Основатель фонда
TMT Investments Герман Каплун прогнозирует, что через пять лет роботы, способные принимать оплату за свои услуги, начнут заменять заправщиков, уборщиц, официантов, грузчиков, водителей, программистов, архитекторов, проституток, актеров, певцов, секретарей, охранников, продавцов.
«Пользователю удобнее не искать вендинговый автомат, а вызывать его к себе на дом, — отмечает инвестор. — Об этом мечтают компании типа Amazon: такая схема позволит им сильнее привязать к себе клиентов и больше на них зарабатывать. Например, кончилось у вас молоко в холодильнике — доставят новое без вашего участия. Вопрос только в том, насколько дороже это будет. Или представьте, что можно арендовать гида-робота. Такому гиду как-то проще сказать, что тебе скучно и ему пора рассказать о чем-нибудь другом».
Экономически активные роботы больше всего нужны там, где грязно, скучно и опасно для человека, перечисляет Олег Кивокурцев из Promobot. Умные системы, которые будут работать в шахтах, на строительных площадках, на сельхозпредприятиях и токсичных производствах, предстоит научить анализировать износ оборудования, закупать комплектующие, топливо, электричество и заказывать ремонт.
«Сейчас наши роботы общаются с клиентами в торговых центрах и на выставках, — говорит Кивокурцев. — Если научить программу самостоятельно закупать расходники и канцтовары, то Promobot может полностью заменить администраторов».
«Если законодательство допустит существование самоподчиненных электронных лиц на блокчейне, искусственный интеллект сможет входить в советы правления банков, иметь доли в компаниях и передавать дивиденды своему создателю, — приводит пример Петр Левич из МТИ. — Роботы, развлекающие толпу, смогут собирать биткоины бесконтактными платежами.
Андрей Черногоров из Cognitive Technologies не исключает, что умные алгоритмы с определенной экономической автономией станут основой встроенного вендинга будущего. «Заправки, кинотеатры, кофейни, рестораны и другие общественные пространства будут использовать продвинутый биллинг — мы будем просто ходить и брать что хотим, а деньги будут списываться автоматически», — объясняет он.
По словам Черногорова, умные устройства смогут дифференцировать оплату за свои услуги в зависимости от времени, места и потребителя. Уже сейчас в Европе навигаторы предлагают варианты дорогих и дешевых маршрутов. А в будущем беспилотные авто будут сами принимать решения. Кроме того, это будут вендинговые автоматы на колесах, которые предложат пассажирам разнообразный видео- и аудиоконтент. Отказ от вождения освободит много времени, которое нужно будет тратить внутри машины.