Содержание
В начало
Что такое Яндекс Метрика и зачем нужна
О каких показателях важно знать бизнесмену и маркетологу
Как подключить Яндекс Метрику
Как настраивать цели
Заключение

Всё, что нужно знать о сервисе Яндекс Метрика

Как работать с сервисом и какую информацию из него получать

Яндекс Метрика — это сервис для сбора статистических данных о работе сайтов. Он подсчитывает количество посетителей, определяет источник трафика, фиксирует поведение пользователей, анализирует целевую аудиторию. Полученную информацию используют владельцы бизнеса, маркетологи и SEO-специалисты, чтобы оценить результаты рекламы и поискового продвижения, оптимизировать их, привлечь больше органического трафика или повысить продажи в e-commerce.

Разберёмся подробнее, как работать с Яндекс Метрикой, как установить необходимые счётчики и какую информацию получать от сервиса.

Что такое Яндекс Метрика и зачем нужна

Основная задача Яндекс Метрики — показать владельцу или администратору сайта, насколько хорошо работает ресурс с учётом задач, для которых он предназначен. С помощью этого инструмента можно понять, откуда приходит больше людей на сайт, как они кликают на кнопки, прокручивают ли они лендинг до конца.


Собранную статистику используют по-разному в зависимости от того, кто её анализирует.

Яндекс Метрика помогает оценить:
Результаты продвижения с помощью рекламных кампаний. С её помощью веб-мастер замеряет результаты маркетинговых мероприятий ВКонтакте, в Яндекс Директе и других рекламных сетях. Если подключить метрику, можно отследить, какая реклама принесла больше посетителей, сколько человек зашло с поисковой страницы Яндекс, с блогов Дзен, телеграм-каналов и чатов.
Характеристики целевой аудитории. Метрика в обезличенной форме показывает пол и возраст людей, которые заходят на страницу, страну и регион их проживания, используемое устройство и браузер. Можно отследить, как часто посещают страницу, сколько покупок совершают, какое поведение типично для посетителей. Владелец бизнеса понимает, кто его целевая аудитория, и адаптирует контент под неё, чтобы увеличить конверсию.
Удобство сайта. Анализ действий посетителей показывает, насколько комфортно пользоваться интерфейсом сайта, какие элементы привлекают внимание, какие страницы пользуются популярностью, что заставляет их уйти с сайта без совершения целевого действия.

Возможности Метрики не ограничиваются перечисленными выше. И только от пользователя зависит, как он будет использовать полученную статистику. В следующем разделе рассмотрим, как этот инструмент поможет бизнесу.

О каких показателях важно знать бизнесмену и маркетологу

Яндекс Метрика предоставляет информацию в виде отчётов, которые можно найти на сайте сервиса. Самые важные сгруппированы во вкладках «Сводка», «Отчёты», «Конверсия», «Карты». 


Разберёмся, как работает Яндекс Метрика и какие данные можно из неё извлечь владельцу интернет-магазина или сайта по продаже услуг.

Откуда приходят посетители

Чтобы отследить количество посещений сайта, нужно зайти в раздел Отчёты — Аудитория — Посещаемость. Здесь можно найти информацию об общем количестве посетителей сайта и пользователях, которые выполнили определённые действия. 


Владельцу бизнеса важно знать, откуда приходят пользователи. Для этого он может открыть отчёт «Источники, сводка», который находится в разделе «Аудитория». Собранные здесь данные помогают понять, какой метод привлечения посетителей эффективнее — PPC-реклама, чаты в Телеграме, паблики ВКонтакте или поиск в Яндексе и Google. 


Источники трафика можно просматривать за конкретный период и для определённых страниц. Это позволяет отслеживать изменения в зависимости от сезона и дня недели, а также анализировать переходы на конкретные лендинги. 


Пользователь может просматривать данные за аналогичный период предыдущего года. Это полезно интернет-магазинам, которые торгуют сезонными товарами. Например, новогодними игрушками. В этом случае необходимо выбрать промежуток ноябрь-декабрь этого года и сравнить этим же промежутком прошлого года.

Трафик от разных источников отображается в виде графиков, но при необходимости можно получать подробную статистику по каждому из них:

  • количество уникальных посетителей;
  • количество визитов (один человек может заходить на сайт много раз);
  • процент отказов;
  • время просмотра;
  • глубина просмотра.

Для анализа качества трафика используют отдельный отчёт «Время на сайте». Высокие показатели говорят о том, что на сайт заходят нецелевые посетители. Нужно перенастраивать рекламную кампанию или менять каналы продвижения.

Отчёт «Время на сайте». Источник: демо-счётчик Яндекс-Метрики
Отчёт «Время на сайте». Источник: демо-счётчик Яндекс-Метрики

Кто приходит на сайт

Продажи товаров и услуг будут высокими, если маркетолог правильно настроит рекламную кампанию с учётом целевой аудитории. Для анализа в этом случае используют отчёты из раздела «Аудитория». Здесь можно собрать портрет ЦА, проанализировав её по полу, месту проживания, возрасту, активности.

Популярные отчёты:
Посещаемость по времени суток. Помогает анализировать трафик в зависимости от времени в течение дня. Например, компания занимается доставкой пиццы по городу. Яндекс Метрика показывает провал посещаемости утром и в обед, но пиковую нагрузку на вечер. В этом случае имеет смысл сделать скидки при заказе в обед, предложить «счастливые часы» или создать другую акцию.
Конверсии. Собирает портрет целевой аудитории. Например, интернет-магазин закупил рекламу в телеграм-канале, откуда на сайт пришло много посетителей до 18 лет. Но они не совершили целевого действия, то есть покупки. Следовательно, деньги на продвижение с помощью Телеграма были потрачены зря и нужно искать другие способы рекламы.
Электронная коммерция. Отчёты для анализа работы интернет-магазина. В них Метрика собирает данные о сумме заказа, предпочтениях посетителя, источниках трафика. Анализ этих данных позволяет подобрать каталог товаров, оптимизировать цены, выбрать подходящие каналы продаж, настроить этапы воронки.

Юзабилити сайта

Попадание клиента на сайт — не основная цель веб-мастера или владельца интернет-магазина. Необходимо, чтобы пользователь совершил целевое действие. На это влияют разные показатели: удобство интерфейса, дизайн, понятная структура страниц, простой процесс оформления заказа и оплаты. 


Для изучения этих параметров используют отчёты «Аудитория», «Время на сайте». Также нужно изучить данные из разделов «Страницы входа», «Страницы выхода», «Популярное».

Отчёт «Популярное». Источник: демо-счётчик Яндекс Метрики
Отчёт «Популярное». Источник: демо-счётчик Яндекс Метрики
Например, целевым поведением клиента считается:
вход на сайт через главную;
выбор товара в каталоге;
оформление заказа;
оплата.

Однако если пользователь входит через страницу «О компании» и через несколько секунд уходит с неё, это говорит о неправильной настройке рекламных кампаний и неудобном интерфейсе.

Какие ещё данные помогают анализировать аудиторию:
В разделе «Посетители» скапливается информация о покупках, которые совершил клиент, времени посещения и количестве визитов, а также другие данные.
По каждому посетителю можно получить подробную информацию: через какую страницу он зашёл в интернет-магазин, где он находится, какое устройство использует, совершил ли целевое действие.
Высокий процент отказов и малое время на сайте нужно анализировать вместе со страницами, на которых побывал клиент. Например, он решил совершить заказ, но не смог этого сделать из-за неработающей формы. Если ему не понравилась главная или лендинг, он не будет переходить по другим разделам, то есть «глубина просмотра» будет маленькой.
С помощью Яндекс Метрики легко анализировать технические аспекты:
В отчёте «Технологии» отображена информация об устройствах и браузерах, которые используют клиенты. Если на смартфонах показан большой процент отказов, скорее всего страницей неудобно пользоваться на небольшом экране. То есть нужно проверить работоспособность мобильной версии или сделать сайт с адаптивным дизайном.
В отчёте «Мониторинг» отображаются данные о скорости загрузки или доступности сайта. Если после перехода по ссылке интернет-магазин загружается медленно, пользователь закроет вкладку. Если сайт не работает вовсе, стоит приостановить рекламные кампании до восстановления сервера.

Яндекс Метрика предлагает веб-аналитику «Вебвизор», который отслеживает поведение пользователя на странице. Анализ этих данных помогает обнаружить причины отказов и низкой конверсии. Все действия сервис записывает в виде видеофайла, который можно посмотреть в любое время. 


Для быстрого анализа подойдут карты. Они позволяют обнаружить места, на которых посетитель не концентрирует своё внимание.

Карта скроллинга — показывает, какую часть страницы посетитель просматривает чаще и больше, а до какой даже не прокручивает экран. Наиболее «важные» области подсвечены красным. Чем больше зелёного и синего, тем хуже. До этих областей добирается минимум пользователей, то есть они не увидят размещённый в них рекламный баннер или кнопку.
Карта кликов — отображает число кликов на определённой области страницы. Чаще всего кликают на верхней и нижней части (хедере и футере), ссылках и кнопках. По тепловой карте можно понять, какая кнопка более популярна, а какая практически не используется.
Карта ссылок — показывает статистику переходов по ссылкам и распределение внимания посетителя.
Карта скроллинга. Источник: демо-счётчик Яндекс Метрики
Карта скроллинга. Источник: демо-счётчик Яндекс Метрики

Для изучения форм используют аналитику форм. В этом отчёте есть информация о том, сколько раз заполняли поля и нажимали кнопку отправки. Например, если данные показывают частое заполнение, а в CRM приходит мало лидов, это может говорить о неработоспособности скриптов.

Как подключить Яндекс Метрику

Для сбора статистики владелец интернет-магазина или контентного ресурса должен установить код на сайт. Но перед этим нужно получить его, создав счётчик. 


Разберём алгоритм пошагово.



1. Создание счётчика

Для добавления сервиса аналитики необходимо зайти на metrika.yandex.ru и авторизоваться с помощью аккаунта Яндекс. После этого кликнуть на кнопку Добавить счётчик.

Чтобы добавить сервис аналитики на сайт, нужно кликнуть на кнопку «Добавить счётчик»
Чтобы добавить сервис аналитики на сайт, нужно кликнуть на кнопку «Добавить счётчик»
Появится страница с его параметрами, где вносят такие данные:
Имя счётчика — под ним он будет отображаться в списке. Лучше вписать сюда URL-адрес, где он будет размёщен.
Адрес — здесь указывается ссылка, где нужно установить Метрику. Её можно разместить на главной или в определённом разделе. URL указывают без протокола, то есть без http:// или другого определения типа передачи данных, стоящего в начале. Один счётчик может собирать статистику с разных доменов и поддоменов. Например, если на сайте есть региональные страницы.
Автоматические цели — метрика будет самостоятельно отслеживать типовые показатели, если активировать эту опцию.
Вебвизор — при активации этой функции Метрика собирает данные о поведении пользователя: движение курсора мыши, прокрутка страницы в браузере, клики по элементам интерфейса.
Пользовательское соглашение — нужно отметить галочкой согласие с этим документом.
Внесите необходимые данные и нажмите «Создать счётчик»
Внесите необходимые данные и нажмите «Создать счётчик»

Сервис создаст счётчик автоматически после клика по кнопке Создать счётчик.

 

2. Получение кода счётчика

Для сбора статистики нужно установить метрику, которая связывает ресурс с сервером аналитики Яндекс. В этом коде уже прописаны настройки, внесённые при создании счётчика в шаге 1. Обратите внимание, что при изменении настроек код нужно сгенерировать и вставить в веб-страницу заново.

Важными являются две опции:
Электронная коммерция — подходит для интернет-магазинов, чтобы фиксировать взаимодействие пользователя с товарами в каталоге и формой заказа.
Контентная аналитика — подходит для ресурсов, которые зарабатывают на привлечении посетителей и демонстрации контента. Метрика отследит, какие статьи посетитель читает чаще и дольше.
Также можно активировать дополнительные настройки:
Валюта, в которой отображаются статистические данные.
Время в минутах, по прошествии которого пользователь считается покинувшим страницу.
Отслеживание хеша в командной строке, что важно для сайтов с AJAX.
Адаптация кода для сайтов из XML-файлов.
Размещение информера на странице.
Подключение альтернативного CDN для учёта посетителей из стран, где доступ к ресурсам Яндекс заблокирован.
Альтернативный код счётчика для использования Вебвизора предыдущей версии.
В этом разделе можно активировать дополнительные настройки
В этом разделе можно активировать дополнительные настройки

В нижней части страницы появится код, который можно скопировать для вставки на веб-страницу с помощью кнопки сверху.

Отсюда можно скопировать код для вставки скрипта на веб-страницу
Отсюда можно скопировать код для вставки скрипта на веб-страницу

3. Вставка кода на сайт

Далее нужно установить полученный скрипт.

Это можно сделать двумя способами:
В HTML — подходит для самописных сайтов, когда веб-мастер не использует систему управления контентом. Скопированный код вставляют в HTML. Он должен находиться между тегами <head> и </head> или <body> и </body>. Лучше размещать его ближе к началу, чтобы скрипт загружался раньше основного контента и начинал отслеживать поведение пользователя.
Можно установить скрипт через HTML-код
Можно установить скрипт через HTML-код
С помощью плагина — подходит для сайтов на CMS или конструкторах. Для этого необходимо выбрать соответствующий раздел и узнать номер счётчика, затем вставить его в плагин для соответствующей CMS. Список плагинов приведён по ссылке «Готовые плагины».
А можно добавить код скрипта с помощью плагина
А можно добавить код скрипта с помощью плагина

4. Проверка работы

Яндекс Метрика начинает работать сразу после вставки кода или настройки плагина. Статистику можно отслеживать на дашборде в графическом и цифровом виде.

Так выглядит дашборд со статистикой
Так выглядит дашборд со статистикой

Если они не появились, нужно проверить работоспособность сервиса через консоль и при необходимости настроить его заново.


После этого можно приступать к настройке целей.

Чтобы настроить цели, нажмите «Создать цель»
Чтобы настроить цели, нажмите «Создать цель»

Как настраивать цели

Сервис аналитики Яндекс Метрика автоматически добавляет цели в дашборд в зависимости от поведения пользователей. Например, если в лендинге посетитель заполняет форму регистрации, после её отправки администратор увидит цель «Заполнение формы». 


Но для сложных и многостраничных ресурсов такой вариант не подходит, так как алгоритм иногда неверно определяет цели и суммирует показатели. Например, не получится отдельно отслеживать заполнение заявок по разным продуктам в интернет-магазине. 


Кроме того, при настройке можно добавлять опции. Например, если отправка формы приносит доход, то пользователь указывает его размер в соответствующем поле. После этого Метрика будет отслеживать финансовые показатели.

Настраивать цели можно несколькими способами:
В списке счётчиков кликнуть по кнопке Создать цель.
В дашборде перейти в раздел Цели и выбрать Добавить цель.

Яндекс Метрика может отслеживать 10+ целей, причём их можно фильтровать по URL, то есть устанавливать для конкретных страниц и разделов.

Рассмотрим наиболее востребованные цели для бизнеса:
Клик по номеру телефона — система подсчитывает количество кликов по телефонному номеру на странице. Так делают на мобильных устройствах для звонка менеджеру. Номер должен быть кликабельным. Можно отслеживать клики по всем номерам или конкретному. Если выбрать опцию «скрывать часть», то можно понять, сколько людей заинтересовались номером телефона при просмотре сайта на компьютере или планшете. Обратите внимание, что клик не всегда означает звонок, а звонок не всегда конвертируется в продажу товара или услуги.
Цель — отследить количество кликов по номеру телефона
Цель — отследить количество кликов по номеру телефона
Количество просмотров. Показывает, сколько страниц было посещено. Например, можно собрать информацию о том, сколько товаров просматривал пользователь в определённом разделе каталога.
Цель — отследить количество просмотров
Цель — отследить количество просмотров
Посещение страниц. Метрика подсчитывает число пользователей, которые посетили страницу по указанному URL. Например, можно указать страницу с подтверждением регистрации, совершения заказа или оплаты. Это поможет понять, сколько пользователей лендинга совершили целевое действие.
Цель — отследить число пользователей, заходивших на определённую страницу
Цель — отследить число пользователей, заходивших на определённую страницу
Отправка формы. Сервис аналитики считает количество посетителей, которые заполнили формы. Например, оставили свою электронную почту и номер телефона, совершили заказ и так далее. Подсчитываются все формы или конкретные по указанному адресу.
Цель — посчитать количество посетителей, которые заполнили форму на сайте
Цель — посчитать количество посетителей, которые заполнили форму на сайте

В Яндекс Метрике можно создавать составные цели, чтобы отслеживать не одно, а несколько последовательных действий. Это помогает понять, на каком этапе воронки продаж клиент «отваливается» и не совершает целевое действие.

В Яндекс Метрике можно отслеживать не одно, а несколько последовательных действий
В Яндекс Метрике можно отслеживать не одно, а несколько последовательных действий

Лимит целей на один счётчик — 200 штук. В это число не входят автоматически отслеживаемые показатели, которые выбрал сам сервис.

Заключение

Яндекс Метрика — это инструмент для измерения количества посетителей и анализа их поведения на сайте. Сам по себе он будет неэффективен, если не использовать полученную информацию для оптимизации UX и UI, поискового продвижения, PPC-рекламы. Но при грамотном применении владелец бизнеса оптимизирует бюджет на маркетинг, выберет эффективные каналы продвижения и повысит рентабельность работы компании.

Фото на обложке: Freepik / Freepik