Rusbase

«Мы делаем правильные вещи»

Социальные предприниматели рассказали о своих проектах и о том, зачем принимать участие в конкурсах социальных стартапов

Партнерский материал

28.09.2017


Компания SAP начала прием заявок на конкурс социальных стартапов SAP Up. Цель конкурса — поиск и поддержка лучших социальных предпринимателей. Победитель получит грант размером 450 тысяч рублей, а три призера отправятся в Берлин в центр поддержки социально значимых проектов Social Impact Lab.
Что такое социальное предпринимательство?
Социальное предпринимательство — это деятельность, изначально направленная на решение или смягчение социальных проблем общества на условиях самоокупаемости и устойчивости.

Критерии социального предпринимательства:

  1. социальная миссия;
  2. предпринимательский подход;
  3. инновационность;
  4. тиражируемость;
  5. самоокупаемость и финансовая устойчивость.
Мы поговорили с победителями SAP Up прошлого года в России и узнали, что они думают о конкурсе.
Марина Теряева
Руководитель проекта «Солнечный круг»
Проект победил в конкурсе и выиграл гран-при — 450 тысяч рублей
Центр «Солнечный круг» появился три года назад. Его появлению мы обязаны нашему сыну Коленьке, которому сейчас уже 8 лет, и у него ДЦП. Солнечный круг — это детский сад и школа для детей с ДЦП и аутизмом, который работает в режиме полного дня. Сейчас центр посещает 30 детей. Благодаря этому родители смогли устроиться на работу, пополнить семью братиками и сестричками, заняться своим здоровьем и просто отдохнуть. А у детей, которых раньше попросту никуда не брали, появилась возможность общаться, обучаться, участвовать в праздниках и, в общем-то, делать все то, что делают обычные дети, и чего раньше они были лишены.

В конкурсе мы выиграли главный приз — 450 тысяч рублей. Так как наша финансовая модель гибридная, и участие благотворителей играет важную роль, это, конечно, влияет на ее устойчивость. На тот момент это было очень важной поддержкой для центра. Когда я ехала на конкурс, то понимала, что не могу вернуться домой без победы, но в то же время не верила, что можно вот так приехать из провинции, взять и победить. Поэтому всем, кто сомневается, говорю сейчас: «Пробуйте, участвуйте, все получится».
Все социальные проекты очень важны, будь то дети, экология или пожилые люди. Неважных социальных проектов не бывает!
Год после конкурса был очень сложным, предстояло много работы, что-то удалось, что-то нет. Мы запустили один из проектов центра — школу социально-бытовой адаптации. Для этого надо было оборудовать специальный кабинет так, чтобы он был удобен и для детей на колясках. Сейчас в кабинете есть все необходимое для знакомства с бытом, дети учатся готовить что-то простое, пользоваться бытовой техникой, для них это самые интересные занятия. Очень много ресурсов мы тратим на обучение персонала, и в дальнейшем планируем на нашей базе создать ресурсный центр по обучению специалистов, волонтеров и родителей, сопровождающих детей с нарушениями.
Группа детского сада
О конкурсе мы узнали случайно, решение было принято сразу же: «Участвуем!», — так как мы стараемся использовать все возможности, чтобы заявить о себе, получить новый опыт и знания, и, конечно, привлечь средства. Опыт участия у нас уже был, мы вышли в полуфинал конкурса «Навстречу переменам», выигрывали различные гранты, в том числе президентский. Но вот опыта такого публичного выступления, как в SAP Up меня не было. Я смогла собраться и донести наши идеи до жюри и слушателей, а в зале было человек 200! Это был неоценимый опыт. Когда объявляли победителей, я уже ничего не ждала, всех награждают, а нас нет… И вот последним объявляют гран-при, я даже сначала не поняла, что это мы. Сказать, что я была рада — ничего не сказать. При этом мы выигрывали и бОльшие суммы, но эта победа была какой-то особенной, возможно, потому, что она была важна именно сейчас, возможно, потому, что это был совсем другой конкурс, я впервые представляла проект вот так публично.
Никита Никишкин
Основатель компании «Чистое дело»
Проект занял первое место в конкурсе и выиграл образовательную поездку в Европу, а также обучение в акселерационной программе «Социальные инновации» от Фонда социальных инвестиций
Чистое дело (а именно так мы себя называем) — это объединение предпринимательских проектов, направленных на охрану окружающей среды. Проект, который я представлял на SAP Up, сильно видоизменился после самого конкурса, называется он Вторая-Жизнь-Материалов.РФ и сейчас находится на стадии активного роста. Мы являемся агрегатором компаний, которые производят строительные материалы, сделанные из вторичного сырья, помогая такой продукции находить все больше и больше покупателей на строительном рынке. А если простыми словами, мы интернет-магазин строительных материалов, сделанных из мусора.

Клиентам мы выдаем благодарственные сертификаты, подтверждающие то, что своей покупкой они, например, отправили на переработку определенный объем пластика (если заказывают тротуарные покрытия или канализационные системы, сделанные из вторичных полимеров) либо спасли от вырубки деревья (если заказали утеплитель — эковату, сделанную из макулатуры). Мы объединяем российских предпринимателей, которые производят качественную продукцию из вторичного сырья. Выстраиваем с ними партнерские отношения и делаем все, что в наших силах, чтобы максимально продвинуть их продукцию на рынок. Компании из самых разных регионов, но основные — Подмосковье и Татарстан. Поставляем продукцию по всей России — от Сочи до Ханты-Мансийска.

В планах расширять ассортимент и географию, совершенствовать маркетинг, вступать в партнерские отношения с новыми предпринимателями, занимающимися переработкой. А еще до конца года мы хотим открыть дом-музей строительных материалов, сделанных из мусора. Скоро будем запускать краудфандинговую кампанию по сбору средств на музей — всех приглашаем на экскурсии. Они будут бесплатными, так как место, где планируется музей, также будет являться шоу-румом для клиентов.

За год после конкурса проект радикально изменился. Мы отошли от изначальной производственной бизнес-модели и нашли более жизнеспособную — модель маркетплейса. Мы сделали это четыре месяца назад, после чего значительно шагнули вперед и начали удваиваться по выручке каждый месяц. Вот в августе нам удалось перешагнуть отметку в 1 миллион рублей, тогда как год назад, так же, как и 4 месяца назад, эта цифра была в районе 50 тысяч. Сейчас у нас уже есть склад и офис, а вот наемных сотрудников пока нет. Сейчас все держится на партнерах-основателях проекта. Нас двое. В новом строительном сезоне уже будем собирать команду в наем. Есть мысли по поводу привлечения инвестиций. Но пока справляемся и без них.
Такие сертификаты получают клиенты «Второй жизни материалов»
Мы выиграли обучение в Европе — поездка была невероятно полезной. И дала колоссальный толчок в развитии. Основное, что хочу отметить, — появилась широта мысли, которой раньше не было. В Европе уровень развития социального предпринимательства на порядок выше, чем у нас. Есть очень интересные законодательные механизмы в этой сфере, которых в нашей стране нет. Потому некоторые вещи я даже не мог себе представить, пока не побывал там.

После поездки в воображении сформировалось видение того, как бы я хотел, чтобы моя компания выглядела через пять лет. Стало понятно, какой путь еще предстоит пройти нашей стране в этой сфере. Кроме того, сильно возросла внутренняя вера в то, что я делаю. Ведь тема социального предпринимательства и так называемого impact-investing невероятно сильно развита в Европе. Когда видишь, что многие вокруг верят в твои или в похожие на твои идеи, это придает уверенности — ты работаешь не зря, даже несмотря на то, что делать это очень и очень сложно.

Кроме того, стало понятно, что надо активно двигать в России тему социального предпринимательства, ведь пока она у нас в зачатке. И делать это нужно в первую очередь нам — социальным предпринимателям.
Когда видишь, что многие вокруг верят в твои или в похожие на твои идеи, это придает уверенности — ты работаешь не зря, даже несмотря на то, что делать это очень и очень сложно.
Конкурс SAP Up оставил очень теплые воспоминания. Когда в одном месте собрано такое количество единомышленников — людей, нацеленных на внесение положительных изменений в окружающий мир, насыщаешься невероятной энергетикой. Понравился формат проведения, а также предварительный тренинг с Радиславом Гандапасом. Я готовился к выступлению, продумывая текст, презентацию и ожидания аудитории. После тренинга в последний день полностью переписал презентацию. Когда услышал, что меня объявили победителем, удивился, так как в числе финалистов я был единственным участником с экологическим проектом, большая же часть были про спасение жизней и помощь людям, попавшим в трудную ситуацию — обычно такие проекты вызывают больше эмоций и кажутся более важными.

Я бы посоветовал участвовать в конкурсе абсолютно всем, кто реализует социальные проекты. Это полезно — оттачивание мастерства публичных выступлений, новые знакомства, обратная связь по проекту, а если повезет, то еще и очень полезные призы.

Это не первый конкурс, в котором я участвовал. И буду продолжать участвовать. Про свои проекты надо рассказывать широкой аудитории. Обязательно. Плюс — это просто приятно. Подобные конкурсы являются важным элементом экосистемы социального предпринимательства. На SAP Up мы смогли привлечь партнеров. Связей новых очень много. Хорошо, что есть компании, которые находят для себя полезным и важным организовывать такие инициативы.
Иван Бородин
Генеральный директор ООО «Биодиджитал»
Проект занял второе место в конкурсе и выиграл образовательную поездку в Европу
Мы занимаемся разработкой миоинтерфейса — технологии, направленной на распознавание жестов и другой информации по мышечной активности. Наша разработка представляет собой браслет, который крепится на предплечье и считывает электромиографические сигналы (с греч. myos — мышца), поступающие с мышц при движении кисти и пальцев руки, а затем преобразует их в команды для управляемых устройств.

Когда мы получили первые результаты тестирования, подумали, в каких неочевидных сферах можно было бы применить эту технологию? Примерно в то же время я случайно встретил своего знакомого, который за обедом рассказал, что он сейчас работает в фонде поддержки слепоглухих «Со-Единение» — мы узнали о том, что есть люди, у которых сильно затруднена коммуникация. Так и появился наш проект — uSEEband — коммуникатор для слепоглухих людей.

На текущий момент uSEEband основан на более простой технологии оптического измерения положений пальцев кисти и не использует технологию мио из-за трудности в распознавании всех 32 жестов (буквы дактильного алфавита). Мы научили миоинтерфейс распознавать 8-10 жестов, что недостаточно для дактильной азбуки.

Прибор крепится на внутренней стороне ладони, работает от встроенного аккумулятора и передает распознанный текст на смартфон по bluetooth. В дальнейшем мы реализуем возможность озвучивать текст самим браслетом без участия телефона.

За прошедший год, если честно, изменений у нас немного, мы ищем финансирование — с этим трудно, подготовили заявку на грант, ждем результатов. Весной 2017 года наш браслет включили в перечень инновационной продукции г. Москва. Устройство еще не прошло тестирование на пользователях — готовимся к этому.
Коммуникатор uSEEband
Мы стараемся принимать участие в профильных конкурсах по нашему проекту. О SAP Up мне рассказала моя жена. Ознакомившись с условиями, мы решили принять участие. Конкурс SAP привлек в том числе и возможностью выиграть денежный приз — нам постоянно не хватает финансовых ресурсов, а это была одна из возможностей выиграть деньги на развитие. Мы очень рассчитывали на победу. Тройка победителей оказалась сильная, проекты действительно были интересные. Несмотря на то что мы не взяли гран-при конкурса, профит, конечно же, есть — про нас теперь знают в Мюнхене, наш проект в базе фонда BMW и, возможно, в один прекрасный день с нами свяжутся.

Поездка в Мюнхен, которую мы выиграли, прежде всего, стала очень хорошим поводом еще раз рассказать всем о проблеме и о нашем решении, ведь чем больше людей знает о твоем проекте, тем выше шансы найти поддержку в реализации и сбыте устройств, в финансировании, в продвижении. Мы рассказали об uSEEband в фонде компании BMW, который занимается поддержкой социальных проектов, и в ImpactHub Munich.
Ведь чем больше людей знает о твоем проекте, тем выше шансы найти поддержку в реализации и сбыте устройств, в финансировании, в продвижении.
В подобных конкурсах, когда слышу название своего проекта в призерах, я чувствую чаще всего одно — мы делаем правильные вещи, так как это только что решила группа независимых людей (жюри), а не мы сами придумали. Мы на правильном пути — надо продолжать двигаться дальше.

Мы принимали участие и в других социальных конкурсах. Конечно, такие конкурсы очень нужны сообществу социальных предпринимателей. Во-первых, это ускоряет проект: когда ты решил участвовать в конкурсе, нужно допилить какой-то функционал, есть четкая дата — это хорошая мотивация ускориться команде. Во-вторых, на подобных мероприятиях у меня каждый раз происходят неожиданные полезные знакомства — это очень ценно. В целом хотелось бы, конечно, чтобы призовой фонд социальных конкурсов составлял суммы порядка нескольких миллионов рублей, но пока что денежные призы на них не очень большие.
Наталья Перязева
Основатель проекта «Дом у Парка»
Проект занял третье место в конкурсе и выиграл образовательную поездку в Европу
«Дом у Парка» появился 2 года назад — летом 2015 года. Это сеть домов для постоянного или временного проживания пожилых людей. Часто такие дома называют пансионатами для пожилых или домами престарелых. «Дом у Парка» создан для того, чтобы помочь семьям в уходе за пожилыми людьми, когда собственных сил или квалификации не хватает, а также на случай отъездов членов семьи в путешествия, отпуска, командировки. В это время мы берем на себя заботу о самых старших членах семей.

Год после SAP Up был очень насыщенный, непростой. Это был период «стартаперства», и так как бизнес растет, каждый шаг необходимо продумывать. Год позволил нам найти правильный подход к подбору персонала, а также отработать инструменты продвижения и рекламы. Мы переехали из одного дома в два, то есть фактически теперь у нас два «Дома у Парка». Одной из наших больших побед стало то, что люди приобретают услуги удаленно, без визитов, а порой даже без звонков в офис. Так, недавно у нас забронировали проживание клиенты из Южно-Сахалинска. Опирались они в своем выборе только на то, что могли узнать о нас из открытых источников, пост-релизы конкурса SAP Up в том числе. Все это говорит о том, что мы на верном пути.

Выходя на конкурс, мы считали, что будем развиваться по модели франчайзинга, но сейчас больше склоняемся к развитию собственной сети, так как пока не готовы передать свои уникальные технологии в чужие руки.
Пансионат «Дом у парка»
Приз, который мы выиграли, — стажировка в социальной лаборатории (Social Lab). Это акселератор, где в течение двух недель были обучение на кейсах и теория, и построение бизнес-моделей, и приобретение навыков построения команды, и возможность встречи с другими предпринимателями. В Германии Social Lab помогал организовать встречи с компаниями, с которыми можно было обменяться опытом. Благодаря программе я побывала в разных социальных заведениях с разным управлением. Это было полезно и даже необходимо.

Кроме того, когда видишь, как в Германии обустроен быт людей в их поздние годы, это наталкивает на размышления — как бы сделать нечто подобное и в России. В том числе небольшими средствами. Далеко не всегда для того, чтобы повысить качество и комфорт жизни, необходимы большие инвестиции в оборудование или еще во что-то. Есть более простые вещи даже. Чем славятся немцы? Как минимум своими регламентами, четкой структурой и субординацией. Они действительно следят за психологическим и за физическим состоянием пожилого человека. Они не мешают жить, они всегда незримо рядом и помогают в тот момент, когда это необходимо. И это тот опыт, который хотелось бы внедрять в России. Не жить за человека. Но помогать жить человеку.

Но пока в России сопровождаемое проживание — это качественный присмотр, как в детском саду, только для пожилых. У нас ожидания общества, что «все будет всегда под контролем». Бдительные врачи будут находиться рядом, и младший персонал не отвлечется ни на минуту… Но далеко не всегда пожилому человеку необходим такой контроль.
Я уверена, что конкурсы социальных проектов нужны — они позволяют смотреть на свое дело не только изнутри «системы», но и глазами других людей, порой гораздо менее вовлеченных в тему стартапа.
Я решила принять участие в SAP Up, потому что это был вызов. В конкурсе участвовали сотни социальных предпринимателей из разных стран. И было интересно заявить о своем проекте, узнать экспертное мнение жюри. Иногда это просто необходимо, чтобы кто-то оценил твой проект со стороны. И это был первый значимый конкурс для «Дома у парка», профессиональное сообщество оценивало деятельность такого неординарного для нашего мира предприятия.

Мои ожидания более чем оправдались. И цель — дойти до финала — была достигнута. В конкурсе принимало участи более 600 проектов, и мы заняли третье место! Ко всему прочему, это было мое первое подготовленное публичное выступление с ограничением времени. Для меня как спикера это было таким личным челленджем, поскольку в зале сидело около двухсот экспертов и профессионалов социальной сферы.

SAP Up — это конкурс для тех, кому надо свою идею презентовать максимальному количеству заинтересованных лиц из бизнес-сообщества. Он позволяет получить дополнительный опыт и обменяться опытом. Зачастую авторы социальных проектов не умеют выходить в люди и не умеют обмениваться опытом. Здесь надо отдать должное организаторам конкурса. Сделано все, чтобы они могли общаться между собой.

Я уверена, что конкурсы нужны — они позволяют смотреть на свое дело не только изнутри «системы», но и глазами других людей, порой гораздо менее вовлеченных в тему стартапа.
Дарья Березина
Соавтор и руководитель проекта
«Дети детям»
Проект занял третье место в конкурсе и выиграл образовательную поездку в Европу
Проект «Дети-Детям» — социальный проект, в рамках которого школьники работают на производстве пособий для особых детей. Ребята не только зарабатывают, но и имеют возможность быть причастными к решению важной социальной проблемы. Основная цель проекта — помочь детям, которые не используют речь для общения (детям с аутизмом, синдромом дауна, ДЦП, синдромом мышечной слабости и другим), найти альтернативный доступный им способ коммуникации — коммуникации с помощью иллюстрированных карточек.

За последний год мы почти в два раза увеличили объемы производства, обзавелись партнерами — специалистами в области прикладного анализа поведения, логопедами, психологами, дефектологами, сотрудничество с которыми дает залог более успешного развития.
Набор карточек «Планик»
Я не сразу оценила все преимущества поездки на обучение, которую выиграла. Подумала, это утешительный приз, а не главный. А на практике оказалось, что поездка сыграла очень важную роль в осмыслении бизнес-структуры проекта и отношения к делу в целом. Возможно, денежный приз был бы даже не так полезен для проекта.

В Европе сфера, в которой мы работаем, представлена совсем иначе. Сравнивать было не с чем. Но глобально познакомиться с проектами в разных социальных сферах, с их проблемами и с их историями успеха было очень интересно. Порадовал состав тренеров, теплый прием организаторов и наличие большого количества свободного времени. Думаю, многие социальные предприниматели согласятся со мной, что без отрыва от «производства» отдохнуть никогда не получается. Мне в поездке удалось немного разрядиться и отдохнуть от работы. Было бы здорово, если коллеги могли бы тоже поучаствовать в обучении.
Поездка сыграла очень важную роль в осмыслении бизнес-структуры проекта и отношения к делу в целом.
О конкурсе SAP Up узнали от коллеги — победительницы 2015 года, Надежды Самойловой-Бичуль. Запомнился больше всего опыт выступления перед достаточно обширной аудиторией. И очный тренинг по публичному выступлению. Хотелось бы преуспеть в области публичного выступления, научиться достойно рассказывать о деле, которым занимаемся и которое очень любим.

У меня мало опыта участия в конкурсах и всегда преследует мысль, что проекты коллег прекрасны настолько, что я сама готова присудить им выигрыш. Мне кажется, что сейчас в России организаторы конкурсов социальных проектов настолько профессионально подходят к делу, что даже простое участие в них дает определенный плюс, поэтому можно посоветовать абсолютно любому проекту на любой стадии развития участвовать в конкурсе. Даже на этапе анкетирования это поможет сформулировать важные для проекта аспекты.




©Rusbase, 2017
Материал подготовила Людмила Чумак
Обложка — Shutterstock, фотографии предоставлены участниками интервью.
Людмила Чумак
«Мы делаем правильные вещи»