Для управления корпоративными финансами важно понимать, какие бывают виды долгов со стороны партнёров, когда они образуются, чем отличаются от кредиторской задолженности, а также как эффективно управлять «дебиторкой» — так это понятие иногда называют в обиходе.
Виды дебиторской задолженности
Есть несколько параметров для классификации.
По основанию возникновения можно выделить долги контрагентов или государства. Например, за товары, предоставленные займы или налоговые переплаты.
По срокам погашения задолженность делится на краткосрочную — до года — и долгосрочную — более года.
По вероятности погашения задолженность бывает нормальной, сомнительной или безнадёжной. Нормальная — это долги, срок оплаты которых ещё не истёк. Сомнительная — когда есть вероятность, что долги не погасят из-за финансовой нестабильности контрагента. Безнадёжная — когда истёк срок оплаты или должник признан банкротом.
По срокам исполнения обязательств «дебиторка» может быть нормальной — если контрагент укладывается в срок — и просроченной — если должник опаздывает с выплатой.
Когда образуется дебиторская задолженность
Во всех случаях задолженность связана с обязательствами, не выполненными другой стороной.
Чем дебиторская задолженность отличается от кредиторской
Дебиторская задолженность — это деньги, которые должны вам, а кредиторская задолженность — это ваши долги перед другими. То есть оба этих явления возникают одновременно у двух компаний или ИП после перевода денег и оказания услуг либо поставки товаров.
Оценка соотношения этих показателей помогает анализировать финансовую устойчивость компании. Большое количество долгов (как ваших, так и перед вами) свидетельствует о том, что нужно пересмотреть распределение денежных потоков.
Как управлять дебиторской задолженностью
Управление долгами критически важно для поддержания финансовой стабильности. Если делать всё правильно, можно избежать кассовых разрывов, минимизировать риски финансовой нестабильности и поддерживать ликвидность. Это ключ к поддержанию финансовой устойчивости и успешной работе бизнеса в долгосрочной перспективе.