Екатерина

"Дело о Мефистофиле": В последний раз уничтожением архитектурных деталей занимался восставший народ


В Петербурге построили и готовятся освящать новую церковь Ксении Петербургской. Напротив церкви на Лахтинской улице стоит шестиэтажный модерновый доходный дом, на фасаде которого до этой среды была скульптура Мефистофеля. На днях высотные рабочие водрузили на новом храме крест. Спустя день или два такие же или те же самые (очевидцы спорят) высотные рабочие молотками сбили с фасада шестиэтажного дома фигурку демона.

 Фото: Вадим Ф.Лурье


Вандализм (или уничтожение культурно-исторической ценности, как это квалифицировала полиция) произошел днем 26-го августа на глазах у многочисленных свидетелей. С крыши дома 24 по Лахтинской улице свесился мужчина и молотком разбил барельеф Мефистофеля. Остатки мужчина в зеленой робе без опознавательных знаков просто сбросил на тротуар. Затем к дому подъехала "Газель". Из нее вышли люди, которые собрали то, что осталось от фольклорного существа с крыльями летучей мыши, и увезли. За этим, уверяют очевидцы, наблюдал сотрудник полиции, пишет "Фонтанка".

 

Ответственность за уничтожение фигуры Мефистофеля на памятнике "Дом с дьяволом" на Лахтинской улице в Санкт-Петербурге взяла на себя организация "Казаки Петербурга", сообщает "Фонтанка", которое получило соответствующее письмо с признанием.

 

"Дьявола с дома на петроградке сбили мы, потому что на то имелось несколько причин — главная из них та, что он стал достапремечательностью, спецально указывали в видео, в путеводителях, что есть такой казус — напротив церкви висит фигура дьявола, которая не дает установить крест. и вс таком духе. Нас возмущало то, что эта ужасная легенда, дикая история, фактически стала завлекалкой, прманкой туристов, стала гордостью, получается открытое поклонение сатане", — говорится в письме (авторская орфография и пунктуация сохранены).

 

По версии собственного расследования "Фонтанки",  мужчина, добровольно пришедший в отдел полиции, сообщил, что работал по договору с компанией "Стройсад" Андрея Григорьева. Днем 26-го августа его срочно вызвали на работу для уборки улицы у дома 24. Когда вместе с еще тремя коллегами он приехал к Дому с дьяволом, то увидел, что на тротуаре лежат обломки, как он посчитал, штукатурки. Их собрали в четыре мешка, которые выбросили в бак через 300-500 метров от дома.

 

Полиции удалось опросить главу "Стройсада" Григорьева пока лишь по телефону – он сообщил, что его компанию наняли для уборки улицы у указанного дома. Он вызвал рабочих, не зная, что конкретно нужно убирать. Бизнесмен заверил правоохранителей, что к "демонтажу" Мефистофеля его фирма не имеет никакого отношения.

 

"Случай в Петербурге представляется мне скандальнее и знаковей, что ли, московского, - пишет редактор Colta.ru Глеб Морев. - Вспомним, кто и когда занимался уничтожением архитектурных деталей? Правильно, в последний раз это был "восставший народ" и потом большевики - в феврале 1917-го начали разрушать императорских орлов, срывая и скалывая их с решеток, фронтонов, крыш, царских лож в театрах. Забавно, что восстановление их, начавшееся после 1991-го, в Петербурге увенчалось - буквально - лишь в этом году: возвращением золотого орла на телеграфную башенку Зимнего дворца.

 

И сейчас же пошел новый процесс. Гораздо страшнее и дичее прежнего. Орел - идеологический символ, жертва политики. Маска Мефистофеля - культурный образ, уничтоженный во имя религиозно фундированных целей. Ровно этим - разница лишь в технических методах, взрывчатку пока у нас не используют - занимается в Сирии ИГИЛ. Запрещенная, как предписывает упоминать закон, в РФ террористическая организация.

 

Запрещенная, надо думать, из-за практикуемых ею методов. Или дело не в методах, и нашему православному ИГИЛу можно ровно то же, что и сирийскому, только потому, что он наш?

 

Осталось преодолеть, как говорится, религиозные разногласия. Мне кажется, они бы договорились".

 

Журналист Олег Кашин написал колонку о "единственном европейце" – Петербурге:

 

"Именно в Петербурге, да, вот такая ирония судьбы — блистательная европейская столица, город серебряного века и блокады, город русского авангарда и русского рока достался теперь комсомольско-чекистскому жлобью, у которого такая мода — быть подчеркнуто набожными. Раньше у таких людей в моде была золотая фикса во рту, теперь — сверкающий тем же, что и фикса, оттенком золотой крест на груди. Петербург всегда был полон легенд и захватывающих историй. Все легенды Петербурга десятых годов XXI века связаны с потешной набожностью городского начальства. Говорят о тайных монахах, оборудовавших в Смольном свои кельи, о мораториях на подписание документов во время постов, о закреплении за каждым чиновником персонального святого, как будто чиновники существуют, чтобы почитать святых, а не обеспечивать сносную жизнь горожанам".

 

"Дом, построенный моим прапрадедом Лишневским Александром Львовичем! У меня сейчас такое чувство, как будто покалечили моего близкого и любимого родственника! Александр Львович всегда говорил, что его дома - его дети, и отказался в 1917 эмигрировать как не просила его супруга!", - написала праправнучка Лишневского Елена Турковская.

 

Тем временем РПЦ просит не наказывать строго вандалов, повредивших барельеф, пишут "Известия": церковь попросит учесть благую мотивацию совершивших преступление: священники полагают, что казак, решившийся на противозаконный поступок, хотел избавить Северную столицу от зла.


Комментарии

  • Денис Хорошилов — 15:28, 29.08.2015
    Культурная столица жжет))...Интересно, Пушкин кувалдой что бы написал??

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно