Федор Анциферов

Директор по IoT – главная должность года?

Федор Анциферов, CEO Command Spot – о появлении новой должности на высшем уровне и ее перспективах в России.

Если вы будете искать эту должность на сайтах вакансий или в LinkedIn, то вряд ли найдете какие-либо упоминания. В начале прошлого года аналитик Gartner назвал ее Unicorn role – мифической ролью, которой никогда не существовало. Но тем не менее, такие компании как Dell, IBM, Machina Research и Webroot утверждают, что 2016 год будет годом Chief IoT Officer (CIoTO).

Так, аналитики Machina Research предсказывают, что в этом году по крайней мере одна компания из списка Fortune 500 назначит главного сотрудника по IoT. Machina Research в течение нескольких последних лет проводила исследование Интернета вещей на предприятиях и отслеживала растущую важность IoT. И, по факту, компания может сделать вывод, что инициативы IoT требуют решений на уровне высшего исполнительного руководства (директората или С–уровня).

В 21 веке Интернет вещей обеспечивает конкурентные преимущества. И, хотя в каждой компании есть своя специфика, в большинстве случаев, чтобы воспользоваться этими преимуществами, необходимо произвести фундаментальную трансформацию бизнеса. А этого не может произойти без давления со стороны самого верха компании.

Недавнее исследование, проведенное компанией Webroot среди 500 британских генеральных директоров и лиц, принимающих решения, неожиданно показало, что больше половины (55%) опрошенных компаний планируют нанять CIoTO в 2016 году, особенно в телекоме (64%), образовании (63%) и ритейле (63%).

Один из руководителей Dell приводит простой пример о том, что в недалеком прошлом руководитель ИТ-направления повсеместно был повышен до уровня директората (CTO или CIO), что уравняло его, например, с директором по маркетингу (СМО). Это открыло новые возможности для многих компаний.

Так же и с новой ролью CIoTO – по наличию ее можно будет судить, будет ли процветать компания или останется позади.

IBM просто отмечает появление новой роли в составе 20 трендов IoT еще в 2015 году.


Давайте разберемся подробнее

Очевидно, что новая должность может повлиять как на внутренние бизнес-процессы компании, так и на внешние. Изменение внутренних процессов связано, прежде всего, с их оптимизацией за счет комплексного применения новых технологий. Это приводит к снижению себестоимости, повышению качества и пр. Возьмем, к примеру, точное земледелие, а конкретно виноделие. Проект TracoVino, созданный в рамках сотрудничества нюрнбергской технологической компании myOmega, Intel, Ericsson и Telenor Connexion, позволяет использовать на виноградниках интеллектуальные возможности и подключение к интернету для принятия обоснованных решений – что повышает эффективность и качество работы.

С внутренними процессами вроде бы просто: существующие ИТ-директора фокусируются на внутренних задачах. Однако смогут ли они быстро доучиться и перестроиться на новые задачи и возможности?

 

С внешними процессами все гораздо хуже. Обычно продажу клиенту делает менеджер по продаже и менеджер по продукту. Но в настоящее время любой продукт или услугу нельзя рассматривать по отдельности, поскольку они всегда являются частью какой-то экосистемы.

Продаваемый сенсор может стать частью сложнейшей системы, которая состоит из различных устройств и различного программного обеспечения от разных компаний. В качестве примера – Adidas miCoach Elite Team System, сложная система для тренировки спортивных команд, созданная на стыке многих наук.

На этом и многих других примерах ясно, что Интернет вещей – это про кибер-физические системы, про экосистемы и про сложные бизнес-модели, а процесс разработки, продвижения и продаж выходит на другой уровень. Без новых компетенций тут не обойтись.

 


Что должен уметь главный по IoT?

  • Понимать бизнес компании, отрасли и заказчика с точки зрения угроз и возможностей, предоставляемых IoT.
  • Владеть стратегией IoT и управлять развитием этого направления.
  • Координировать сотрудничество между отделами, функциями и партнерами.
  • Понимать пересечение инновационных технологий, бизнеса и рынка.
  • Понимать и управлять процессом преодоления нормативных, технических  и психологических барьеров на пути развития IoT.
  • Работать с исследованиями и разработками, а также дизайном продукта для разработки и реализации возможностей IoT, которые позволяют достичь общих целей и задач компании.
  • Использовать анализ данных, чтобы определить, каким образом IoT может повысить продажи компании.
  • Объединять данные, чтобы улучшать качество обслуживания и поддержки клиентов, а также повышать удовлетворенность потребителей.
  • Определять, как IoT влияет на неприкосновенность частной жизни и безопасность данных, и обеспечивать безопасное использование IoT.

Может быть, это прозвучит немного странно. Но директор по Интернету вещей – это не ИТ-специалист, хотя некоторые компетенции из ИТ должны присутствовать. Понимать рынок, бизнес компании и заказчика, координировать взаимодействие между различными подразделениями и партнерами, преодолевать барьеры развития и улучшать качество обслуживания – этому ИТ-директоров не учат.


Как это может развиться в нашей российской действительности?

Резонно заметить, что в отечественной практике не особо прижились и предыдущие инициативы реформирования руководства – CIO (Chief Information Officer) и, тем более, CDO (Chief Data Officer).

К тому же, многие эксперты склоняются к мнению, что мы на несколько лет отстаем во многих вопросах от тех же США. Однако рассмотрим два интересных примера с точки зрения оптимизации внутренних и внешних процессов.

Yandex Data Factory и Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) заключили соглашение о построении матмодели плавки стали в кислородно-конвертерном цехе и создании на ее базе программного продукта. Цель проекта под названием «Снайпер» – оптимизация расхода ферросплавов и добавок при производстве стали.

Специалисты «Яндекса» и ММК проанализировали информацию, накопленную за предыдущие годы работы ММК. С использованием этой информации и алгоритмов Machine Learning на платформе Apache Hadoop создана математическая модель.

Были проведены экспериментальные плавки, которые показали потенциальные возможности многомиллионной экономии в производстве.

Можно ли гарантировать, что на любом металлургическом производстве найдутся специалисты  достаточной квалификации, способные выявить возможности оптимизации производства и затем внедрить соответствующие решения?

Другой пример. Компания Cognitive Technologies объявила о начале нового проекта в области искусственного интеллекта по созданию «умной» сельхозтехники.

Cognitive Technologies в рамках комплексного проекта отвечает за разработку технологий беспилотного вождения сельхозтехники на базе технологий компьютерного зрения. Кроме того, в ведении компании – создание автоматизированной системы управления технологическим процессом, а также комплексной информационной системы мониторинга сельхозтехники и посевов (включая мониторинг процесса обработки полей и условий роста урожая).

Как отметил один из выступавших на конференции ThingWorx (IoT-платформа компании PTC) – вы не просто продаете трактор, вы продаете трактор, который становится частью умной фермы, системы. Вещи должны быть в состоянии работать вместе. Именно в таких моментах могут быть реализованы конкурентные преимущества.

Как мне кажется, закончить этот пост можно мыслями Ховарда Хеппельманна (Howard Heppelmann). Генеральный менеджер по подключенным продуктам американской компании PTC озвучил их на конференции Massachusetts Technology Leadership Council's (MassTLC) IoT conference.

Хеппельманн подчеркивает акцент и срочность внедрения новой роли – CIoTO. По его мнению, еще в недалеком прошлом можно было особо не торопиться, но сегодня, при жесткой конкуренции, опоздание – это не только упущенная возможность. Это еще и отсутствие понимания, что поступающие от устройств данные дают новые рычаги влияния на вашу клиентскую базу.


Материалы по теме:

Иннополис полностью покрыли аналогом Wi-Fi для интернета вещей

Российские IoT-стартапы получат до 300 млн рублей от GS Group

Технологии через сто лет: прогноз от футуролога

Alphabet собирается с нуля построить новый технологичный город

Как продвигаться в интернете производственной компании


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно