Алекс Бланк

На чем и как заработать кулинарной студии?

Сооснователь студии CulinaryOn Алекс Бланк рассказывает, сколько можно заработать на таком бизнесе и на что смотреть, если вы решили запустить свою кулинарную студию.


Никаких сырых идей

Если вы абсолютно точно решили открыть что-то своё в гастрономической сфере – будьте готовы к ряду проблем.

Первая заключается в схожести с другими и в отсутствии своей отличительной особенности. Если у dас присутствуют хоть какие-то малейшие недоработки в плане уникальности проекта – бросайте это дело.

Как было у нас: в 2012 году мы с моим бизнес-партнером Джулио Д’эрме задумали открыть кулинарную студию, основой бизнес-модели которой стали бы тематические мастер-классы для всех желающих. Основная идея была – в том, чтобы в нашей студии можно было не только учиться готовить, но и весело проводить время в хорошей компании. Такой новый, нетривиальный вид досуга. Вроде и не ресторан, а поесть можно. Подобных студий в Москве не было. Прочно занять нишу на рынке, я считаю, нам удалось, потому что мы отказались от академического подхода в идее кулинарных мастер-классов.

Помните: если вы задумываетесь о новом проекте и не нашли в результате мониторинга рынка бизнесов-клонов в этой сфере – это первый шаг на пути к успеху.


Продать дом – построить бизнес

Вторая проблема – скромный бюджет. Это беда многих проектов. Даже с очень оригинальной идеей вряд ли что-то получится сделать без средств. Кстати, мне и моему бизнес-партнеру пришлось продать собственные дома, чтобы хватило на расходы при запуске. Разумеется, нам было где жить, но риск потерять имущество все равно присутствовал.

Поэтому мой совет: старайтесь строить бизнес с партнерами, особенно если в одиночку у вас не хватает ресурсов.

Сделайте детальный план расходов – сколько уйдет на аренду, сколько на ремонт и фирменный стиль и на рекламу. Пропишите каждый рубль, а также возможные варианты экономии.


Варианты экономии на расходах

Дизайн интерьера студии мы делали сами, вышло дешевле и быстрее. Посмотрите сайты дорогих дизайн-студий, почитайте в интернете о современных тенденциях, обойдите по адресам всех конкурентов, а потом придумайте что-то своё.

Мы сэкономили на дизайне интерьера больше 50 тысяч долларов. Для общего бюджета – солидная прибавка. Да и ощущения от собственного вклада в свой бизнес совсем другие. Помимо денег надо вкладывать силы, всего себя.

Как сэкономить на рекламе? Обозначаете целевую аудиторию, ищите лидеров общественного мнения, стараетесь доказать им, чего вы на самом деле стоите. Продемонстрируйте все плюсы проекта, и если он действительно интересен публике, то о нем и узнают. Так, мы полгода бесплатно устраивали мастер-классы для лидеров мнений, гастрономических критиков и журналистов. В результате траты оказались не такими большими, как если бы мы стали рекламировать себя каким-то стандартным способом. Разумеется, возможные расходы мы просчитали заранее.

В итоге реклама через приглашения на мастер-классы, включая расходы на персонал, продукты и прочие траты, обходилась нам в 20 тысяч долларов ежемесячно. Для получения такого же охвата аудитории и результата другим способом потребовался бы бюджет как минимум в 3 раза больше.


На чем нельзя экономить

На клиенте – эир однозначно. Сделайте такой сервис и такую обстановку для него, чтобы не только не хотелось уходить, но и наоборот, возникло желание приходить постоянно и советовать место всем. Делайте акцент на том, чем отличаетесь от других. Фирменный стиль – ваша визитная карточка.  

У нас такая практика: каждый мастер-класс мы подстраиваем под пожелания клиента. Если он захочет определённого цвета посуду или фартуки или, например, помидоры только желтого цвета – мы делаем всё, чтобы удовлетворить запросы.

Старайтесь добиться такого результата, чтобы клиенты узнавали вашу компанию сразу, чтобы она была на слуху.


Кого брать в одну упряжку

Собеседование с соискателями должен проводить человек с опытом, разбирающийся в людях. Конечно, важно понять, на одной волне ли с вами потенциальный сотрудник или это просто человек, которому нужна работа хоть какая-то. Составьте анкету, попросите выполнить небольшое тестовое задание, чтобы сразу стали понятны цели соискателя.

Что интересно и полезно: не надо бояться дать потенциальному сотруднику попробовать себя день-два на новом рабочем месте. Так гораздо проще выявить, действительно ли человек обладает всеми качествами, о которых заявлял, как он чувствует и ведет себя в коллективе. Ни одно тестовое задание Вам об этом не расскажет.

Мы брали в штат людей с горящими глазами. Важным условием была любовь к еде, ее приготовлению и разговорчивость. То есть нам не нужны были люди на время или те, кому надо подумать и подучиться. Единомышленников, как правило, видно сразу. И вот, что еще важно. Видите «своего» человека – формируйте штат. Нужно сколотить крепкую команду на долгий срок, а не коллектив в свободном полете.


Особенности бизнес-модели

Подумайте, какие клиенты могут стать постоянными и кого нужно непременно привлечь к сотрудничеству. Важность в том, чтобы всегда была аудитория, которая будет регулярно приходить к вам и приносить прибыль.

Помимо студий для проведения мастер-классов, мы открыли конференц-зал, чтобы проводить бизнес-конференции. И это выстрелило. Нам на руку сыграло то, что сейчас многие международные компании укрепляют партнёрство российских и иностранных сотрудников, знакомя их на кулинарных мастер-классах.


Бонусы для клиентов

Обратная связь с клиентами очень влияет в целом на посещаемость. Необходимо наладить контакт, присылать письма об акциях, поздравлять с праздниками – все эти моменты формируют положительное мнение о компании.

В начале работы студии соотношение холодных продаж к входящим заявкам было 80% к 20%. Сейчас 80% заявок – входящие запросы. Это произошло благодаря улучшению сервиса по работе с клиентами. Ответ операторов стал гораздо быстрее, каждый запрос обрабатывается максимально оперативно. Как этого добиться? Мотивируйте сотрудников. За каждую успешную сделку – бонус. Какой – решайте сами. Поощрение всегда отлично работает. 

Кроме того, с первого дня работы студии мы ввели систему анализа отзывов наших гостей, это крайне важно, так как помогает строить работу правильно, вовремя выявляя недостатки. Здесь главное – мотивация гостей. После мастер-класса посетители получают рецепты, фото с мероприятия и опросник. Мы мотивируем посетителей, предлагаем им за отзыв получить скидку в 1000 рублей на следующее мероприятие. Многие клиенты, оставляющие отзывы, стали уже постоянными, они приводят к нам друзей, которые тоже получают скидку и так далее.


Денежный вопрос

Лучший показатель успешности бизнеса – это его доход, обороты денежных средств. Окупить инвестиции нужно в первый же год работы компании. Нам это удалось. У нас большой поток клиентов, поэтому и рентабельность высокая. Через год после старта мы открыли дополнительные помещения, таким образом расширив студию почти в 2,5 раза. 

Почему так важен быстрый возврат инвестиций? Во-первых, в связи с нестабильной ситуацией в экономике. Во-вторых, деньги всегда нужны для дальнейшего развития бизнеса. И, конечно, быстрая рентабельность способствует росту привлекательности компании для b2b.

За первый год доход компании составил 90 млн рублей. В 2014 году мы заработали 165 млн рублей. В кризисный 2015 год мы заработали больше запланированного, а оборот вырос до 215 млн рублей. Кроме того, в 2015 году мы вышли на международный уровень, открыв вторую студию в Сингапуре. И в 2016 году мы планируем заработать 300 млн рублей. 


Материалы по теме:

5 главных бизнес-моделей в фудтехе

10 лучших российских сервисов для ресторанов

После этой статьи вы точно заинтересуетесь фудтехом

Как из хобби вырастить полноценный бизнес


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно