
Всю жизнь я обожаю автомобили и всё, что с ними связано. В детстве выходные, вечера и любое свободное от учёбы время проводила в компании папы, который и научил меня разбираться в автомобилях.
«Я взяла товарный кредит»
Во время учёбы в университете папа помог мне приобрести газель «Автолайн». Я получила права категории D и в свободное время занималась пассажирскими перевозками — копила на личный автомобиль.
После окончания университета имени Г. В. Плеханова и Российской правовой академии я пробовала себя во многих сферах: работала юристом, преподавала, пыталась построить карьеру в государственных учреждениях. Но мыслями и душой всегда стремилась к созданию своего бизнеса, конечно, связанного с автомобилями.
Рядом были знакомые, у которых были автосервисы, бизнесы, связанные с грузовыми перевозками и розничная торговля шинами и дисками. К хозяину одного из них я обратилась с предложением открыть филиал его фирмы в Липецке. От предложения он отказался, но предложил товарный кредит на большую сумму. И я, не думая о предстоящих трудностях, а вернее не зная о них, ринулась в бой.
«Магазин открылся за 3 месяца»
Первым делом я подала документы на открытие ИП и открыла счёт в банке. После этого нашлось помещение. В нём были сданы маленькие кусочки, а вся остальная площадь пустовала. Я предложила собственникам полную аренду, и они согласились. Ремонт в этом помещении уже был, мне оставалось дополнить его какими-то моментами по охранной и пожарной безопасности и завезти оборудование и технику.
Первого кассира я нашла, когда приехала в сервис, чтобы отремонтировать скол на лобовом стекле. Разговорились с мастером, и в результате его жена пришла ко мне работать. По объявлению в газете «Моя реклама» пришла ещё одна женщина из дома напротив. С продавцами похожая ситуация: парень пришёл работать по объявлению, привёл знакомого, затем ещё одного. Сотрудников я нанимала только с опытом продаж шин и дисков.
На начальном этапе финансовые вопросы решали всем миром: и кредиты в банках, и родители, и друзья. Но в результате моя мечта сбылась — магазин открылся. Тогда в ассортименте были только шины. Диски появились на полгода позже.
«Приходилось учиться методом проб и ошибок»
Позже наступили трудовые будни и неприятные события, связанные с естественными процессами, с которыми сталкиваются все предприниматели. Мне снились шины по ночам, снилась программа 1С с кодами, потому что нужно было вбивать все товарные остатки. Кроме этого, я расставляла шины на витринах вместе с продавцами, расклеивала ценники. Сотрудники уходили по домам, а дела не заканчивались. Я продолжала работать до 11–12 часов ночи почти каждый день.
«Мы были первыми, кто продавал в Липецке шины и диски в рассрочку от магазина»
В Липецке уже были фирмы по продаже шин и дисков, но условия продаж в рассрочку без участия банков мы предложили первыми. Наверное, это были самые счастливые времена моей деятельности. Приобретать шины и диски в рассрочку очень удобно, поэтому такая возможность вызывала большой интерес. Люди очень ждали, когда приедет наша машина с дисками, чтобы первыми выбрать себе комплект. Никогда этого не забуду.
В то же время пришлось столкнуться с предательствами со стороны персонала. Сотрудники воровали договоры по рассрочке и сливали другим компаниям детали нашего процесса оформления. Со стороны людей, которые оформляли рассрочку, тоже были случаи мошенничества. Неоднократно доходило до суда.
«В городе было около 10 баннеров с нашей рекламой»
Раньше по всему городу стояли баннерные конструкции — три на шесть метров. На них мы размещали рекламу магазина. Кроме этого, мы публиковали объявление в газете «Моя реклама»: в графе «Шины и диски» регулярно был наш постер. И, конечно, наша реклама звучит на «Авторадио», «Новом радио» и «Русском радио».
Ранее также размещали рекламу в сообществах «ВКонтакте», но взяли паузу до полного понимания всех тонкостей закона «О рекламе».
«Важно искренне любить то, чем занимаешься»
Я никогда не ездила по конкурентам — не видела их цены, витрины, товарные остатки. У меня есть чёткое понимание того, что и как должно быть в моём магазине.
Примерно раз в год крупные поставщики приглашают меня на конференции и тест-драйвы. На таких мероприятиях мы общаемся с предпринимателями из других городов и делимся друг с другом опытом.
Однажды ездили на завод Nokian. Слушали лекции о новых шинах и видели своими глазами всё — от простого пакета с синтетическим каучуком до полного процесса выпуска шин. Были поражены, потому что интернет ещё не давал такой информации, как сейчас. Было интересно общаться с людьми, которые так сильно в это погружены. В команде, которая ездила на завод, я была единственной девушкой.

«Автомойка — моя осуществившаяся мечта»
Мойку я приобрела в 2012 году. Это был действующий бизнес со своей базой клиентов, сотрудниками, полностью выкупленным помещением и землёй.
Я мечтала об этой покупке из-за любви к чистоте. Песчинка на коврике или капелька на автомобиле всегда вызывали у меня бурю негодования. Раньше я мыла автомобиль каждый день. Сейчас из-за большой загруженности делаю это гораздо реже.
Для меня автомойка — больше хобби, чем бизнес. Не могу сказать, что это очень прибыльное дело. При этом очень её люблю: у нас чисто, уютно, красиво, используется дорогая химия и профессиональное оборудование. Не так давно мы сделали ремонт внутри и снаружи и поменяли рекламу.
«Я люблю свою работу, я приду туда в субботу. В воскресенье тоже приду»
Моя любимая фраза. Около 90% времени предприниматель проводит на работе. Мне кажется, делегирование больше подходит для крупного бизнеса с большим штатом сотрудников. В малом бизнесе можно делегировать мелкие вопросы, но если предприниматель не будет вовлечён в ключевые процессы, то далеко такой бизнес не уедет. Это мнение, которого я придерживаюсь все эти годы.
«Всем предпринимателям советую перезагружаться»
Спустя недолгое время после открытия бизнеса сбылась ещё одна моя мечта — я стала мамой прекрасной дочери. Заботиться о ней помогали мои родители, чью поддержку и заботу я всегда будут ценить. Все женщины, развивающие собственный бизнес, знают, какие жертвы приходится приносить и как тяжело делать выбор между бизнесом и общением с семьей. Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, как мало времени была рядом с семьей. Поэтому при любом удобном случае мы с дочкой едем отдыхать и наслаждаться общением с друг другом.
Обычно отдохнуть получается только в периоды спада покупательской способности. Как правило, это новогодние и майские праздники, а также мой День рождения в сентябре — в это время идёт подготовка к сезону. Самый большой наплыв клиентов происходит в осенний и весенний период. Мы привязаны к временам года и погоде.
Спад покупательской способности — это отличный повод любому предпринимателю найти время для себя и перезагрузиться. На отдыхе рождается много новых идей. Например, в полётах я очень люблю пересматривать фото в телефоне: с одной стороны, чищу память, с другой — вспоминаю и переосмысливаю моменты периода, в который сделано фото. Это позволяет более рационально и спокойно посмотреть на многие ситуации.
«Не существует бизнеса без ошибок»
Мы все иногда совершаем неправильные поступки в жизни. Так же и с предпринимательством. Главное — вовремя осознать и исправить ошибку. Пробовать, делать шаги и идти вперёд, несмотря ни на что, обязательно нужно.