Содержание
В начало
Чем справка отличается от выписки
Чем различаются электронная и бумажная справки
Где взять справку по расчётному счёту для бизнеса
Как получить выписку по расчётному счёту для ИП и ООО

Выписка и справка по счёту для ИП и ООО: как их получить

Отличия и способы оформления документов о счетах бизнеса

Выписка по расчётному счёту и справка об открытых банковских счетах дают информацию о финансах ИП и ООО. Их могут применять в похожих ситуациях, но выписка и справка не заменяют друг друга. Узнаем, чем они отличаются, и как получить каждый из документов.

Чем справка отличается от выписки

Эти документы иногда считают синонимами, но справка и выписка — не одно и то же. Они содержат разную информацию и оформляются для разных целей.

Выписка по расчётному счёту

Выписка — это банковский документ, в котором перечислены все операции по расчётному счёту ИП или компании. Выписка помогает предпринимателям понять, сколько денег поступило на счёт, а сколько они перевели кому-либо.

Выписку выдаёт банк, в котором у предпринимателя открыт расчётный счёт. В ней содержится детальная информация по остаткам, поступлениям и расходам по каждой дате за указанный период. Это помогает контролировать финансовое состояние бизнеса. Другие банки предоставить данные о поступлениях и переводах не смогут.

Выписку легко получить в электронном виде — в интернет-банке или в приложении. Чтобы получить бумажный документ, нужно приехать в офис банка.

Справка о банковских счетах

У компании и ИП могут быть счета в нескольких банках — это не запрещено. В каждом из них можно получить справку об открытых счетах, то есть в ней будет только информация о том, что у бизнеса есть счёт, например, в Альфа-Банке. А вот данных о движении денег и остатке средств в этом документе нет.

Справка включает такую информацию:
данные о владельце счёта;
наименование банка или банков, где открыты или были открыты счета;
номера счетов;
дату открытия счетов;
валюту и вид счёта.

Вот для чего бывает нужна справка.

Чтобы участвовать в тендерах, аукционах, госзакупках. Документ подтверждает надёжность и финансовую устойчивость бизнеса для заказчика.

Чтобы проверить, где открыты счета. Знать о них полезно, чтобы не копить плату за обслуживание, если счёт не используется.

Чтобы закрыть бизнес или запустить процедуру банкротства. Справку оформляют после ликвидации ИП или ООО, в начале процесса оформления банкротства. Это позволяет предотвратить ситуацию, когда заявление предприниматель уже подал, а банк не закрыл счёт, и долг за обслуживание увеличивается.

Чтобы оформить кредит, займ, субсидию, грант. Если вы оформляете кредит не в банке, где открыт расчётный счёт, у него нет информации о том, где лежат ваши деньги. Это нужно, чтобы оценить платёжеспособность. Поэтому банк, скорее всего, попросит предоставить справку. Для других видов финансовой помощи она тоже понадобится, чтобы оценить соответствие критериям для субсидии или гранта.

Чем различаются электронная и бумажная справки

Юридическая сила электронной и бумажной справок одинакова, потому что документы подписывают усиленной ЭЦП.

Отличается только скорость оформления и цена.
Электронная справка формируется быстрее, потому что не нужно тратить время на пересылку документов, особенно если отправляете их почтой.
За оформление бумажных документов банки могут брать плату, стоимость нужно узнавать в конкретном банке.

Где взять справку по расчётному счёту для бизнеса

Справку можно заказать в ФНС или в банке. Первый вариант удобнее — налоговая  предоставит информацию по всем существующим счетам. Если у вас много счетов, лучше выбрать этот способ. Если обслуживаетесь в трёх–пяти банках, можно обращаться к ним, но если не помните, где есть счета, тоже лучше сделать запрос в ФНС.

Заказать справку в ФНС можно несколькими способами:
оформить через «Госуслуги»;
отправить запрос Почтой России;
обратиться в отделение налоговой лично.

Оформление электронной справки о банковских счетах ИП и ООО

Через «Госуслуги»

Инструкция по оформлению справки. Источник: «Госуслуги»
Инструкция по оформлению справки. Источник: «Госуслуги»

Шаг 1. Зайдите в личный кабинет ИП или ООО.


Шаг 2. Перейдите в раздел «Получение заявителем сведений о наличии счетов организации (индивидуального предпринимателя) в банках».


Шаг 3. Заполните заявление и выберите период, который должен быть отражён в справке.



Шаг 4. Отправьте обращение.

Там же можно отслеживать статус заявления. Когда справка будет готова, в личный кабинет придёт уведомление.

Если вы открыли счёт до 1 июля 2014 года и не закрывали его, информацию об этом счёте можно получить только в банке.

В интернет-банке или приложении



Шаг 1. В поисковой строке введите «Справка о банковских счетах».


Шаг 2. Выберите нужный вариант из предложенных — часто названия могут быть похожи, но банк обычно кратко поясняет, какая информация будет в том ином документе, и для чего он подойдёт.


Шаг 3. Укажите период, который нужно отразить. Иногда также нужно выбрать дату, на которую справка нужна. 



Шаг 4. Нажмите «Заказать» (или «Получить», «Оформить»). Часто справки могут быть готовы за несколько минут.

Оформление бумажной справки о банковских счетах для ИП и ООО

Для физической справки понадобится заявление.

У него нет утверждённой формы, но нужно указать следующую информацию.
Название организации или ФИО индивидуального предпринимателя.
Реквизиты: ИНН, КПП, ОГРН/ОГРНИП, адрес из ЕГРЮЛ и адрес прописки для ИП.
Контакты — почтовый адрес, email, номер телефона.
Цель оформления, например, «для участия в тендере» или «для получения кредита».
Правовое основание для формирования справки. Можно проконсультироваться с сотрудником ФНС — по телефону или в отделении налоговой.
Получатель справки — ИП или директор ООО.
Подпись и печать, если не используете печать — только подпись.
Иногда указывают способ получения ответа. По умолчанию справку вручают лично, но если написать, чтобы её отправили почтой, сотрудники сделают так.

Если пишите заявление в отделении ФНС, составьте его в двух вариантах: на них поставят отметку, что приняли заявление, и один экземпляр вернут. Если отправляете заявление почтой, сохраните чек, чтобы отследить доставку в налоговую.

Справки обычно готовятся в течение пяти дней, но точный срок законодательством не установлен.

Как получить выписку по расчётному счёту для ИП и ООО

Можно обратиться в отделение лично либо заказать выписку онлайн — в интернет-банке или в приложении.

Оформление выписки по расчётному счёту в отделении банка

Шаг 1. Подготовить документы

ИП достаточно только паспорта.
У представителя ООО должен быть документ, который даёт полномочия действовать от имени компании. Это может быть выписка из ЕГРЮЛ, протокол общего собрания участников или решение единственного участника ООО, устав общества, если в нём есть такие сведения.
Если в банк поедет представитель ИП или ООО, у него должна быть доверенность.

Шаг 2. Сообщить информацию сотруднику банка



Уточните, какой период должна охватить выписка, нужна ли вам печать.

Шаг 3. Оплатить услугу



Во многих банках оформление выписки — платная услуга. Стоимость нужно уточнять в отделении, по телефону или онлайн.

Шаг 4. Получить выписку


Готовый документ в Альфа-Банке выглядит примерно так — вот его шаблон.

Выписка по счёту в Альфа-Банке
Выписка по счёту в Альфа-Банке

Оформление выписки по расчётному счёту онлайн

В Альфа-Банке электронный документ можно получить тремя способами:
через контактный центр банка по телефону;
в личном кабинете интернет-банка;
в мобильном приложении банка.

Эта услуга бесплатная, а справка формируется мгновенно. В личном кабинете интернет-банка можно подключить автоматическую отправку справки на электронную почту с удобной периодичностью.

Как оформить выписку в личном кабинете на сайте Альфа-Банка



Перейдите в раздел «История» → «Скачать выписку» → выберите нужный счёт → укажите период → нажмите «Скачать Excel-файл».



Чтобы скачать документ в формате PDF, перейдите в раздел «Справки и выписки».

Вот что нужно делать юрлицам. 


Перейдите в раздел «Выписка» → откройте вкладку «Исполненные операции» → настройте период и данные, которые должны быть в документе» → «Получить выписку» → выберите формат файла → перейдите на вкладку «Готовые выписки». 



Оттуда её можно скачать в формате PDF, TXT, XLSX или CSV и распечатать, если понадобится.

Как оформить выписку в мобильном приложении Альфа-Банка 

Откройте главный раздел → выберите нужный счёт → откройте вкладку «Действия» → выберите пункт «Справки и выписки» → тип справки «Выписка по счёту».

Фото на обложке: N Universe / Shutterstock / FOTODOM.