Коммуникационная лаборатория РВК

Нам нужно создавать «барьер на пути мракобесия»

Коммуникационная лаборатория РВК – о том, как нужно продвигать науку и почему этим нужно заниматься именно сейчас.

Как много современных научных достижений, совершенных отечественными учеными, может назвать среднестатистический россиянин? К сожалению, часто наши соотечественники знают в разы больше об открытиях, осуществленных в NASA, CERN и LIGO, чем в российских научных организациях. Во многом это связано с тем, что наука не интегрирована в современное общество и недоступна широким слоям населения. Так, Большой адронный коллайдер, построенный Европейским центром по ядерным исследованиям (CERN), получил беспрецедентную известность даже среди школьников и домохозяек, а его русский аналог, ускоритель тяжелых ионов НИКА, строящийся в Дубне, известен разве что представители профессионального сообщества.

Какова же технология успеха?

Кейс коммуникационной группы CERN является показательным примером того, как научный пиар может и должен работать. Европейская организация по ядерным исследованиям была основана в 1954 году – и уже тогда у них существовала служба, занимающаяся внешними коммуникациями. За время развития группа прошла большой путь: сейчас в штате работает более двадцати сотрудников, которые ежедневно несут науку в массы, освещая широкой общественности новости о последних разработках, открытиях и инновациях.

Джеймс Гиллис, возглавлявший коммуникационную группу CERN более 20-ти лет,  считает, что люди очень интересуются фундаментальной наукой.

Всем интересно, как устроен мир. Это такая базовая ценность, на которой, наверное, мы и строим коммуникацию.

– Джеймс Гиллис.

Когда в 2008 году средства массовой информации пестрели сообщениями о том, что при запуске коллайдер «породит черную дыру, в которую засосет Землю», команда CERN приняла решение пригласить журналистов и рассказать, как все утроено на самом деле.

Давно известно, что незнание и неведение порождает множество домыслов и страх, единственный путь борьбы с которыми – освещение проблемы. Таким образом, главной задачей любого научного коммуникатора является умение грамотно донести, адаптировать и преподать контент широкой аудитории.

Что касается мнения российских представителей сообщества, то Дмитрий Мальков, начальник отдела по научным коммуникациям университета ИТМО,  полагает, что «хороший научный коммуникатор должен испытывать искреннее любопытство к широкому кругу научных тем, а также обладать достаточным терпением и усидчивостью, чтобы в них разбираться».

Умение понятно и просто излагать свои мысли, способность разговорить ученого – эти качества, также должны быть присущи научному коммуникатору. Наконец, свободное владение английским языком, мне кажется, тоже должно входить в перечень обязательных требований. Наука всегда была интернациональной, так что без знания английского вы не сможете работать с первоисточниками – научными публикациями.

– Дмитрий Мальков.

«Мне кажется, любая коммуникация успешна, когда тебя услышала (а в идеале – еще и отреагировала нужным тебе образом) аудитория, до которой ты хотел достучаться, – комментирует Егор Задереев, учёный секретарь Института биофизики СО РАН. – С этой точки зрения успешная научная коммуникация должна быть понятной, запоминающейся и нацеленной на конкретную аудиторию. При продвижении научных новостей традиционно хорошо воспринимаются аудиторией антропоморфные аналогии, персонификация, спекуляции на тему человеческих страстей (секс, любовь, насилие), бытовые примеры, привязка научного результата к практике (как это изменит нашу жизнь), исторические примеры или, наоборот, футуристические прогнозы». 

Уровни научных коммуникаций

Научные коммуникации можно осуществлять на разных уровнях, в зависимости от уровня подготовки аудитории.

  1. Первый уровень – это популяризация науки с элементами развлечения. Например, видеоканал «Все как у зверей» Евгении Тимоновой рассказывает о мире животных в контексте человеческих отношений. Зрители узнают о том, что в зверином царстве существуют, к примеру, альтруизм и патриотизм. Ролик проекта, посвященный патриотизму, стал рекордсменом в русскоязычном научно-популярном интернете, собрав больше миллиона просмотров.
  2. Второй уровень научных коммуникаций вводит аудиторию в курс положения дел в науке. На этом уровне хорошо работают различные тематические медиа – от «Чердака» до «N+1».
  3. Наконец, третий уровень – это глубокое погружение в курс дела. Этим занимается проект «Постнаука», публикующий видеолекции российских ученых по разным темам – от астрофизики до лингвистики.

Таким образом, любой желающий, вне зависимости от уровня подготовки, может открыть для себя все многообразие науки. При наличии возрастающего запроса на науку в современном обществе научные коммуникаторы тем более должны служить драйверами развития индустрии и способствовать все более широкому продвижению ее в массы.

Научные коммуникации в России

В последние пару лет при участии «Коммуникационной лаборатории РВК» термин «научные коммуникации» обрел в России новый смысл, считает редактор научно-популярного альманаха metkere.com Илья Кабанов.

Если раньше так называли, в основном, общение ученых друг с другом (в английском языке для этого есть термин scientific communication, более удачным переводом которого будут «академические коммуникации»), то теперь все чаще под этим определением понимают представление связанных с наукой тем широкой публике.

– Илья Кабанов.

Примеры удачных научных коммуникаций сегодня можно найти во многих регионах России, но чаще всего ими занимаются отдельные энтузиасты, а не большие научные институты. Так, в Новосибирске эколог Александр Дубинин несколько лет подряд проводит фестиваль науки «Эврика», который собирает тысячи участников. Школьники приходят на лекцию, чтобы расширить кругозор, а пенсионеры, чтобы впервые за многие годы испытать гордость за российскую науку.

Еще один показательный пример ­– Парк науки ННГУ «Лобачевский Lab», структурное подразделение Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, которое откроет свои двери в этом году. Единая образовательная площадка будет включать в себя экспозицию, лекторий, мастерские-лаборатории, где будут проводиться культурные и образовательные мероприятия: выставки, мастер-классы, лекции приглашенных ученых, тематические экскурсии для посетителей всех возрастов – в первую очередь, для школьников.

Однако начиналось все с малого: выпускницы ННГУ,  Анна Лазарева и Лидия Кравченко, своими силами решили организовать «Научный слэм» – формат популяризации науки, в котором молодые учёные интересно и понятно рассказывают о своей научной работе, а зрители выбирают победителя. Далее задумали и осуществили «Научный кинолекторий» – цикл сеансов научно-популярного кино, показ которого проводится летом под открытым небом, а приглашенные ученые читают лекции по теме. После неожиданного успеха предыдущих мероприятий девушки решили воплотить в жизнь проект «42: научный фестиваль о жизни, Вселенной и вообще». Центр фестиваля – детский и взрослый лектории, а также множество мастер-классов, игротек и интерактивных площадок. Таким образом, мероприятия, изначально реализуемые силами всего двух энтузиастов и проводимые в совершенно разных местах, в этом году получат единое образовательное пространство, где тысячи желающих смогут приобщиться к науке.

Общественный запрос на популярное изложение современных научных идей может выполняться и в менее масштабных форматах. Информационные центры атомной отрасли проводят, в частности, «Научные чтения», в ходе которых местные знаменитости – радиоведущие, актеры, предприниматели и ученые – читают вслух в кафе или клубе отрывки из научно-популярных книг, рассказывая, почему слушателям стоит ознакомиться именно с этими изданиями.

«Научные коммуникаторы, в роли которых могут выступать как сами ученые, так и пиар-специалисты научных организаций или просто увлеченные наукой люди, делятся информацией об открытиях и исследованиях, – объясняет Илья Кабанов. – Они расширяют кругозор читателей и зрителей, демонстрируя многообразие современной науки, создают барьер на пути распространения мракобесия».


Материалы по теме:

Руководитель лектория «Образовача» рассказал о работе популяризатора науки

Пять вопросов к тем, кто рассказывает о науке

Notamedia: «Мы не просто новый инвестор в сфере wellness»

Почему спустя 60 лет в искусственный интеллект снова поверили

Биоинформатика в России сегодня и завтра

Видео по теме:


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно