Технологии

Wearable-технологии и носимые устройства

Рынок, проблемы, перспективы




Материал относится к рубрике «Технологии, которые меняют ваш бизнес». В ней мы популярно рассказываем о технологиях, которые перестраивают существующие бизнес-процессы и создают новые рынки.

Партнер рубрики — корпорация Dell EMC, которая помогает компаниям эффективно использовать возможности ИТ-инфраструктуры для цифровой трансформации бизнеса.

Каждому, кто интересуется современными технологиями и устройствами, интуитивно понятно, о чем идет речь при обсуждении wearables (носимых устройств). Но сконвертировать интуитивное понимание в точное определение оказывается не так просто.
Почему wearables — это иной класс устройств, нежели тот, к которому относятся смартфоны, хотя их мы тоже носим с собой, на себе (в кармане, а то и не выпуская из рук почти весь день)?

Смартфоны мы называем «мобильными», но не считаем «носимыми». А вот, например, наушники или bluetooth-гарнитуру мы «надеваем на себя», но к wearables они тоже не относятся. А «умные часы», которые многие используют как ту же гарнитуру для мобильного, только с визуальным компонентом — относятся…

Если проанализировать, что определяет wearables как таковые, получим три основных пункта:

  1. соединение с интернетом, устройство представляет собой «абонента» интернета вещей. Наушники не wearables, потому что они просто подключены к смартфону, но сами ни с какой сетью данными не обмениваются;
  2. работа с пространством, анализ меняющейся среды и взаимодействие с ней. Если вокруг носимого гаджета ничего не происходит и не меняется, он бесполезен. Геолокационные сервисы — один из главных компонентов функциональности большинства типов этих устройств.
  3. носимые устройства совмещают ипостаси гаджета и аксессуара. Даже если телефон соответствует стилю жизни, одежды и самовыражения и не выпускается из рук, он существует самостоятельно, а wearable-устройство становится частью образа и реализует дополнительные функции украшения. Этот аспект может показаться недостойным рассмотрения, но на самом деле он оказывает огромное влияние на развитие всей индустрии wearables, на экономику этого рынка.
Итак, носимое устройство — это аксессуар, который располагается на теле человека и обменивается данными с глобальной сетью и другими устройствами. Он организует свою функциональность вокруг перемещений владельца в пространстве или изменений в окружающей обстановке.
Когда появились первые носимые устройства? Еще в конце 90-х годов китайские компании выпускали в основном для внутреннего рынка гибриды часов и мобильных телефонов. На глобальный рынок такие часы (модель SPH-WP10) вывел Samsung в 1999 году, но большой популярности это устройство не получило.
Так выглядело устройство от Samsung
Нет ничего неожиданного в том, что одним из первопроходцев в мире носимых устройств были производители мобильных телефонов и позже — смартфонов.

«Умные часы» представляют собой «филиал» мобильника, упрощающий его использование на ходу, в машине или в других ситуациях, когда держать телефон в руках или доставать его из кармана неудобно, и это упрощение отлично вписывается в общую идеологию смартфона как мобильного, «подручного» устройства.

Второе направление носимых устройств создали компании в сфере здорового образа жизни и спорта. Первым фитнес-трекером считается плод содружества Apple и Nike. Он назывался Nike+ и представлял собой умную наклейку на кроссовок, которая получала данные об активности пользователя (времени, темпе, потраченных калориях и пройденном расстоянии), а потом передавала их на iPod Nano.
Следующее знаковое устройство в этой нише — Fitbit Classic, вышедшее в 2008 году. Помимо двигательной активности, оно мониторило качество сна.

Отдельная строка в истории wearables — это медицинские устройства, которые имплантируются в организм или носятся на теле по медицинским показаниям. Современные водители ритма, инсулиновые помпы, протезы конечностей и органов тоже подключаются к cети, следят за состоянием среды и организма и при этом могут выглядеть как обычный аксессуар.

Одна из тенденций развития wearables — сближение «потребительских» устройств с устройствами специального назначения. В протез руки может быть интегрирована GoPro, к слуховому аппарату можно добавить синхронный переводчик с иностранных языков и так далее.
Хронология носимых устройств не так интересна, как их типология, поэтому рассмотрим основные ниши по функциям, возможностям и форм-факторам, в которых развиваются эти устройства.
Умные часы
Как и в случае с мобильным телефоном, «часами» это устройство называется только по исторической инерции. Мобильный телефон давно представляет собой карманный компьютер, одной из функций которого является возможность принимать и совершать голосовые вызовы.

Еще менее ключевой для «умных часов» является функция показа времени. Фактически smart watch — это браслет с датчиками и экраном, дополняющий и частично включающий в себя функциональность смартфона.

Эволюция умных часов идет по спирали — первые из них представляли собой «наручный смартфон», то есть были телефоном сами. Большинство современных устройств приносит заметную пользу только в связке с телефоном. Но недавнее обновление платформы Android Wear уже позволяет некоторым моделям часов самостоятельно подключаться к Wi-Fi и, опять же, работать как маленький смартфон.
Фитнес-браслеты
Исторически — второй wearable, появившийся на массовом рынке. Стартовав с подсчета шагов, преодоленного расстояния, потраченных калорий и других параметров активности, их функциональность дополнялась измерением параметров тела и образа жизни (пульс, сон), способностью различать разные активности (бег, езда на велосипеде, плавание), уведомлениями и напоминаниями.

Для работы с уведомлениями и напоминаниями некоторые браслеты снабжались экраном, другие передавали информацию с помощью вибрации и мигающих лампочек.

Довольно быстро граница между умными часами и фитнес-браслетами стала размываться. Часы тоже умеют измерять расстояние, калории и другие параметры активности, напоминать о необходимости потренироваться или выпить воды, некоторые фитнес-браслеты, например, Fitbit Flex 2, умеют сообщать о входящих звонках и сообщениях, а показ времени — способность, среди них еще более распространенная.
Гибрид часов и браслета — спортивные smart watch. Их наделяют специфическими функциями, которые необходимы, например, бегунам, велосипедистам и пловцам.
Не меньше дюжины моделей умных часов и браслетов с экраном разработаны для любителей гольфа, еще больше — для любителей дайвинга.

Эволюция фитнес-браслетов направлена на обучение их работе с большими данными. С использованием данных разработчики пытаются научить свои браслеты распознавать эмоции, различать фазы сна, подсчитывать калории в еде или анализировать весь доступный им массив данных о носителе устройства, чтобы давать советы по изменению образа жизни или улучшению здоровья.
Инструменты дополненной и виртуальной реальности, работающие со зрением, слухом и другими каналами восприятия

В основном это умные очки, шлемы виртуальной реальности и промежуточные версии с акцентом на той или иной функциональности.

Самыми известными умными очками были Google Glass, о приостановлении разработки которых Google объявил в 2015 году. Очки Google были, скорее, гарнитурой для телефона с собственным экраном, а дополненную реальность они реализовывали весьма условно.
Очки от разных производителей могут иметь разные специализации:
Meta от Metavision позволяют манипулировать виртуальными 3D-объектами;

Laster SeeThru делают акцент на навигации, в основном для спорта и путешествий — эти очки даже не имеют камеры, а получают информацию об окружающей реальности и объектах на основании их GPS-координат;

– очки GlassUP стали «филиалом смартфона» и специализируются на монохромных (для продления жизни батареи) уведомлениях о сообщениях и звонках, показе текста самих сообщений, чтении RSS-фида и помощи в переводе с иностранных языков;

K-Glass пытаются имитировать механизмы работы человеческого мозга, отделяющие важную информацию от неважной, и на основе этой технологии показывать наиболее нужные в данный момент пользователю сведения;

– очки Level — это активити-трекер, делающий примерно то же, что и фитнес-браслеты;

Solos — еще одни спортивные очки, но специализированные для велосипедистов.
Шлемы виртуальной реальности появились как часть экосистемы компьютерных игр. В отличие от умных очков, они не помогают работать с существующей вокруг человека реальностью, а создают новую. Из нашего определения wearables они, строго говоря, выпадают, так как не предназначены для постоянного или относительно долгого ношения и не работают со средой.

Но помимо игрового, шлемы виртуальной и дополненной реальности нашли себе еще одно применение в корпоративной сфере: как часть системы обучения сотрудников, работающих со сложными механизмами или потенциально опасными устройствами. Благодаря тренажеру на основе виртуальной реальности, например, персонал атомной станции может поучиться чинить ядерный реактор без необходимости влезать для тренировок в настоящий реактор.

Ключевой особенностью этой группы гаджетов является не только head mounted display — располагающийся на голове пользователя дисплей— но и отслеживание его движений для обеспечения иллюзии физического присутствия в виртуальной или дополненной реальности. Комплексы датчиков мониторят движения головы, глаз и тела пользователя.

Не обошлось, естественно, без спортивных шлемов с элементами дополненной реальности для велосипедистов, мотоциклистов и других атлетов и экстремалов. Они показывают в основном навигационные подсказки и важные для конкретного вида спорта данные по активности носителя.
VR-шлемы прочно вошли в нашу жизнь
Некоторые эксперты ожидают от Apple, что новые беспроводные наушники тоже станут постоянно носимым гаджетом, расширяющим функциональность смартфона вплоть до дополненной реальности.

Они уже умеют получать и выполнять голосовые команды, а в будущем могут обрести способность подсказывать направление при навигации, зачитывать полученные сообщения, получать информацию из поисковых систем и баз знаний, давать подсказки, связанные с окружающими людьми, предметами и событиями.

Дополнение реальности через слух удобнее, чем через зрение, потому что работать с разными источниками звука человеку проще, чем переключать зрение с монитора очков на окружающий мир и обратно.
Интересный промежуточный вариант наушников и очков — Avegant Glyph, которые можно носить как наушники, а можно опустить перед глазами специальную дужку с дисплеем. Avegant Glyph в современном состоянии представляет собой медиаплеер и ориентирован на прослушивание музыки и просмотр панорамных видео, но сама концепция предусматривает разные варианты развития.

Носимые устройства форм-фактора hearables (вставляются в уши и работают через слух) уже производят многие другие компании. Например, Gear IconX от Samsung и Bragi Dash родственны фитнес-браслетам: отслеживают дистанцию, калории, скорость, сердечный ритм, подают голосовые уведомления о фитнес-прогрессе и позволяют слушать музыку, закачав ее в память устройства.
Умная одежда, обувь, аксессуары
Умная одежда пока остается на стадии прототипов, идей и футуристических прогнозов. Ткань, анализирующая окружающую среду и параметры организма и адаптирующаяся под них; изображения и видео на предметах одежды; сбор параметров об активности и состоянии здоровья покрытых одеждой частей организма — проектов много, но хотя бы в перспективе массовые продукты на рынок не выпущены.

Среди спортсменов такая одежда уже находит своих пользователей. Для профессионалов ценно то, что нашпигованная датчиками ткань уже умеет делать — сбор, передача и анализ биометрических показателей: дыхания, сердцебиения, потоотделения и так далее.
Но для простых людей баланс возможностей умной одежды, сферы ее применения и цены на подобные «гаджеты» далек от оптимального.
В качестве примеров wearables этой категории можно привести бюстгальтер OMbra, беговые шорты Lumo Run (и продающийся отдельно сенсор Lumo, с помощью которого можно сделать умными собственные штаны), браслет на лодыжку Sensoria, который наделяет интеллектом спортивные носки. Одежда Athos берет на себя задачу анализировать работу мышц и производительность отдельных мышечных групп.
Другая более-менее активная сейчас ниша умной одежды — это мода. Характерный пример — «синаптическое платье» (Synapse Dress), на котором световыми сигналами отображаются эмоции владельца одежды.

Умные аксессуары и бижутерия — это еще один вектор развития активити-трекеров и браслетов-шагомеров, но со смещением не в сторону спортивных спецификаций, а в сторону здорового образа жизни и вместе с тем — моды. Потому что аксессуары стремятся быть красивыми и выдержанными в определенном стиле.

Например, Bellabeat LEAF — лист, сделанный из драгоценных металлов и благородных пород дерева. Его можно носить на шее как кулон, прицеплять к одежде как брошку и размещать на ремне или поясе. А кольцо Ringly сделано из золота и драгоценных камней, стоит $18 тысяч и умеет сигналами разного цвета и разными паттернами вибрации сообщать о звонках уведомлениях от некоторых приложений.
Трекер Bellabeat LEAF
Корпоративные носимые устройства
Некоторые компании оснащают своих сотрудников носимыми устройствами, чтобы повысить общую продуктивность, управляемость, а также обеспечить безопасность в работе. Устройства, способные анализировать воздух на предприятии и сообщать о его загрязнении, повышении концентрации тех или иных веществ или уровня радиации, существуют уже многие десятилетия. Как и умные пропуски, обеспечивающие кастомизацию допуска конкретных сотрудников в разрешенные для них зоны и помещения.

Корпоративные проекты использования фитнес-трекеров стали практиковаться относительно недавно. Например, российская компания CPS Lab выпускает умные часы, которые отслеживают время, потраченное на рабочие задачи.

Носимые устройства строят аналитические графики производительности как отдельных сотрудников, так и департаментов компаний. А с помощью сервисов геолокации показывают положение каждого сотрудника и особенности его перемещений. Вместе с производительностью мониторятся параметры здоровья работников.

В целях таск- и тайм-менеджмента носимые устройства сотрудников или начальника могут автоматически синхронизироваться и обмениваться данными. Анализ данных с устройств помогает сделать практические выводы, например, из особенностей использования сотрудниками помещений компании. Если одни помещения используются значительно чаще других, доступ в которые может быть затруднен, а в первых могут чаще заканчиваться расходные материалы.
Носимые устройства для детей
Особенностью ориентированных на детей wearables является акцент на контроль и безопасность владельца устройства, безопасность и надежность самого устройства, а также то, что носит его один человек, а данные получает другой.

Детские устройства — это в основном трекеры состояния (для младенцев) и передвижений (для детей постарше).

Так, Owlet Smart Sock — это «умный носок», который использует принятые в перинатальной медицине технологии пульсовой оксиметрии для постоянного мониторинга сердцебиения и дыхания младенца. Если насыщенность крови кислородом у ребенка падает, родители получают тревожный сигнал.
Компания Vandrico выпустила умные подгузники, в которых химический реагент меняет цвет датчика после взаимодействия с детской мочой. Сфотографировав изменившийся датчик и распознав фото при помощи специального приложения, родитель узнает, что именно означает сигнал. За $800 можно приобрести годовой запас подгузников.

Аналогичный продукт от Pixie Science распознает в моче признаки инфекций мочеполовой системы, проблемы с почками и недостаток жидкости в организме, а сведения о проблемах передает через приложение сразу врачу-педиатру.

Простейшие детские трекеры — это GPS-маяки, которые можно прикреплять к одежде, рюкзаку, вешать на шею или запястье. Перемещения отслеживаются и записываются в журнал. Настройки некоторых трекеров позволяют установить границы зоны, за которые ребенок не должен выходить, и уведомлять родителей в соответствующих случаях.

Устройства для подростков, склонных «гонять» на мотоциклах или автомобилях, сигналят взрослым о превышении носителем определенной скорости.
Многие трекеры оснащены тревожными кнопками. Нажатием на кнопку ребенок может вызвать скорую или полицию, отправить заранее указанному контакту мгновенное сообщение со своими координатами или совершить исходящий вызов.
Существуют браслеты, обогащенные базой данных опасных мест на карте, в том числе зон проживания или активности лиц, совершавших преступления против детей. При приближении к опасному месту ребенок и/или родители об этом уведомляются.
Носимые устройства для животных
Функционально сходны с wearables для детей — направлены на то, чтобы животное не потерялось и не оказалось в опасной ситуации. Решаются эти задачи путем мониторинга перемещений и иногда — анализа среды вокруг животного, а также биометрических параметров функционирования организма.

Более крупный и прагматически ориентированный рынок носимых устройств формируется вокруг сельскохозяйственных животных: мониторинг их здоровья, роста и поведения имеет понятные и измеримые бизнес-цели. Существует, например, «умная пилюля» Vital Herd, которая находится внутри проглотившей ее коровы всю жизнь и передает данные о состоянии организма.

Еще одна группа специализированных зооустройств — это устройства для служебных и спортивных собак, которые с его помощью могут общаться с хозяином или хэндлером. Например, кусая и дергая за разные части умный жилет от Fido Project.

Ошейники-трекеры для домашних собак и кошек отличаются от человеческих улучшенной защитой от воды и грязи; некоторые модели снабжаются камерой, способной снимать видео или делать случайные фотографии. Помимо мониторинга местонахождения животного, камеры развлекают хозяев возможностью вести блог или Instagram от первого лица о жизни питомца.
От носимых устройств к глотаемым: недалекое будущее
Покрывая сенсорами обширные поверхности человеческого тела и конечностей, умная одежда собирает намного больше информации, чем сидящий на запястье браслет или висящий на шее кулон. Но попав внутрь организма, устройство получит доступ к еще более широкому спектру информации.
Google, известный производитель фитнес-браслетов Jawbone и ряд других компаний заняты разработкой «неперевариваемых сенсоров» — капсул, которые глотаются пользователем и находятся внутри его организма столько времени, сколько необходимо в зависимости от типа капсулы и ее задач. Одни виды устройств будут жить в пищеварительной системе, другие, гораздо более мелкие — в кровеносной.

Сенсоры смогут определять самые разные параметры — уровень гормонов, наличие бактерий, вирусов, токсинов, маркеров разнообразных болезней, в том числе развития рака. Устройство будет не только диагностировать болезни или опасные состояния организма, но и, например, измерять уровень алкоголя в крови и не пускать пользователя за руль при превышении разрешенных значений.

Другой возможный профиль — диагностические исследования: вместо прохождения дискомфортных процедур гастроскопии или колоноскопии пациенту будет достаточно проглотить «таблетку», которая, проходя сквозь организм, сделает видео- и фотосъемку заданных участков. Еще одна популярная идея предусматривает способность проглоченного гаджета выбрасывать в организм порции нужного вещества (лекарства, гормона и так далее) по заранее заданному алгоритму или по команде врача, передаваемой с помощью беспроводной связи.

Инсулиновые помпы и противозачаточные имплантаты работают таким образом уже довольно давно, но концепция позволяет разнообразить варианты.
Впрочем, обычный пользователь еще не скоро сможет проглотить умную таблетку, тем более по собственной инициативе, а не по назначению врача. Но пытаться проникнуть внутрь тела устройства уже начали. Гики имплантируют в ладонь RFID/NFC-чипы, чтобы расплачиваться или открывать двери простым прикосновением руки к терминалу или цифровому замку и, соответственно, разблокировать телефоны и компьютеры.

На разработчиков умных очков смотрят свысока разработчики умных линз (у Google, естественно, есть подразделение, которое занимается ими). Женщины уже сейчас могут приобрести работающий в паре со смартфоном тренажер для мышц тазового дна Elvie, который организует упражнения в игры в зависимости от характера напряжения мускулов.

Беременные женщины, желающие вырастить из ребенка меломана, могут купить колонку Babypod и, расположив ее в вагине, включать музыку. В испанской гинекологической клинике даже было проведено исследование, которое, как считает компания, доказало положительное влияние такого прослушивания музыки на развитие нервной системы и мозговых функций эмбриона.

Некоторые сомнения и сарказм вызвали у технологических колумнистов презентованные этим летом MyFlow — умные тампоны, присылающие уведомления о том, что их пора менять, и помогающие следить за циклом.
При всем разнообразии типов, ниш, форм-факторов и разновидностей носимых устройств, почти у всех них есть общие проблемы:
Безопасность
Это главная слабость носимых устройств, которые, в большинстве своем, передают и хранят данные безо всякого шифрования, сами не защищены пин-кодом или какими-либо механизмами аутентификации пользователя. И пользователи, и производители склонны недооценивать важность защиты собираемых носимым устройством данных. Их анализ может дать информацию о пользователе, которая сделает его жертвой злоупотреблений или манипуляций.

Знания об образе жизни и паттернах перемещений могут пригодиться, например, ворам и грабителям. Данные о здоровье, болезнях, особых состояниях вроде беременности интересны маркетологам и рекламодателям, которых пользователь не хотел бы так подробно информировать о себе, если бы у него был выбор. Такие данные регулярно воруются , продаются на черном рынке и могут, например, попасть в распоряжение страховых компаний, которые, решив, что у пользователя здоровье не самое крепкое, поднимут ему стоимость медицинской страховки.

Тем временем, у самого пользователя очень ограниченные возможности управления данными. Он может просмотреть их в приложении за определенный период и применить только те возможности анализа, которые разработчики приложения ему дали. В большинстве случаев он не может выгрузить все свои данные, тем более в каком-то удобном для анализа сторонними инструментами формате, и не имеет возможности удалить.

Кроме того, хакеры могут заставить устройства записывать и передавать видео, аудио, снимать фотографии. Это особенно критично для корпоративных гаджетов, которые используют компании для мониторинга сотрудников.

Наконец, даже в США законодательная база и практика правовой регуляции вопросов, связанных с носимыми устройствами и обрабатываемой ими информации, находится на зачаточной стадии развития и не готова решать многие возникающие проблемы.
Возможные проблемы со здоровьем — физическим и психологическим
Львиная доля носимых устройств так или иначе связана со здоровым образом жизни, повышением продуктивности, улучшением состояния и самочувствия. Но при том, что действительная польза для здоровья и продуктивности от этих устройств в лучшем случае не доказана, они способны нанести и вред, или, по крайней мере, доставить неприятные ощущения.

Американская ассоциация офтальмологов предупреждает о возможных проблемах из-за Google Glass: пользователям грозит перенапряжение или пересыхание глаз, головная боль; ведутся исследования на предмет риска развития близорукости.

В шлемах виртуальной реальности людей может укачивать, если разработчики приложений недостаточно четко следуют гайдлайнам. Имплантаты, умные пилюли, наноботы в кровотоке просто не прошли долгосрочные и удовлетворительные по другим параметрам исследования на добровольцах.

Как именно интравагинальная колонка взаимодействует с микрофлорой? Что будет, если чип внутри руки сломается или разобьется? Не падает ли у людей слух из-за слишком долгого использования умных наушников-вкладышей? Возникает ли психологическая зависимость от гаджетов, порождают ли они новые привычки, привязанности, паттерны поведения и взаимодействия людей, конструктивны эти паттерны или деструктивны?

Подавляющее большинство wearable-проектов разрабатывается в «атмосфере стартапа», где главное — быстро выпустить на рынок пусть еще недоработанный продукт, чтобы без лишних затрат получить подтверждение гипотез, оценить востребованность устройства, занять нишу и опередить потенциальных конкурентов. Поэтому о полноценных исследованиях, оценке всех рисков речи обычно не идет.

Собирать грабли придется не добровольцам-испытателям, а пользователям-энтузиастам, которые свое устройство купили за деньги и о рисках зачастую и не задумывались.
Почти все wearables пока не ушли дальше аксессуара, бесполезных декоративных штучек
Много ли из того, что умеют делать носимые устройства, не умеет делать сам смартфон? Много ли из того, что они умеют, действительно кому-то нужно? Приносит пользу, улучшает жизнь, решает проблемы? Здесь есть место сомнениям и скептицизму. С мониторингом активности, мотивацией к оздоровлению образа жизни и геймификацией этого процесса современные телефоны хорошо справляются, они даже пульс измерять умеют.

Не так много устройств берут на себя обязательство совершать конкретные, предположительно полезные, действия, на которые к тому же не способен смартфон. Так, некоторые фитнес-браслеты различают фазы сна и способны включать будильник в той фазе, в которой человеку оптимально просыпаться. Но большинство устройств просто собирают данные, возлагая на пользователя почетную миссию разобраться, что с этой информацией делать и как ее применить.

Вчера вы пытались заснуть битый час, сегодня заснули за 10 минут, а вот аналогичные данные за всю неделю. Очень интересно! И что? Как мне каждую ночь засыпать за 10, а лучше за пять минут? Браслет не знает.

Предположительно полезное действие, до которого гаджеты массово доросли — это уведомления (скорее всего, пользователю надо будет самому настроить, о чем именно его будут уведомлять). Но избыток уведомлений — это не привилегия, а проблема для «продвинутого» современного человека. Совершенным издевательством кажется Egg Minder от Quirky — за $15 можно купить контейнер для яиц, который будет слать на телефон напоминания о том, что яиц в нем как-то маловато, надо купить еще.

Неспециализированные wearables пока кажутся игрушками для гиков. Гораздо лучше обстоит ситуация с нишевыми специализированными устройствами — военными, медицинскими, корпоративными, спортивными.

Профессиональному велосипедисту действительно полезна информация о миллионе параметров его заезда — темпе, пиках и спадах скорости, влиянии на нее ветра и рельефа, частоте сердечных сокращений на разных этапах дистанции и количестве кислорода в выдыхаемом воздухе… для городского велосипедиста, гуляющего на двух колесах, добирающегося до работы или обеспечивающего себе здоровую активность эти данные не имеют практической ценности.

Кроме того, гаджеты массово остаются «вещью в себе», не обмениваются информацией и не координируют свою активность. Взаимодействие устройств — это совсем другая история. История про «умный дом»: другой рынок, другая ниша, другие проекты, параллельная вселенная.

Сближения и пересечения уже есть, но разграничение превалирует. Колумнистка Wall Street Journal негодует: ее умный зонт просто засоряет смартфон уведомлениями о том, что она забыла взять его с собой, то есть, о том, что зонт и смартфон находятся далеко друг от друга. По-настоящему умный зонт был бы способен получить из интернета прогноз погоды по нужной местности, которую он определит на основании геолокации.

Казалось бы, где тут проблема? Компании продают, а люди покупают устройства, которые кажутся очень умными, но их ум не приносит практической пользы, неприятно, конечно, но не разрушительно? На самом деле каждый владелец фитнес-браслета, который поигрался с ним и забросил, превращается в потерянного потребителя для потенциально более полезных гаджетов.

Негативный опыт формирует стереотип восприятия, оформляет опыт и ожидания. На рынке разыгрывается вывернутая наизнанку басня про мальчика, который кричал: «Волки, волки!» Наш мальчик кричит: «Прогресс! Новая жизнь, новые возможности», а когда в прогрессе наконец-то случится прорыв и новые возможности расцветут во всей красе мальчика уже никто не будет слушать.
Все остальное
Слишком дорогие. Цена не соответствует практической полезности и при этом не гарантирует качества, продуманности и беспроблемной работы устройства.

Требуют настройки, освоения, подстройки под индивидуальные запросы.

Если гаджет использует энергозатратные функции, имеет экран — заряд у него, скорее всего, не будет держаться и суток.

Строго говоря, все проблемы сводятся к «болезням роста»: энтузиазм замешан на хайпе, эмоциональном осознании великих возможностей и грядущих перспектив, разработка и внедрение идет без оглядки на скучные вопросы безопасности и рисков, постоянный поиск порождает разнообразие и своеобразие промежуточных продуктов... Процесс подогревается инвесторами, которые ищут next big thing и готовы поддерживать все живое, интересное и красивое.

По сути, сейчас пользователи носимых устройств являются тестировщиками и подопытными экземплярами, и компании стремятся не столько удовлетворить их нужды, сколько получить идеи, инсайты, информацию и ресурсы для дальнейших изысканий и реализаций.

Это отличная среда для стартаперов, у которых есть идея носимого продукта и желание ее реализовать и проверить.
Аналитическая компания CCS Insight считает, что объем рынка носимых устройств к 2019 году составит $25 миллиардов (а в 2016 году составил $14 миллиардов). По данным International Data Corporation, с первого квартала 2015 года по первый квартал 2016 года этот рынок вырос на 67,2%, до 19,7 миллиона единиц устройств.

IDTechEx построила прогноз до 2026 года — тогда, по их подсчетам, будет продано около 5 миллиардов устройств.

На этом рынке, согласно тому же отчету ССS Insight, пока абсолютно доминируют умные часы и фитнес-браслеты. Даже к 2019 году к этим типам будет относиться половина продаваемых устройств. Уже известно, что в 2015 году умные часы обеспечили 61% прибыли мирового рынка wearables. Две ближайшие по темпам и перспективам роста ниши — это носимые камеры и устройства виртуальной и дополненной реальности.

Интересное исследование демографии и поведения пользователей фитнес-браслетов и умных часов выпустила ССS Insight в 2014 году. На его результатах, во-первых, хорошо заметна разница в поведении людей на развитых (США и Британия) и развивающихся (Китай и Бразилия) рынках. В возрастную группу 16-34 лет попадают 65% пользователей развитых стран и 85% пользователей развивающихся. Соотношение мужчин и женщин: 55% к 45% и 70% к 30% соответственно.

Очень большая доля этих устройств не покупается владельцами, а становится для них подарком. Уровень осведомленности о часах и браслетах уже в 2014 году был довольно высок: никогда не слышала о таких устройствах только четверть респондентов. Правда, в том же году половина их владельцев на момент опроса не пользовалась устройством, забросив его.

Топ-5 продавцов носимых устройств, по подсчетам IDC, выглядит следующим образом:

  1. Fitbit;
  2. Xiaomi;
  3. Apple;
  4. Garmin;
  5. Samsung;
  6. BBK.
Топ-5 мировых продавцов носимых устройств: число проданных девайсов, доля рынка, прирост за год. Данные за 1 квартал 2016 года в сравнении с тем же периодом 2015 года.
Российский рынок носимых устройств, по данным J'son & Partners Consulting, в 2017 году составит 2% от мирового рынка, 1,7 миллиона устройств будет продано местным пользователям. В России заметна та же тенденция, что и в мире: наиболее популярны фитнес-трекеры и умные часы, но жителям нашей страны они обходятся заметно дороже, чем потребителям как западных, так и восточных стран. Среди производителей по России лидируют Samsung, Apple и Sony.

Развитие нашего рынка ограничивает спрос, покупательская способность и доступность устройств — они либо дорогие, либо вообще не добираются до продаж в России.
Выводы, которые можно сделать из этих тенденций:
1. Рынок растет динамично в деньгах, устройствах и пользователях

Но растет и будет в ближайшие годы расти за счет наиболее популярных видов устройств: умных часов и фитнес-браслетов. Другие устройства пока не впечатляют массового пользователя соотношением цены, предлагаемых ему возможностей, важности решаемых ими проблем и качества того, как они эти проблемы решают.

2. Новой компании пробиться на рынок умных часов и браслетов будет крайне непросто

Помимо сильной конкуренции с топовыми компаниями, ее ожидают и проблемы с разработкой устройства (оптимальная функциональность, работа с батареей, выбор и реализация дизайна), и проблемы с маркетингом (многофункциональность часов, разные возможные паттерны использования, разные потребности групп аудитории; а в случае с фитнес-браслетами — неочевидность отстройки от конкурентов).

3. Устройства, не ориентированные на профессионалов — одна из самых трудных ниш для развития стартапа, особенно на российском рынке

Сюда входят собачьи ошейники, умные тампоны, кроссовки, ювелирные изделия и так далее. Они воспринимаются как игрушки, дарятся в подарок, забрасываются вскоре после начала использования, вызывают раздражение недоработанностью и недостаточной полезностью. IDC вообще прогнозирует к 2020 году снижение доли альтернативных форм-факторов (клипсы, шлемы, наушники и так далее) по сравнению с популярными (часы, браслеты, очки, одежда) до 3,3% (с 6,1% в 2016 году).

4. Китайский рынок wearables уже обогнал американский

А к 2018 году будет в два раза больше него (см. вышеупомянутое исследование IDC).

5. Рынок корпоративных wearables недооценивается стартаперами и имеет огромные перспективы

Эти устройства решают не только общие для многих компаний задачи мониторинга и управления сотрудниками или безопасности, но и специфические задачи конкретных производств. Помимо прочего, столь популярные на потребительском рынке фитнес-браслеты проникают на корпоративный рынок в виде систем управления здоровьем и продуктивностью трудового коллектива.

Виртуальная и дополненная реальность на массовом рынке пока остается игрушкой для гиков, а на корпоративных — ложится в основу систем обучения.
~
© Rusbase, 2016
Фото: Shutterstock
Текст: Людмила Кудрявцева.
Людмила Чумак