Обычно термин UX используется относительно онлайн-сервисов, сайтов, мобильных приложений. Но на самом деле UX — это, в том числе, и терминалы эквайринга, меню на стене в кафе и даже навигация в метро. Простыми словами, UX — это про то, насколько удобно и приятно вашим клиентам пользоваться тем, что вы для них создаёте.
Представьте себе, что вы открыли интернет-магазин. Клиент заходит на ваш сайт в поисках товара. Если он без проблем находит нужный раздел, выбирает товар и оформляет заказ — это хороший UX. А если он запутался в навигации, не смог понять, как добавить товар в корзину или столкнулся с ошибками при оплате — с UX явно есть проблемы.
Чем отличается UX от UI
UI (User Interface) — это то, как выглядит ваш продукт: например, кнопки на сайте или в приложении, цвета, шрифты и картинки. Это визуальная часть взаимодействия пользователя с вашим сервисом.
А вот UX (User Experience) — отвечает за то, как работает ваш продукт и насколько пользователю удобно им пользоваться. Насколько логично расположены элементы интерфейса? Сколько шагов нужно пройти пользователю для выполнения желаемого действия?
Красивый ресторан (UI) может отпугнуть посетителей плохим обслуживанием или сложным меню (UX). Важно помнить: хороший дизайн должен быть не только красивым внешне (UI), но и удобным для клиента (UX).
Зачем UX-дизайн бизнесу
Продуманный UX-дизайн помогает привлекать и удерживать клиентов. Когда человеку удобно пользоваться вашим продуктом или услугой, он возвращается снова и снова. Более того, довольные клиенты будут охотно рекомендовать вас друзьям и знакомым. А вот негативный опыт побуждает клиентов уйти к конкурентам.
Это особенно критично для малого бизнеса, где каждый клиент на счету. Если вы открыли «ещё один» онлайн-магазин сувениров, но не продумали UX на сайте, часть покупателей может просто не дойти до этапа оформления заказа. Каким бы интересным и широким ни был ваш ассортимент.
Какую роль играет текст в UX-дизайне
Продумать только UX-дизайн недостаточно — дизайн должен «работать» в связке с текстом. Как бы грамотно ни были расположены кнопки, без текста пользователь не поймёт, куда кликнуть, чтобы добавить товар в корзину, а куда — для отмены заказа.
Хороший текст снижает вероятность ошибок.
Правил, как писать тексты в интерфейсе, много, но все они сводятся к одному: текст должен помогать пользователю выполнить задачу — или как минимум не мешать этому. А значит, нужно писать простым человеческим языком, избегать ненужных деталей и давать новую информацию только на том этапе, когда она пользователю действительно пригодится. Писать слишком креативно тоже не стоит. У вас может получиться очень забавный текст, который при этом не поможет пользователю, а только отвлечёт его.
Например, на кнопке входа в аккаунт вместо официально-серьёзного «Авторизоваться» стоит написать короткое и привычное «Войти».
Как создаётся UX-дизайн
Исследование аудитории
Узнайте своих клиентов лучше — кто они? Какие у них проблемы? Какие задачи они хотят решить с помощью вашего продукта? Например, если вы запускаете приложение для доставки еды — важно понять возраст вашей аудитории и какие именно их проблемы вы можете решить.
Планирование
На этом этапе нужно продумать и описать сценарии действий пользователя: понять, с какими задачами пользователи будут обращаться к вашему продукту и какие действия они должны будут совершить, чтобы достичь цели. Это поможет определить список всех необходимых функций.
Проектирование
После нужно продумать структуру сайта или приложения: как будут расположены страницы на сайте или разделы в приложении? Что на них будет? Какие кнопки нужны?
Прототипирование
Следом создаётся черновая версия продукта — прототип. Это позволит проверить логику его работы до начала разработки.
Тестирование
Прежде чем запускать полноценную разработку, прототип показывают реальным пользователям — представителям вашей целевой аудитории. Задача на этом этапе — собрать обратную связь и понять, что удобно, а что вызывает трудности.
Внедрение изменений
На основе отзывов пользователей дорабатывается финальная версия продукта, после чего прототип передаётся в разработку.
Поддержка и улучшение
После запуска важно продолжать следить за поведением пользователей: анализировать статистику посещений сайта или приложения, исправлять ошибки, добавлять новые функции.