Алексей Чирков

5 подводных камней при переезде в Европу

О возможных сложностях бизнес-иммиграции в Европу и путях их решения рассказал Алексей Чирков, руководитель проектов компании Emerald Consult.


Непростые условия жизни в нашей стране наводят активных, успешных и ярких людей на мысль о переезде вместе со своим бизнесом за рубеж.

Европа манит. Представляется, что жизнь будет проходить в комфортных условиях, а ровные дороги каждые выходные будут вести прямиком к готическим замкам и живописным пейзажам. Кажется, что положение человека будет напрямую зависеть от его желания, интересов, усилий и трудолюбия. Однако не все так просто.

Рассмотрим пять основных подводных камней, с которыми могут столкнуться решившиеся на глобальные перемены люди.


1. Языковой барьер

Для многих эта проблема стоит достаточно остро. Следует констатировать: не все хорошо знают иностранные языки – или наши познания ограничены английским. Около 60% населения может сказать о себе, что владеет иностранным языком хотя бы на минимальном уровне, однако лишь около 9% из этого количества владеют языком свободно. 

Конечно, бизнесмену из России придется адаптироваться к культуре, где знание двух-трех, а иногда и четырех языков – это совершенно нормально, а не что-то из ряда вон выходящее. 

Решение:

Уделяйте время языку. Сейчас есть много возможностей для этого – необъятное количество литературы, онлайн, аудио и видео курсы, занятия в Skype с носителем языка, интерактивные обучающие инструменты типа Lingualeo, Engvid.com, Puzzle-English.

Необязательно откладывать принятие судьбоносного решения о переезде только потому, что нет уверенности и свободного владения языком. В совершенстве выучить его можно будет уже на месте. Главное – запаситесь достаточным набором лексики для того, чтобы коммуникация с потенциальными партнерами по бизнесу не вызывала у вас чувства паники, и не стесняйтесь своего произношения – спокойно общайтесь с иностранцами, которые будут встречаться на вашем пути.


2. Налоговое бремя и административно-контрольная реальность

В России мы часто сталкиваемся с изменениями в системе налогов, периодическим введением торговых, транспортных, парковочных и прочих сборов. 

Европейская модель малого и среднего бизнеса построена иначе. Налоги в абсолютном исчислении там не ниже, но ставка делается на стабильность. Вы можете писать бизнес-план по развитию дела на 10 лет вперед, закладывать в него все действующие тарифы и ставки с полной уверенностью, что изменения через десятилетие будут незначительными, в пределах инфляционных потерь. 

Аналогичная ситуация и с контрольными органами – возможно, что вы в течение первых лет вообще не будете знать о том, что они существуют. По сравнению с 34 контролирующими государственными органами в России Европа покажется «рингом без правил». 

Проблемой здесь может стать то, что российский иммигрант слишком «встроился» в российские реалии ведения бизнеса. Европейскую систему, безусловно, можно обмануть, однако риск потерять репутацию равносилен «белому билету» в военкомате: в армию не призовут, но в обычной жизни тоже вряд ли куда-то получится устроиться. 

Для малого и среднего бизнеса в Европе созданы максимально комфортные условия, однако за обман придется дорого заплатить как финансово, так и репутационно.

Кроме того, вполне можно будет попрощаться с европейской визой. Переезжая, оставьте в старой квартире или офисе «схемы» и «конверты», предназначающиеся сотрудникам или представителям государственных органов.

Кроме того, не забудьте и о важности своевременной оплаты квартиры, электроэнергии, телефона. Перечисления в бюджет должны быть своевременными. И следите за правильной парковкой!

Решение:

Психологию и отношение к уплате налогов надо будет менять. Настройтесь на то, что отчисления в государственный бюджет обязательны, но открывающиеся возможности и условия того стоят.

Можно ознакомиться с системой налогообложения выбранной страны в интернете. Однако, как ни крути, без профессионального юриста, который поможет разобраться в тонкостях системы налогообложения и отчетности зарубежной страны, не обойтись. Потратив небольшую сумму на консультации и помощь профессионалов, вы в итоге точно останетесь в выигрыше – выбрав, например, оптимальный вариант налогообложения для бизнеса или воспользовавшись возможными льготами. А стоимость профессиональной помощи несоизмеримо меньше, чем потенциальный доход от ведения бизнеса «в белую» в Европе. Например, минимальная стоимость бухгалтерского обслуживания составит всего 35 евро в месяц.

Во всем разобраться все равно не получится, так что лучше отдать вашу непрофильную деятельность специалистам, а самому сконцентрироваться на основном деле.


3. Конкуренция

Краеугольным камнем ведения бизнеса за рубежом является жесточайшая конкуренция.

Российскому предпринимателю предстоит пройти курс адаптации к условиям реального рынка. По мнению специалистов Emerald Consult, наиболее серьезным препятствием из всех прочих является именно этот пункт. Психологически сложно подготовиться к тому, что, например, установленная цена на продукт, будучи завышенной, может привести к краху, если у других она значительно ниже. 

Решение:

Предварительно хорошо изучите ситуацию и потенциальных конкурентов на рынке выбранной страны. Здесь вашими помощниками станут аналитические статьи, консультации людей с опытом – благодаря тем же соцсетям можно связаться с человеком в любой точке планеты. Можно найти как платные, так и бесплатные консультации от профессиональных компаний. Просите совета, общайтесь, ведь именно так открываются новые возможности для бизнеса.

К нам часто обращаются за консультациями по выходу на европейские рынки. Один наш клиент переехал в Словакию с семьей, купил жилье и искал перспективный проект для инвестирования, с чем мы ему и помогали. Девелоперские проекты в Словакии, в отличие от других стран Европы, по доходности близки к российским. Поэтому тем, кто занимается строительством недвижимости, эта страна может особенно приглянуться. Обычно все объекты возводятся за 2-3 года, доходность по ним держится на уровне 15% годовых.


4. Валютные риски и потенциальные траты

Важным моментом будет ситуация с так называемым «стартовым капиталом» и бизнес-планированием в целом. Очевидно, что миллион рублей в России – это не миллион евро, например, в Словакии. А если точнее, то соотношение примерно 1/70 не в пользу рубля. 

Решение:

Стоит сесть и все просчитать, в том числе – обратить внимание на текущий курс и прогнозы, например, на сайте Центробанка, чтобы понять, насколько хватит имеющихся денег (с учетом, что заработок придет не сразу). Старайтесь учесть все – от расходов на транспортные перевозки до стоимости аренды недвижимости под ваш бизнес и жилье.

В идеале нужно иметь запас финансов на полгода-год. Приготовьтесь к экономии в первое время – пока вы не разобрались, на что можно будет не тратиться (а лучше –как зарабатывать столько, чтобы ни в чем себе не отказывать).

В любом случае: не покупайте сразу дорогой автомобиль. Помните, что квартира будет «съедать» около 2/5 всех расходов. Будьте готовы и к непредвиденным расходам – например, на ремонт техники или медицинскую помощь.

Кстати, жить без медицинской страховки – недальновидно. Можно единовременно потратить 7 000 евро за пребывание в стационаре, что несопоставимо со стоимостью оплаты страховки в 30 евро в месяц.


5. Ментальность

Стоит учитывать и взгляды европейцев на кажущиеся обычными для вас вещи. Обязательно почитайте про подходы ваших потенциальных клиентов к тратам, питанию, отдыху и развлечениям, обустройству быта. Оцените возможное отношение к продукту и к маркетинговым ходам с вашей стороны. 

Сейчас распространены случаи изменения визуальной подачи бренда, а также самих товаров при выходе на другие рынки.

Например, производитель одежды OGGI при выходе на международные рынки изменил название на Oodji. А Coca-Cola потратила некоторое время на перевод своего названия на китайский, маркетологам даже пришлось изменить звучание на «ко-ку-ко-ле», что в переводе означало «полный рот счастья».

Решение:

До переезда совершите обычную туристическую поездку, лучше в несколько стран. Читайте литературу, знакомьтесь с иммигрантами по интернету, смотрите видео-блоги на Youtube людей, уже сменивших место жительства. Кроме того, не лишним будет немного углубиться в историю и культуру выбранной страны – так вы сможете оценить, какой продукт и в какой упаковке может быть востребован. В идеале – сначала запустить и наладить бизнес, а потом переезжать окончательно и перевозить семью.

Готовьтесь к тому, что надо быть гибким и готовым к переменам. А также ни в коем случае не забывайте о важности европейского образования. Стоит узнать о специальных программах, грантах на бесплатное обучение. Подтверждайте свои дипломы, развивайтесь, так вы добьетесь большего успеха в своем деле в чужой стране.
Переезд в европейскую страну – это риск. Но ведь риск – это как раз состояние души предпринимателя, а зачастую и смысл его жизни.

 


 

Материалы по теме:

Всем финнам — по 800 евро? Суть эксперимента

Бизнес в Литве: стоит ли перевозить проект?

Facebook предлагает сотрудникам $10000 на переезд ближе к офису

Как переехать в Иннополис?

Два российских стартапа победили в конкурсе на €50 тысяч и переезд в Ирландию

Как мы выводили стартап в США и Европу

Видео по теме:


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно