Владимир Вайнер

Девять кейсов социального предпринимательства из Южной Кореи, которые вас удивят

До 15 октября 2016 года компания SAP принимает заявки на поддержку социальных стартапов и социальных предприятий из России и Казахстана. В числе главных призов — гранты и стажировки в Германии. По условиям конкурса принять участие могут проекты, работающие в десяти категориях: экология, мультикультура, развитие территорий, обеспечение равных возможностей, культура, образование, здоровый образ жизни и технологии.

Пока идет сбор проектов, Владимир Вайнер, директор фонда развития медиапроектов и социальных программ Gladway и член жюри конкурса SAP UP, решил посмотреть, какие зарубежные социальные предприятия могут соответствовать этим категориям.

Одна из ведущих стран по развитию социальных стартапов – республика Корея. Вот несколько показательных примеров из нескольких тысяч предприятий.


Партнерский материал

Экология. Образование. School of UNESCO Chair Earthen Architecture in Korea

Социальное предприятие «Корейская Школа Архитектуры земли» разрабатывает и проводит обучающие программы по строительству малобюджетного и доступного жилья. Технологии строительства основаны на изучении местных локальных ресурсов — наличия и стоимости песка, глины, дерева, камня и так далее. Также учитывается наличие на территории действующих ремесленных мастерских и промыслов.

Состав каждого курса Школы – 20–25 человек, которые в течение двух недель строят настоящий дом в качестве обучения на практике с параллельным проведением занятий по теории. Стоимость курса обучения – $500, а средняя себестоимость дома – $10 тысяч. После окончания курса каждый выпускник Школы имеет право начать обучение своих земляков на месте проживания и соответственно, строительства своего дома в рамках обучения других.



Мультикультурное направление. Organization Dish

Социальное предприятие Organization Dish объединяет и поддерживает молодых людей, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, например, без профессионального образования. Сюда входя также мигранты (после развода с гражданами Кореи), матери-одиночки и другие.

Предприятие действует по принципам «обучение в процессе преподавания» и «работа во время обучения». Таким образом, люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию, постоянно помогают друг другу.  

Деятельность компании связана с созданием дружественной среды и рабочих мест в секторе общественного питания. Organization Dish создает профессиональные и конкурентные на рынке точки общественного питания, обеспечивая трудоустройство, социальный статус и заработок всем сотрудникам. Особое внимание уделяется выявлению и поддержке будущих поваров и шеф-поваров сети точек общественного питания.


Развитие территорий. Local Food



Местное сообщество округа города Ванджу создало кооперативный центр для переработки сельскохозяйственной продукции местных ферм и домашних хозяйств. Задача такого кооператива – обеспечить регион продукцией местного производства – с одной стороны и занятостью местного сообщества – с другой. В центр вошло более 10 тысяч фермерских и семейных хозяйств.

Каждый член кооператива, даже если он не фермер, а просто раз в году в какой-то сезон что-либо произвел, вырастил на земле или даже дома, может использовать коворкинговое оборудование центра для переработки, фасовки, упаковки и маркировки своего товара. Товар он может сдать в магазин местных производителей либо включить в распространенный вид дистрибуции — отправлять еженедельно в продуктовые корзины.

В корзину входит постоянные продукты (крупы, корнеплоды) и все виды сезонных продуктов, выращенных в данной местности. Стоимость корзины зависит от объема потребления семьи – примерно от 7 до 15 долларов в неделю. Более 5 тысяч домохозяйств города с численностью полмиллиона человек заказывают доставку еженедельной корзины с продуктами. Годовой оборот этой услуги в работе локального социального кооператива превышает, таким образом, 3 миллиона долларов.


Развитие территорий. Yongjin Agricultural Cooperative

Еще один из многочисленных социальных кооперативов Кореи работает в формате магазина сельхозтоваров, выращенных исключительно местными жителями – от профессиональных фермеров до домохозяек.

Ценообразование в магазине построено на добавлении к стоимости товара от производителя издержек на обслуживание (фонд заработной платы сотрудников) и 10% реинвестиций в развитие и обновление магазина. Кооператив позволяет обеспечить прямую продажу от производителя к покупателю.



Одна из особенностей магазина – собственные «деньги»: магазин выдает их при расчете с поставщиками, и продает покупателям. При расчетах этими бумагами цена на 10% ниже. За счет значительной массы выпущенных «денег» магазин повышает связь с местным сообществом и создает гарантированный оборот и сбыт продукции в почти замкнутом в рамках территории экономическом цикле.

Интересно, что на полках рядом с каждым товаром – фотография и имя того, кто его произвел, а в небольшом городе это лучшая гарантия качества.

Магазин был основан в 2008 году, получив государственный сертификат социального предприятия, а в 2012, после принятия закона о социальных кооперативах, компания прошла перерегистрацию и получила новый статус.



Обеспечение равных возможностей. The Big Issue Korea

В 2014 году администрация города Сеула отметила самые успешные социальные предприятия города, в число которых вошел и The Big Issue Korea. Проект первоначально возник в 90-х годах в Великобритании, но позднее появился и во многих других странах, в том числе и в Южной Корее.

В первую очередь The Big Issue – это популярный развлекательный журнал, в котором печатаются новости, обзоры фильмов и музыкальных новинок, но наравне с этим многие публикации освещают проблемы бездомных.



Сейчас The Big Issue помогает бездомным людям, предоставляя им возможность получать доход от продаж журнала.

Бездомные продают журнал в специально согласованных местах с высоким трафиком, например, у метро. Чтобы стать продавцом, необходимо пройти тренинг, в течение которого кандидату объясняют все нюансы работы, правила поведения и обязанности продавца. Становясь продавцом, бездомный не только получает шанс заработать деньги, но также приобретает уверенность в себе и возможность контактировать с людьми – социальное взаимодействие, которого обычно не хватает бездомным людям.

Такое непосредственное участие бездомных в работе отличает программы «самопомощи» от благотворительности, что является крайне важным для реабилитации жизни бездомных. Работая продавцом в течение полугода, бездомный может позволить себе снять жилье. А после года работы бездомный может рассчитывать на помощь с трудоустройством. По данным исследования Сеульского Национального Университета, из 435 человек, числившихся продавцами в The Big Issue в 2014 году, 72 смогли арендовать жилье.


Культура. Hanbit Art Company



Социальное предприятие Hanbit Art Company создано для поиска и выявления талантов у людей с особыми возможностями, в первую очередь – слабовидящих и незрячих.

Предприятие вовлекает людей в профессиональное обучение и события в сфере искусства – концерты, перфомансы и так далее. Благодаря обучению, повышению квалификации, массовым событиям и концертам представители социально незащищенных категорий обеспечены рабочими местами. Кроме того, в обществе формируется и укрепляется позитивное отношение и поддержка данной категории граждан.

Также отдельный фокус работы связан с местным сообществом и развитием человеческого потенциала территории, ее привлекательности для туристов и жителей, что позволяет улучшить экономические показатели жизни. В 2008 году Hanbit Art Company стала организатором масштабной краудфандинговой кампании по организации концертной программы оркестра незрячих музыкантов в США.


Медицина и Здравоохранение. Mindlle Medica

Медицинский социальный кооператив Mindlle Medical Co-op объединяет жителей одного из городских микрорайонов, примерно 25 тысяч семей. За членство семья платит разовый взнос в размере 50 долларов. На эту сумму каждый новый участник кооператива проходит медицинское обследование. В случае обнаружения каких-либо показаний к оперативному лечению, человек получает направление в профильную клинику. Если он находится в состоянии здоровья или предболезни – то получает рецепт-инструкцию по оздоровлению и поддержанию здорового образа жизни.



В рецепте может быть указан и режим дня, и рекомендованные виды активности – от утренних походов в горы до бассейна (вся информация о кружках, секциях, городских сообществах, связанных с образом жизни, постоянно обновляется и собирается медицинским кооперативом).

Оплата работы кооператива поступает из муниципального бюджета на основе данных о существенном процентном снижении процента приобретения лекарственных средств и заболеваний среди членов кооператива по сравнению с жителями города, не входящими в кооператив.



Для справки: Первый медицинский кооператив был образован в 1995 году. Общее число членов медицинских кооперативов к 2013 году составило 31 342.


Здоровый образ жизни / Спорт. Purun Bike Sharing 



Компания Purun Bike Sharing Inc. основана на региональной (расположена на острове Чеджу) бизнес-модели совместного потребления услуги – проката велосипедов. Предприятие построено на балансе между частной прибылью и социальными ценностями. С одной стороны, компания обеспечивает совместное пользование велосипедов (на основе мобильного приложения). С другой стороны, вкладывает прибыль образование детей и в программу по трудоустройству местных жителей, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации.


Новые технологии. Bigwalk 

Компания Bigwalk Inc. работает под девизом «Одна прогулка на тысячу метров лучше, чем тысяча прогулок по одному». Организация была создана в 2011 году благодаря победе в конкурсе социального предпринимательства в номинации «венчурный социальный старт-ап». Сервис Bigwalk Inc.  построен на мобильном приложении на основе GPS и сетевой платформы пожертвований. Каждый раз, когда пользователь включает приложение для трекера перед прогулкой, он одобряет микроплатеж на пожертвования.

Пожертвования направляются либо в фонд-агрегатор, либо в несколько целевых фондов, предоставляющих услуги детям-инвалидам, которые нуждаются в помощи. К 2016 году пользователями этого приложения стали более 500 тысяч человек.




Кейсов социальных предприятий в мире с каждым днем все больше, как и программ их поддержки. Интересно, что инициаторы программ поддержки и конкурсов – как правило, лидеры различных отраслей экономики. В России ведущие компании в области поддержки социальной экономики – «Русал», «Лукойл», SAP. Конкурс SAP открыт для компаний России и Казахстана до 15 октября 2016 года. Подать заявку можно здесь.

 


Материалы по теме:

Гранты для лучших социальных предпринимателей от SAP

В России создают реестр социальных предпринимателей

Мифы о социальном предпринимательстве в России

50 признаков предпринимателя


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно