Светлана Зыкова

Как обмениваются подарками американские предприниматели

«Ценность подарка определяется скорее его уместностью, нежели ценой», — говорил Чарльз Уорнер, американский романист и эссеист.

Цитата Уорнера отлично описывает суть этикета деловых подарков в бизнес-культуре. Близятся праздники и время сложных решений: что подарить своим партнерам и как это сделать, чтобы не приняли за сумасшедшего? Если в российских компаниях в выборе подарков есть место для творчества, то в США все иначе. Особенно рискуют испортить себе имидж новички, которые хотели как лучше, а получилось…

Поэтому мы спросили у Сергея Фрадкова и Михаила Авербаха, управляющих партнеров iDealMachine, руководителей программы iDM USA Landing, как стоит поздравлять партнеров и клиентов, чтобы не испортить репутацию.


Национальный вопрос

Так как в США бизнес мультикультурный, важно учитывать национальность своих партнеров. Кого-то уместно поздравлять фразой «Happy Christmas», кого-то «Happy Holidays», а кого-то «Happy Hanukkah». Это не прописное правило, но лучше иметь в виду религию, к которой принадлежат бизнес партнеры. И делать все персонализировано. Тем более сами даты праздника могут отличаться на несколько дней, на что тоже стоит обратить внимание.

Политкорректность

В американской среде есть негласные правила политкорректности и уместности, и если их не придерживаться, то можно получить неожиданную для себя реакцию. Это относится и к подаркам, которые нужно подбирать с осторожностью.

image description
Михаил Авербах,
управляющий партнер iDealMachine, руководитель программы iDM USA Landing

У многих компаний есть правило, запрещающее подарки выше какой-то определенной цены, иначе они могут быть расценены как взятка и нарушение этикета. Некоторые перед праздниками даже рассылают письма о том, что политика их компании не предусматривает получение любых подарков, например, больше $20. В случае нарушения данной просьбы они могут отказаться работать с особо щедрым партнером или просто забанить его.

Знание негласных правил особенно важно для компаний, которые недавно пришли на американский рынок. По мнению Сергея и Михаила, подарки – это скорее продолжение отношений, а не их начало, и следует дарить подарки осмысленно и персонализировано. Желая показать себя дружелюбной компанией, можно «наотправлять» неуместных подарков и поздравлений и получить обратный эффект – испортить себе репутацию. 

image description
Сергей Фрадков,
управляющий партнер iDealMachine, руководитель программы iDM USA Landing

Лучше вообще ничего не дарить, чем делать это необдуманно, для галочки. На самом деле отсутствие подарка никто не заметит и не обидится.

При этом в B2B, например, в аутсорсинге, подарки часто расцениваются как уважение: это может быть корзина с «вкусностями», фруктами, брендированные сувениры или просто открытки. Тут уже работает интуиция и все зависит от размера, имиджа и культуры компании. Одну уместно поздравить корзиной с фруктами, а другой лучше позвонить или написать персонализированное поздравление главе компании в мессенджере.

Подарки сотрудникам

Как и в российской бизнес-среде, корпоративы для сотрудников американских компаний – распространенная традиция. Чаще всего организуют именно выездные мероприятия, которые становятся частью тимбилдинга, способствуют налаживанию отношений в коллективе и поддерживают чувство единения и «семейности». Это опять же зависит от размера компаний: чем меньше штат, тем чаще праздники проводятся именно в формате корпоративов со всеми возможными развлечениями.

Разные культуры – разные правила

Если отойти от сферы бизнеса, то в Америке есть еще одна нехарактерная для России традиция – дарить подарки сотрудникам управляющей компании, обслуживающей ваш дом. 

image description
Сергей Фрадков,
управляющий партнер iDealMachine, руководитель программы iDM USA Landing

Если вы снимаете квартиру в «билдинге», то он, естественно, обслуживается большим количеством людей. Перед рождественскими праздниками в почтовые ящики кладут бумажки, где рассказывают обо всех сотрудниках. Думаешь: ничего себе, сколько их работает! Вот им нужно дарить подарки. Я своим везу коробки российских конфет, а одному из проектов-резидентов нашей американской программы мы посоветовали подарить шапки-ушанки и бутылки российской водки. Очень оригинально.

Похожая традиция и с учителями в школах – с родителей собирается определенная сумма на подарки. Также можно выбрать своего любимого преподавателя и поздравить персонально. Это нам знакомо.

Описанные выше правила не являются «правилами» в прямом смысле этого слова. Многое зависит от сферы бизнеса и специфики самой компании, но в американской культуре необходимо учитывать «политкорректность». Именно в бизнес-среде лучше всего делать осмысленные и персонализированные поздравления и всегда держать в голове фразу: «лучше не дарить ничего, чем подарить и быть неуместным». 


Материалы по теме:

Новогодние подарки от резидентов IT-парков

VR-очки, варенье и лама — 17 корпоративных подарков от ведущих IT-компаний

Как открыть Америку: 4 ошибки, которые допускают все стартапы

«Домой на Uber, нет сил ждать парома». Один день инвестора в США


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно