Екатерина Теплухина

Как биотех-проекту подготовиться ко встрече с инвестором

Недавно на Rusbase выходила статья Анны Соколовой «Кто инвестирует в биотехнологии и биомедицину?». Екатерина Теплухина, CEO Primer Capital, написала дополнение с точки зрения инвестора – как проекту из области биотеха просить деньги, как выбрать, к кому идти, и сколько, собственно, просить.


Главное отличие биотех-проектов – это высокий уровень риска на каждом из множества его этапов. Собственно, с этим и связано то, что фондов, интересующихся биотех-проектами, не так много. На этот факт также влияет достаточно слабое развитие отрасли в России в целом и уровень экспертизы. Но получить инвестиции можно даже на этом непростом рынке.

Ниже – несколько советов для биотех-проекта, который готовится привлекать деньги.



По теме: Где взять деньги на бизнес: список фондов, советы, полезные ссылки



Убедитесь, что знаете, куда идти

Казалось бы, вопрос простой. Особенно в связи с тем, что фонды для биотехнологических проектов можно пересчитать по пальцам. На самом же деле стоит более тщательно обдумать ответ этот вопрос. В зависимости от формата вашего проекта и его стадии развития, проблем, которые он решает, и путей решения, вам может подойти один фонд и совершенно не подойти другой, даже если их инвестиционный фокус на первый взгляд совпадает. Это, конечно, не означает, что ваш проект будет совсем неинтересен фонду из отрасли с другим фокусом – инвесторы рассматривают все потенциально удачные проекты – но прицельная коммуникация точно сохранит ваше время.

Если проект находится на самых ранних стадиях развития, стоит обратиться в «Сколково» и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника). Там проект помогут вывести на следующий этап. Разработчикам препаратов в первую очередь стоит обратить внимание на Inbio Ventures, а тем, кто создает медицинские девайсы – на РВК. Северо-Западный центр трансфера технологий будет полезен тем проектам, которым уже необходима производственная площадка, но важно помнить, что Центр работает только на территории Ленинградской области, но аналоги есть и в других регионах.

У каждого фонда есть особенности в ранжировании проектов, а также ограничения. Если ваши с инвестором взгляды и ожидания от проекта совпадут,  это поможет сэкономить вам время, но не стоит ограничиваться совсем узким кругом – никогда не знаешь, где выстрелит.


Будьте конкретны

Биотехнологические проекты очень специфичны: они долгосрочны, многоэтапны, требуют больших инвестиций на каждой ступени развития и при этом в большей своей части вовсе не прогнозируемы в отношении последствий (в отличие, например, от ИТ-проектов). Риск неудачи на любом из этапов очень высок. Именно поэтому в презентации нужно быть настолько конкретным, насколько это возможно. Основной календарный план-график никто не отменял, как и бесконечное множество факторов, способных повлиять на ход вашего проекта. Инвестора приятно удивит ваша подготовленность к разным сценариям развития события. По большому счету, их может быть три: реализация проекта проходит успешно; реализация проекта не подтверждает теорию; исследования на одном из этапов требуется повторить или расширить. Именно последний вариант потенциально самый опасный, т.к. в отличие от других он не дает понимания, что будет происходить дальше. Тщательная подготовка по каждому из этапов – то, на что действительно стоит потратить много времени. Если вы сможете продемонстрировать ее инвестору – вас точно запомнят.  

Дорожная карта с четкими чек-поинтами точно повышает уверенность инвестора при просмотре презентации. Многие фонды дают шаблон для ее составления – как правило, его легко можно найти в открытом доступе.



По теме: 14 венчурных фондов, где можно получить деньги



Найдите правильный выход

Каким бы длинным ни был жизненный путь проекта, создатели должны четко понимать, что они с ним будут делать и как инвесторы будут выходить. Вариантов развития несколько: от продажи проекта стратегическому инвестору или выкупа доли инвестора собственником до контрактного производства. Инвесторы должны понимать, что у вас есть конкретный план, и вы точно знаете, что будете делать.


Не ограничивайте свой обзор

Многие молодые ученые очень увлекаются своей разработкой и просто неадекватно оценивают конкурентную среду. Существуют доступные инструменты ее анализа,  которыми не стоит пренебрегать. Помните, что идеи витают в воздухе. Важно ходить на конференции, выставки, просматривать базу регистрации новых средств и девайсов, понимать, какие разработки ведутся. Даже если вы уверены в уникальности своего проекта, проанализируйте рынок глубже, приведите в своей презентации для инвесторов примеры конкурентов  по нише, нозологии, области применения. Не будьте чересчур самоуверенны: принимайте во внимание любых возможных соперников, даже тех, кто, по вашему мнению, на вас похож лишь отчасти.

К сожалению, многие представители проектов не следят за окружающей средой как за чем-то, что способно спрогнозировать тренды в отрасли и еще больше актуализировать проект в перспективе. Поэтому каких-то наблюдений, дающих такую пищу для ума, ждать не приходится.

Простое дополнение презентации анализом зарубежных релевантных исследований и конкурентной среды повысят шансы на успех. 



По теме: Как привлечь инвестиции в России — пошаговая инструкция



Проверьте себя:

  1. Хотите защитить проект перед инвестором? Докажите себе, чем он плох.

  2. Думаете, все, что нужно – это деньги? Подумайте еще, скорее всего, ваша самая большая необходимость – это ментор.

  3. Планируете попросить столько инвестиций, сколько «в общем нужно на проект»? Просите столько, сколько можете реально просчитать.

  4. Закладываете три года на реализацию? Прибавьте еще от месяца до полугода: представьте, что все непредвиденные изменения в вашем движении, которые только могут произойти, обязательно произойдут.

  5. Считаете отличную идею залогом успеха? Пересмотрите свои взгляды и сконцентрируйтесь на организации процесса, от которого по-настоящему все зависит. 


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно