Содержание
В начало
Что собой представляет управленческий учёт
Объекты управленческого учёта
Виды управленческого учёта
Кто занимается управленческим учётом
Пошаговый план внедрения управленческого учёта
Проблемы при внедрении управленческого учёта
  • База знаний
  • Управленческий учёт: кому нужен и как его вести

Управленческий учёт: кому нужен и как его вести

С чего начать, если вы не финансист и вообще мало что понимаете в финансах

Управленческий учёт — инструмент, который помогает предпринимателям контролировать бизнес-процессы и принимать действительно эффективные решения, основываясь на отчётах и аналитических данных, а не на интуиции.


По сути, управленческий учёт нужен, чтобы найти баланс между гибкостью бизнеса и жёстким контролем над всеми процессами и в конечном итоге привести компанию к ощутимой прибыли. 


Давайте разбираться, как вести управленческий учёт, зачем он нужен, кто должен им заниматься и какие первые шаги нужно сделать, если вы всё же решили вести управленческую отчётность.

Что собой представляет управленческий учёт

Управленческий учёт — это система данных, которая даёт представление о том, как развивается бизнес. Управленческий учёт нужен, чтобы анализировать прошлые и текущие результаты и принимать на их основе верные решения.

Пример
Ирина решила открыть филиал своего салона красоты в соседнем районе. Деньги есть, бизнес чувствует себя хорошо. Она снимает деньги со счёта, арендует помещение, закупает оборудование, мебель, расходники и открывает новый салон. Правда, вскоре выясняется, что деньги на счету были авансовыми платежами, а значит, свободных денег у Ирины не было, и она открыла салон, который ей совсем не по карману. С управленческим учётом всё было бы иначе: видя все цифры перед глазами и чётко понимая, сколько свободных денег есть, Ирина вряд ли бы приняла решение об открытии второго салона.

Далеко не каждой компании нужно вести управленческий учёт — есть бизнесмены, которые прекрасно обходятся без него. Однако если вы хотите расти, оптимизировать затраты и работать более эффективно, без учёта не обойтись. Хотя и небольшим компаниям на старте работы управленческий учёт может пригодиться — например, чтобы предупреждать кассовый разрыв и чётко понимать, куда уходят деньги. Решение, нужно ли внедрять управленческий учёт или нет, обычно принимает собственник. Если его устраивает размер прибыли, а информации о финансовом состоянии компании достаточно, можно оставить всё как есть, и не тратиться на ведение новых отчётов.


При этом виды и методы управленческого учёта напрямую зависят от масштабов компании. Чем крупнее компания, тем больше процессов происходит внутри неё, и тем больше данных нужно собирать. А значит, организация управленческого учёта потребует больше сил и денег.

Иногда управленческий учёт путают с бухгалтерским, но у них принципиально разные задачи. Бухгалтерский учёт нужен государству, чтобы иметь информацию о деятельности компании и её материальном положении. Бухгалтерский учёт ведётся по строгим правилам, прописанным в Федеральном законе «О бухгалтерском учёте», и обязателен для всех ООО. ИП могут вести бухучёт по желанию. Управленческий учёт нужен только руководству компании, чтобы действительно понимать, а не догадываться, что происходит в бизнесе. В управленческом учёте много данных, которые важны только собственнику, а значит, в бухучёт эти данные не попадут.
Некоторые из вопросов, на которые отвечает управленческий учёт:
Сколько прибыли вы получаете и какова рентабельность бизнеса?
Как понять, какую наценку сделать, чтобы не уйти в минус?
Какой из продуктов приносит больший доход? В какие периоды и на какой вид деятельности спрос выше?
В каком месяце нет продаж, а в каком — не хватает складских запасов?
Какие скидки дать клиентам, чтобы увеличить продажи, но не получить убытки?
Какие расходы можно уменьшить без вреда для бизнеса?
Сколько денег закладывать на рекламу и продвижение в этом месяце?
Как расширение штата повлияет на финансовые результаты?
Грозит ли вам кассовый разрыв при принятии какого-то решения?
Куда направить заработанную прибыль?

Но на самом деле, возможности управленческого учёта гораздо шире, и узнать из отчётности можно куда больше. Более того, управленческий учёт можно полностью настраивать под себя, добавляя туда лишь те показатели, которые вам важно отслеживать.


Объекты управленческого учёта

Объектами управленческого учёта считаются все операции, которые так или иначе влияют на прибыль.

Стандартно к объектам учёта относятся:
доходы и расходы;
материальные и финансовые активы, в том числе дебиторская задолженность, имущество, накопления;
финансовые обязательства;
источники денег — собственный капитал, кредитные средства, вложения инвесторов;
финансовые результаты и факторы, влияющие на них.

Объекты можно и нужно детализировать — то есть внутри одного объекта рассматривать несколько более мелких. Как именно детализировать — зависит от особенностей бизнеса. Например, если вы производите какой-то стандартный товар, важно понимать, сколько денег вы тратите на производство одной единицы продукции и сколько прибыли получаете с продажи. А если же вы выпускаете что-то уникальное, то анализировать нужно каждый заказ отдельно: только так можно понять, заработали ли вы на этом заказе или ушли в минус. 


Виды управленческого учёта

Видов управленческого учёта довольно много. Рассмотрим те, что используются в компаниях чаще других.

Текущий учёт отражает то, что происходит в бизнесе прямо сейчас и на горизонте этого года.
Стратегический учёт оперирует периодами в несколько лет или даже десятилетий. Например, компания может годами приносить только убытки, но это не будет проблемой, если убытки прогнозируемы, и собственник чётко понимает, как с этим работать.
Производственный учёт позволяет анализировать себестоимость товаров и услуг, прогнозировать расходы, принимать решения о закрытии или запуске новых продуктов.
Маржинальный учёт помогает определить доходность как всей компании, так и отдельных направлений. А ещё — оптимизировать затраты и скорректировать ценовую политику.
Бюджетный учёт нужен, чтобы контролировать эффективность бизнеса и грамотно распределять ресурсы внутри компании.

Какой учёт нужен вам — зависит от того, зачем управленческий учёт вам в принципе нужен. Подробнее о том, какие цели могут быть, вы узнаете в пошаговом плане внедрения управленческого учёта.


Кто занимается управленческим учётом

На старте работы отдельный сотрудник для управления финансами обычно не нужен: объём данных, с которыми нужно работать, небольшой, внутренних процессов также немного. Поэтому первое время управленческим учётом могут заниматься бухгалтер или собственник. 


Но при росте компании совмещать ведение управленческого учёта с основными обязанностями становится сложно. Например, бухгалтер отвечает за уплату налогов, проведение платежей, начисление зарплаты, обязательную отчётность. Если у него не будет хватать времени на эти задачи из-за дополнительной нагрузки, связанной с управленческим учётом, качество его работы снизится, и компания понесёт убытки. 


Поэтому многие компании на определённом этапе развития нанимают для этой задачи отдельного сотрудника — финансового директора. Поручив управленческий учёт ему, можно быть уверенным в том, что учёт будет вестись качественно, подробно и именно так, как нужно собственнику. Но важно соотносить стоимость найма финдиректора и количество денег у компании. Если компания едва зарабатывает, расходы на сотрудника вряд ли окупятся.


Пошаговый план внедрения управленческого учёта

Организация управленческого учёта — не самая простая задача, особенно если вы не финансист и раньше никогда учётом не занимались. Поэтому мы составили алгоритм: он поможет вам на первых этапах ничего не забыть и разобраться, что к чему. 

Шаг 1. Сформулируйте цели 

Основная цель управленческого учёта — иметь под рукой подробную и объективную информацию о состоянии бизнеса, на основании которой собственники и руководители могут принимать решения. Но если эту цель конкретизировать, то становится ясно, что целей в действительности может быть много — и для разных компаний они свои, в зависимости от того, какую именно задачу нужно решить.

Вот несколько примеров целей:
Анализировать текущую работу. Наглядно видеть, достигает ли компания поставленных целей — например, по росту прибыли или сокращению убытков. И если нет, то чётко понимать, что идёт не так и как это можно исправить.
Строить планы и прогнозы. Например, заранее прогнозировать, сколько компания заработает за квартал, сколько нужно денег и людей, чтобы запустить новый продукт, какое оборудование стоит купить и на какие деньги — свои или заёмные.
Понять, куда вкладывать деньги. Купить склад или арендовать его? Нанять бухгалтера, работать с агентством или делать всё своими силами? Открыть новое кафе или модернизировать старое?
Выявить перспективные направления деятельности. Определить, что приносит максимум прибыли и сфокусироваться на развитии этого направления или продукта.

Шаг 2. Определите, какие данные хотите анализировать

Идею вести управленческий учёт легко забросить, если сразу попытаться анализировать всё, что происходит в бизнесе. Помните про цели: от них напрямую зависит, какие данные для вас приоритетны. С них и начинайте наблюдение.

Например, вы однажды попали в кассовый разрыв и не хотите, чтобы это повторилось. В этом случае стоит внедрить платёжный календарь, в котором будет наглядно видно, когда вы должны заплатить, сколько и кому.

Или вы понимаете, что у вас слишком много расходов и пора их оптимизировать — но совершенно не представляете, какие расходы можно сократить, а какие нет. Значит, вам нужно начать учитывать, на что конкретно вы тратите деньги в разрезе по статьям — расходы на зарплаты, офис, закупку товаров, логистику и др. Так вы можете увидеть, что слишком много денег тратите на поездки на склад — и принять решение перевезти склад поближе, тем самым сэкономив на бензине и амортизации машины. И здесь на помощь придёт отчёт о движении денежных средств. 


Шаг 3. Утвердите форму отчётности

По умолчанию в управленческий учёт входят три отчёта: отчёт о прибылях и убытках, отчёт о движении денежных средств и баланс.

Три отчёта управленческого учёта
Три отчёта управленческого учёта

Отчёт ДДС или Cash Flow (от англ. cash flow, «денежный поток») — это отчёт о движении денежных средств в наличной и безналичной формах. Отчёт покажет вам, куда вы тратите деньги и откуда их получаете, что необходимо как небольшим компаниям, так и крупным. В нём отображаются все приходные и расходные операции, но не сплошным сводом цифр, а в разрезе по периодам и разделам, а также в виде итоговых показателей за день, месяц и квартал. 


Отчёт о прибылях и убытках, он же ОПиУ или отчёт P&L (Profit and Loss Statement), — это таблица со списком статей доходов и расходов, формирующихся в процессе ведения деятельности. В сумме расходы и доходы дают финансовый результат — чистую прибыль или убыток за отчётный период. С помощью этого отчёта вы можете в динамике анализировать реальные прибыль и убыток, находить как неэффективные виды деятельности, бесполезно расходующие ресурсы, так и прибыльные, на которых стоит сфокусироваться. 


Баланс самый редко используемый в небольшом бизнесе отчёт, самый сложный, но при этом недооценённый. Он отражает устойчивость бизнеса. Сам по себе он недостаточно информативен, но вместе с ДДС и ОПиУ баланс становится чем-то вроде медицинской карты, которая рассказывает о здоровье бизнеса. Смотря в баланс, можно понять, на чьи деньги развивается бизнес — ваши или чужие, сколько денег вы должны и можете ли вернуть долг, развивается бизнес за счёт прибыли или кредитных обязательств.


Единой формы отчётов нет — каждая компания сама решает, как их вести. Главное — отчёты должны быть удобны и тем, кто их составляет, и тем, кто получает из них данные. Но утвердить форму на уровне компании стоит до того, как вы начнёте собирать данные. Если менять шаблон уже в процессе, какие-то данные потеряются или могут не совпасть, и отчёты будут неинформативны. 


Шаг 4. Выберите методы и инструменты

От выбора методов и инструментов управленческого учёта зависит, будете ли вы действительно решать какие-то задачи или же вести учёт «чтобы было».


Ключевой инструмент управленческого учёта — финансовая модель. Это таблица, которая включает в себя все три отчёта — ДДС, ОПиУ и баланс, — и показывает состояние бизнеса в целом, с учётом данных всех отчётов. Её составляют на длительный период — год или больше. Основная задача финмодели — показывать, что именно влияет на прибыль, и прогнозировать, что произойдёт при принятии того или иного решения. Например, можно оценить, сколько денег заработает компания, если увеличить наценку на 5%. Или как скажется на прибыли введение системы лояльности. 


Один из основных используемых методов — бюджетирование, то есть планирование бюджета на какой-то период во избежание кассовых разрывов и для лучшего контроля за расходами. Суть бюджетирования в том, что предстоящие доходы и расходы определяются заранее, и ресурсы внутри компании распределяются с учётом составленного плана. При этом бюджет компании можно рассматривать как в целом, так и в разрезе по конкретным направлениям или продуктам. В этом случае общий бюджет складывается из нескольких, за каждый из которых отвечают руководители направлений.  


Определение точки безубыточности — ещё один метод, который позволяет понять, сколько минимально компания должна заработать, чтобы выйти в ноль. Определять точку безубыточности необходимо: без этого вы не поймёте, сколько товара вам нужно произвести или сколько услуг оказать, чтобы доходы перекрыли расходы.

Формула расчёта точки безубыточности
Постоянные затраты / (выручка – переменные затраты) х выручка = точка безубыточности.

В управленческом учёте также используется метод расчёта затрат — то есть определения стоимости всех ресурсов, необходимых для производства. Затраты могут быть как постоянными (аренда помещения, коммунальные расходы, зарплаты), так и переменными (стоимость сырья, электроэнергия, логистика).

Важно не путать затраты с расходами. Затраты — это то, что вы потратили сейчас для получения дохода в будущем. Например, вы закупили ингредиенты для выпекания торта. Расходы же появятся тогда, когда вы этот торт продадите: в момент продажи вы получите одновременно расход (то, что ранее считалось затратами) и доход.
Есть несколько методов учёта затрат:
Процессный. Используется, если компания выпускает серийную продукцию: процесс и стоимость производства одной единицы продукции не меняется, а значит, можно оценивать стоимость затрат на производство совокупно за какой-то период.
Проектный, или позаказный. Подходит компаниям с уникальными сделками — например, если вы изготавливаете товары на заказ, занимаетесь строительством или проектированием. В этом случае затраты учитываются отдельно по проектам, каждый из которых не похож на другой.
Попередельный. Используется, если производство происходит по переделам — то есть по этапам, на которых сырьё сначала становится полуфабрикатом, а после готовым продуктом. В этом случае считаются затраты по полуфабрикату, а не по его компонентам или по готовой продукции.
Нормативный. Используется в компаниях, где есть утверждённая себестоимость продукции. С помощью такого метода легко заметить отклонения от плановой себестоимости и понять, что пошло не так.
Директ-костинг (от англ. direct costing). При таком методе затраты делятся на постоянные и переменные, и только последние учитываются в себестоимости, так как именно они непосредственно нужны для производства. Директ-костинг позволяет, например, быстрее реагировать на рост цен на сырьё: вы сразу увидите, из-за чего производство продукта подорожало, став для вас менее выгодным.

Вас никто не ограничивает в выборе методов — вы можете использовать какой-то конкретный или несколько в любой комбинации. Всё зависит от специфики вашего бизнеса, а также от задач, которые вы хотите решить.


Шаг 5. Зафиксируйте требования к ведению учёта

Для всех, кто ведёт управленческий учёт, должны действовать единые требования к сбору информации. Если информация будет собираться каждый раз по-разному, данные могут оказаться недостоверными, и принимать решения на их основе не получится.

Основные требования могут быть такими:
Польза. Собирать нужно только ту информацию, которая нужна для принятия решений. Если анализировать всё подряд или не то, что нужно, ведение управленческого учёта потеряет смысл. Например, если ваш бизнес не связан с доставкой товаров, но вы активно продвигаете товары в интернете, редкие расходы на логистику вряд ли будут вам интересны. А вот расходы на маркетинг отслеживать нужно обязательно.
Точность. Все данные нужно собирать внимательно, с точностью до копейки и за нужный период. Небрежность в учёте не позволит вам доверять данным, а значит, никакие решения вы принимать не сможете.
Своевременность. Решения в бизнесе принимаются постоянно, а значит, данные, необходимые для принятия этих решений, должны быть всегда под рукой. Если вы формируете план продаж на квартал, у вас перед глазами должны быть данные по прошлым кварталам.
Периодичность. Важно определить, как часто собираются данные и за какой период, и всегда этому следовать. Ведя учёт, бесполезно собирать данные время от времени или за разные по длительности промежутки — так вы не сможете делать объективные выводы.

Шаг 6. Начните анализировать данные

После того как вы всё подготовили к ведению учёта, пора приступать к сбору и анализу данных.


Например, в прошлом году вы запустили новый продукт и начали продвигать его в интернете. А сейчас внедрили отчёт о прибылях и убытках, в который внесли финансовые результаты года. Теперь вы можете оценить, окупились ли расходы на продвижение? Если нет, вы увидите это наглядно, в цифрах, и сможете подумать над тем, что можно исправить: например, изменить стратегию продвижения, сменить рекламные каналы и скорректировать позиционирование продукта на рынке.


Основная цель любого управленческого отчёта — помочь вам принимать информированные решения. Подумайте, какие решения вы принимаете на регулярной основе, и какие данные вам в этом помогут — с них и начинайте анализ.


Вполне вероятно, что в процессе анализа информации вы поймёте, что каких-то данных не хватает, или форма сбора информации не слишком удобна. Это нормально: любой отчёт — живой документ, который может и должен подстраиваться под ваши задачи. Но если отчётом пользуетесь не только вы, не забудьте сообщить всем ответственным об изменениях, чтобы они точно понимали, что изменилось и как работать с обновлённым отчётом.


Проблемы при внедрении управленческого учёта

Ниже мы собрали три популярные ошибки предпринимателей, которые только начинают вести управленческий учёт, чтобы вы знали, чему уделить внимание.

Частые ошибки при ведении управленческого учёта:
Некорректная постановка целей или слишком размытые цели. Собственник или руководители сами не до конца понимают, зачем им нужен управленческий учёт, а значит, не могут грамотно ставить задачи сотрудникам, которые им занимаются. И не могут контролировать результат работы.
Ошибки при сборе и обработке информации. Ответственные за учёт выполняют работу некачественно: пропускают важные данные или не перепроверяют их, собирают информацию частями, допускают ошибки в расчётах.
Отсутствие удобных инструментов учёта или неумение сотрудников ими пользоваться. Первое время вести учёт можно и в экселе — но специализированные сервисы ускоряют работы с данными и снижают вероятность ошибок. Задача руководителя — подобрать подходящие инструменты и научить сотрудников с ними работать.

На рынке есть сразу несколько сервисов, облегчающих ведение управленческого учёта. Есть как бесплатные — например, «Мой склад» на самом простом тарифе, — так и платные: «ПланФакт», «Финансист», «Финолог», «Финтабло». Функциональность платных сервисов шире, и у всех них есть бесплатный пробный период: можно потестировать каждый и выбрать тот, что лучше всего подойдёт по соотношению цены и набора функций.