Содержание
В начало
Как работает франшиза
Виды франшиз
Преимущества и недостатки франшизы
Как выбрать франшизу

Франшиза

Франшиза — это система прав и инструментов, с помощью которых можно вести бизнес под чужим брендом, использовать бизнес-модель или ноу-хау. Часто так называют работающую точку франчайзи — того, кто купил франшизу. Тот, кто продал, — франчайзер.
2 минуты

Форма ведения бизнеса по такой схеме называется франчайзингом. Это популярный способ начать бизнес с минимальными рисками, ведь можно воспользоваться уже отлаженной бизнес-системой.

Как работает франшиза

Франчайзи заключает договор концессии с франчайзером и получает право использовать существующий бренд и бизнес-процессы. Это включает стандарты работы, рецепты, технологии, маркетинговые материалы. 


При заключении договора франчайзи платит паушальный взнос — единовременный платёж за право пользования франшизой. Потом он должен регулярно перечислять франчайзеру роялти — выплаты за поддержку и использование бренда.

Виды франшиз

Тип франшизы зависит от характера бизнеса:
Товарная франшиза. Франчайзи получает право на продажу товаров под брендом франчайзера. Пример: магазин одежды или косметики.
Сервисная франшиза. Франчайзи оказывает услуги под брендом франчайзера. Пример: салон красоты, кафе или фитнес-клуб.
Производственная франшиза. Франчайзи получает технологии и материалы для производства товаров под брендом франчайзера. Пример: производство еды или строительство деревянных домов.

Преимущества и недостатки франшизы

У франшизы есть плюсы и минусы для обеих сторон процесса.

Для франчайзи это отличная возможность начать бизнес под известным брендом, получить поддержку и минимизировать риски. Недостатки франшизы — ограничение свободы действий, обязательные регулярные выплаты, зависимость от репутации франчайзера.


Для франчайзера такой бизнес — это способ расширять присутствие бренда без больших вложений и получать прибыль от паушальных взносов и роялти. Однако есть риск утечки коммерческих секретов и плохого управления качеством на новых точках.

Как выбрать франшизу

При выборе франшизы внимательно изучите информацию о компании и условия сотрудничества.

Самые важные критерии при выборе франшизы:
История и репутация компании. Узнайте, сколько лет бренду и насколько он стабилен, изучите отзывы партнёров и клиентов.
Поддержка франчайзера. Уточните, какие услуги и помощь предлагает франчайзер в рамках договора.
Количество франчайзи. Широкая партнёрская сеть свидетельствует о популярности франшизы.
Объём инвестиций. Уточните, сколько средств придётся вложить для запуска бизнеса. Учтите не только прямые издержки (аренду помещения, закупку оборудования, зарплату сотрудников), но и дополнительные — например, расходы на рекламу.
Особенности бизнеса. Важно понимать, в каких вопросах франчайзер будет вас поддерживать. Можно ли будет получить форму типовой отчёт о прибылях и убытках и изучить операционное руководство? Предоставляют ли список поставщиков?
Условия договора. Тщательно изучите все юридические тонкости, размер паушального взноса, роялти и возможные штрафы.