Rusbase

Кто делает дополненную реальность в России: WayRay



Rusbase публикует истории российских предпринимателей, которые пытаются построить бизнес на дополненной реальности. В этой статье знакомим вас с Виталием Пономаревым, основателем WayRay.
Большинство фотографий сделаны на iPhone 5С. Автор приносит извинения за ваше эстетическое недовольство.
Двухэтажный офис. На первом — инженеры и hardware-разработчики. На втором — software-разработчики и «административный» персонал. На каждом этаже человек по 20-30. Сотрудница Камилла провожает в просторную переговорку со стеклянными стенами.

— Большой у вас офис.
— Сегодня команда состоит из 65 человек в России, и 10 человек за рубежом.

С Виталием мы познакомились на TechCrunch Moscow в 2013 году. Он уже тогда делал дополненную реальность для авто. Потом Виталий на несколько лет «спрятал» свои разработки. Было известно, что он массово набирает сотрудников, но прототипов компания не показывала.

— Почему вы все это время не показывали прототип?
— Я считаю, что нужно показывать уже что-то доработанное. Прототип — это несерьезно.
Виталий Пономарев
Виталий указывает на конструкцию на столе — прототип устройства Navion от WayRay. Устройство проецирует изображение на стекло, имитирующее лобовое стекло автомобиля. Если встать перед стеклом, видишь зеленую стрелку с указанием «дороги». Стрелка четкая, находится от меня где-то в четырех метрах. Честно, я в шоке от четкости и приятности изображения.

Прототип работает автономно, он не подключен к компьютеру или смартфону.
Photograph: lee Scott / Unsplash
— Почему у вас только зеленый цвет?
— Главная причина — доступность зеленых лазеров для лабораторных целей. Да, в этом прототипе только зеленый цвет. Но мы научились делать двухцветные (RG, GB) и полноцветные (RGB) системы.

В WayRay сказали, что пока не могут предоставить фото или видео варианта с цветным изображением.
Ключевая разработка Wayray — это пленка, на которую проецируется изображение.

— Кстати, я тоже обращался в Бауманку, как Артищев. Но мне понадобилась неделя на то, чтобы понять, что они меня обманывают и присылают выдержки из учебника за 9-й класс.
— А ты разбираешься в оптике?
— У меня очень хорошая память. Я еще со школы хорошо помню уроки физики. А теперь вообще могу экзамены по оптике сдать.

Виталий — экономист по образованию. Однако сотрудники WayRay говорят о его инженерных способностях. «Он разбирается во всех тонкостях технологии. Один раз нам удалось полностью изменить компоновку прототипа, только потому что Виталий подключился к брейншторму», — говорит Вероника Удодова, промышленный дизайнер и арт-директор WayRay.
Мы спускаемся в лабораторию, где под лазером производится пленка. Специалист в белом халате и защитных очках запускает механизм производства: под лазером пленка деформируется. Изготовление листа пленки 5х5 см занимает около 10 минут.

— А если компания Google такую же пленку захочет?
— Они будут разрабатывать ее пару лет, я думаю. Мне CTO 3 года назад говорил, что все это не будет работать из-за невозможности натянуть плоскость на тороид и некоторых других «нерешаемых проблем». Ничего, каторжным трудом все решили.

Потом выходим во двор. Виталий сажает меня в Nissan и дает посмотреть, как Navion выглядит на лобовом стекле машины. Аккуратные зеленые стрелки передо мной. Нажимаю на газ — стрелка наклоняется и удлиняется. Правда, наличие пленки на лобовом стекле заметно.

Три года назад Виталий Пономарев решил, что зa Web 2.0 придет Web 3.0 — «интернет прямо в жизни». Смотришь на здание — и получаешь информацию о нем. «Я хотел такое сделать. И начал с автомобилей, потому что это самая понятная сфера». Виталий смог привлечь несколько бизнес-ангелов для старта разработки навигационной системы дополненной реальности, проецирующей информацию на лобовое стекло автомобиля.

Два года назад Виталий выступил на отраслевой конференции в Валенсии. После этого агентство по экономическому развитию Женевы и Берна (GGBa) пригласило WayRay в Швейцарию, обещая льготы и помощь. Сейчас головной офис WayRay находится в Лозанне.

Сегодня в разработку ушло более $10 млн, говорит Виталий. Это личные вложения, деньги бизнес-ангелов и инвесторов. В ноябре 2015 года в проект инвестировала АФК «Система». Еще один инвестор — компания «Цертум-Инвест» Филиппа Полянского.
Рынок привык к тому, что проекты быстро делаются, но hardware — это всегда долго и дорого. Мы потратили 10 миллионов, Blackberry — около 300 миллионов, Yotaphone — 80. В России мало кто идет в производство железа. Это колоссальный риск. Мы благодарны инвесторам, которые поверили в нас.
Виталий Пономарев
Основатель и генеральный директор WayRay
WayRay планирует привлечь еще два раунда. Один на завершение R&D, второй — для пополнения оборотного капитала при запуске массового производства. «По нашим расчетам, нам понадобится примерно $15 млн долларов на первый этап, и около $50 млн на второй», — говорит Виталий.

Устройство будет продавать по цене от 300 до 500 долларов, в стоимость будет входить установка пленки на автомобиль. «Выйдем осенью 2016 года на американский рынок, потом в плане Китай и Западная Европа», — говорит Виталий.

Виталий говорит, что есть договоренности с некоторыми автоконцернами, но не раскрывает их названий. Он также отказывается говорить, с какими фабриками уже договорился о производстве устройств. Известно только, что производиться Navion будет в Азии.

Предзаказы компания WayRay не собирала, Виталий планирует осенью сразу начать продажи.

— А потом можно будет создать виртуальный «Диснейленд»?
— Да, конечно. Мы уже думаем над тем, как эту технологию внедрять в сферу развлечений. Но об этом я пока не могу говорить.

Элина Кириллова