-то придумывает гениальные десерты, кто-то специалист по салатам и может запустить собственный салат-бар. Вы можете выбрать моно-меню: сырники, хот-доги, лапшу, рёбрышки. Можете специализироваться на вкусном и разнообразном вегетарианском меню или по старым семейным рецептам готовить национальные блюда.
Например, Дарья Ильина в 2016 году переехала в Лондон из России и просто мечтала о родных сырниках. Не найдя подходящих вариантов в местных кафе, она начала готовить их сама. Так в Лондоне появился и стал популярным проект Sirniki.
Бьюти, мода и стиль

Варианты бизнеса: маникюр, ресницы, брови, стрижки и укладки, макияж, разбор гардероба, шоппинг со стилистом.
Сколько бы не было на бьюти-рынке мастеров, а всё же часто клиент не может найти своего, того самого. Если вам нравится бьюти-сфера, если вы листаете подборки модных луков, изучаете новые фишки мейкапа, вам нравится наряжаться, краситься, возможно, стоит превратить это хобби в свой бизнес.
Вы можете стать первоклассным мастером по волосам, бровям, ресницам, маникюру. Можете предлагать услуги стилиста, которые в эпоху соцсетей и постоянной демонстрации своей жизни набирают популярность.
Или вы можете выбрать более узкую нишу, например, мужской маникюр.
Предметы ручной работы

Варианты бизнеса: украшения, керамика, ковры, картины, канцелярия, игрушки, свечи.
Творчеством занимаются многие, даже если у вас есть какое-то увлечение для себя, вы можете подумать о том, как его монетизировать. Здесь простор для фантазии безграничен. Кто-то делает мыло и свечи, кто-то посуду, кто-то украшения и сумки, кто-то игрушки и блокноты.
Многие предприниматели начинали свой бизнес в этой области, не задумываясь о прибыли. Они просто делали то, что им нравится, и делились результатом с друзьями. Когда делаешь вещь с любовью и интересом, велик шанс, что дело выгорит. Например, так начинался известный ювелирный бренд Avgust, создательница которого просто любила украшения, делала их для себя и близких и постепенно построила международный бизнес.
Интерьер

Варианты бизнеса: дизайн интерьера, промышленный дизайн, хоумстейджинг, ремонт, организация пространства.
Если в какой-то момент вы обнаружили у себя страсть к украшению пространства, организации шкафов, наведению порядка, задумайтесь, а не сделать ли это своей профессией.
Например, набирает популярность профессия хоумстейджера — человека, который вносит косметические правки в обычную квартиру так, чтобы она выглядела как картинка. После этого такую квартиру можно быстрее и дороже сдать или продать.
А известная на весь мир писательница и специалист по организации пространства Мари Кондо научила нас правилам магической уборки, стала автором мировых бестселлеров и вошла в топ-100 самых влиятельных людей мира, по версии журнала Times. А всё потому что с детства интересовалась… уборкой.
Спорт и ЗОЖ

Варианты бизнеса: фитнес-тренер, нутрициолог, диетолог, преподаватель по йоге.
Эта сфера может показаться чуть более серьёзной и подойти к ней тоже стоит более серьёзно. Для того чтобы превратить любое хобби в бизнес, вам, возможно, придётся пройти дополнительное обучение, подтянуть квалификацию. Но когда речь идёт о здоровье людей, здесь важно, чтобы компетенции были соответствующими, чтобы вы никому не навредили. Поэтому, прежде чем браться за работу фитнес-тренера или нутрициолога, пройдите не просто мини-курс от какого-нибудь блогера. Получите соответствующее повышение квалификации желательно у признанных профессионалов своего дела.
Это лишь некоторые примеры профессий, которые вы можете выбрать, если у вас есть хобби.
Самое главное — выбирать занятие, которое вам действительно по душе, тогда и работать будет приятнее.
С чего начать своё дело
Даже если у вас есть какое-то увлечение, не всегда очевидно, как его монетизировать и превратить в работу. Это действительно может быть непросто, но начать можно с нескольких шагов.
Шаг 1. Ответьте на вопросы
Первое, что следует сделать, — ответить себе честно на несколько вопросов. Это поможет систематизировать не только ваши навыки и знания, но и ваши цели, чтобы дальше вы двигались более осознанно.
Правда, ответить на них не всегда бывает просто.

Поверьте, сильные стороны и навыки есть у всех: кто-то отлично пишет тексты, кто-то наводит вокруг себя уют, кто-то организует праздники для друзей. Если вы не можете однозначно ответить про себя сами, попросите помощи у близких.
Часто вы в чём-то хороши, но не понимаете, как применить эти навыки и превратить их в профессию. Например, вы бухгалтер, но действительно любите устраивать праздники для друзей. Возможно, это и есть ваша сильная сторона и будущий бизнес. Кроме того, что у вас есть твёрдые навыки, необходимые бухгалтеру, вы ещё можете отметить организаторские способности, коммуникацию, умение придумывать идеи праздников и договариваться с поставщиками. Учитывайте всё, каждая мелочь может натолкнуть вас на мысль о будущей профессии.
Ещё можно посмотреть требования в похожих вакансиях — чего ждут от организаторов праздников работодатели, какие нужны навыки, что из этого у вас уже есть?
Шаг 2. Определите цель
Чтобы ваш план реализовался, важно видеть цели. Чего конкретно вы хотите? Для кого вы будете работать? Каких результатов вы хотите добиться?
Поставьте себе конкретную, измеримую, достижимую, значимую и ограниченную во времени цель (по SMART).
Плохая цель: хочу разбогатеть и не ходить в офис
Хороша цель: через год превысить свой текущий доход в два раза, занимаясь организацией праздников
Попробуйте сформулировать цель на год, пять лет, десять лет. Это не конкретный план, и что-то по ходу может измениться, но так вы хотя бы будете представлять, к чему вы стремитесь.
Шаг 3. Выберите нишу
Важно, чтобы ваше занятие всё-таки было привлекательно для аудитории, тогда вы сможете на нём заработать. Поэтому, прежде чем всё бросить и начать продавать макраме, изучите, насколько это востребовано. Посмотрите аккаунты конкурентов в соцсетях, предложения на ярмарках мастеров, статистику на маркетплейсах. Если вы предлагаете услуги, изучите похожие предложения на Авито и на сервисах с вакансиями. Оцените, большой ли спрос, какие цены на товар или услугу, кто ваши конкуренты. Выберите свою нишу.
Ниша — это узкая сфера внутри большого сегмента рынка. Формула идеальной ниши: большой спрос + отсутствие достойного предложения.

Шаг 4. Тренируйте насмотренность и обучайтесь
Даже если вы в чём-то хороши, всегда есть смысл становиться ещё лучше. Подумайте, нужно ли вам пройти какое-то обучение для повышения квалификации.
Также полезно расширять кругозор самостоятельно: постоянно следить за трендами в своей области, подписаться минимум на пять лидеров мнений или каналов по теме и нарабатывать насмотренность. Всё это поможет погрузиться в сферу, у вас будут появляться классные идеи и вдохновение.
Кроме того, погружаясь в сферу, вы сможете понять требования к специалистам, к товарам и услугам, которые предъявляет рынок. Выпишите их и определите, что из этого у вас уже есть, а где ваши зоны роста.
Шаг 5. Составьте бизнес-план
Бизнес-план поможет вам чётко понять, какие у вас цели, кто ваши конкуренты, какие вам понадобятся ресурсы, сколько денег, какая у вас будет стратегия.
Без него вы будете двигаться хаотично, а имея под рукой подробный документ, шансы на успех возрастают. Составлять бизнес-план для себя вы можете в свободной форме, как вам удобно.
Чем подробнее будет составлен ваш бизнес-план, тем больше шансов, что вы не ошибётесь и вас ничто не застанет врасплох. Подробно о том, как подготовить бизнес-план, какие в нём могут быть ошибки, мы писали в статье «Как составить бизнес-план: пошаговая инструкция».
Где искать клиентов
Многим начать новое дело мешает страх, что не будет клиентов. Где их взять? Вопрос резонный, но ответ на него есть. Главное — двигаться не хаотично.
Шаг 1. Составьте портрет своей аудитории
Вы должны быть там, где ваши потенциальные покупатели. Как можно подробнее составьте портрет человека, который будет потреблять ваш товар или услугу.
Вы можете регулировать список вопросов в зависимости от своего товара. Например, не всегда важно, есть ли у клиента дети. Но самое главное — понять его потребности и боли, чтобы вы могли их закрыть.
К тому же, определив возраст, пол, географию, вы сможете понять, в какие соцсети вам выгоднее идти и как настроить таргетированную и контекстную рекламу, чтобы попасть в аудиторию.
Шаг 2. Идите к знакомым
Самое простое и дешёвое, что вы можете сделать на старте, — дать на пробу свои товары и услуги знакомым, родственникам, друзьям. Это не принесёт много продаж, но запустит процесс. Они расскажут о вас своим друзьям, и так по цепочке. Вы сможете собрать с них обратную связь, настроить бизнес-процессы, учесть свои первые ошибки.
Шаг 3. Заводите соцсети
Сила соцсетей велика. Исходя из портрета вашей ЦА, определите, в каких соцсетях вам лучше быть. Например, аудиторию 35+ можно достать в Одноклассниках, а вот зумеры сидят в основном с Телеграме.
Лучше выбрать несколько сетей и составить план: какой контент вы будете постить, как часто, какие будут рубрики, какие темы. Помониторьте соцсети конкурентов, посмотрите, что интересного есть у них, как вы могли бы улучшить их идеи. Помните, что хороший SMM стоит немалых денег, поэтому, если у вас нет достойного бюджета хотя бы в 50–60 тысяч рублей в месяц, на первых порах лучше заниматься соцсетями самостоятельно, чем нанимать дешёвых, но неграмотных специалистов. Изучите тренды именно в вашей сфере и старайтесь использовать их с умом.
Шаг 4. Настройте рекламу
Озадачьтесь контекстной и таргетированной рекламой.
Контекстная реклама — это объявления в поисковой выдаче, которые показываются по определённым запросам. Например, человек вводит в поиске «купить диван» и видит на первой странице выдачи объявления. Это самый быстрый и один из самых эффективных способов привлечь первых клиентов, потому что вы сразу попадёте в аудиторию. Чтобы запустить рекламу, нужен сайт или посадочная страница и бюджет: за каждый клик по объявлениям будут списываться средства со счёта.
Таргетинг — тоже платные рекламные объявления, но их показывают в социальных сетях, не по прямым запросам пользователей, а определённой целевой аудитории, критерии показа вы настраиваете сами.
С рекламой очень важно тестировать разные гипотезы и выявлять самую рабочую, которая принесёт вам как можно больше подписчиков и покупок.
Шаг 5. Выходите на маркетплейсы
Если вы продаёте товар, возможно, есть смысл выйти на маркетплейсы, где уже есть аудитория, готовая тратить деньги.
Учтите, что это не бесплатно, у каждой площадки свои требования к продавцу, разные условия хранения и доставки товаров, поэтому для начала внимательно ознакомьтесь с инструкциями, найдите конкурентов и посмотрите, насколько ваш товар вообще востребован на маркетплейсе: много ли похожих продавцов, как оформлены их карточки товаров, большие ли проценты выкупа, какие отзывы. Подумайте, сможете ли вы отстроиться от конкурентов.
Шаг 6. Попробуйте бесплатный пиар
Это может быть что угодно: какие-то оффлайн-акции для повышения узнаваемости вашего бренда, коллаборации с коллегами, письма-рассылки, публикации статей на различных порталах, например, на VC.
Здесь можно подойти к процессу творчески и разработать целый план по повышению узнаваемости вашего бренда и вас как его создателя.
Уплата налогов
Естественно, как только ваше хобби превратится в бизнес, вам придётся платить за него налоги. Здесь есть несколько вариантов, как поступить.
Самозанятость
Вы можете оформить самозанятость, если оказываете услуги или создаёте что-то своими руками, а ваш годовой доход не превышает 2,4 млн рублей.
Чтобы оформить самозанятость, достаточно подать заявление через приложение «Мой налог», кабинет налогоплательщика на сайте ФНС или через Госуслуги.
Налоговые ставки для самозанятых
- 4% — если вы работаете с физическими лицами;
- 6% — если вы работаете с ИП и компаниями.
При регистрации вы получаете налоговый вычет 10 000 рублей, и первое время платите 3% с доходов от физлиц и 4% с доходов от компаний.
Самозанятость — часто самый простой и выгодный вариант для тех, кто только начинает своё дело.
Компания или ИП
При регистрации компании или ИП налоговая назначает общую систему налогообложения. Налоги по ОСН — 20%, это достаточно высокая ставка, которая может подойти не всем.
Вы можете использовать сервис «Выбор подходящего налогового режима» на сайте ФНС.
Фото на обложке: Kelvin Murray / Getty Images