Игорь Калганов

На этом зарабатывают стартапы в сфере недвижимости

Игорь Калганов, основатель и генеральный директор компании «33 Слона», рассказывает, какие бизнес-модели существуют на рынке аренды недвижимости и можно ли еще заработать в этой сфере.


Рынок недвижимости – один из самых объёмных и инвестиционно привлекательных в мире. Эксперты ожидают, что в 2016 году объем инвестиций в сегмент увеличится до 720-730 млрд долларов против 689 млрд в 2015 году. При этом рынок недвижимости во многом остается «терра инкогнита», неизведанной областью для технологических проектов.

За последние несколько лет можно вспомнить лишь один ИТ-стартап, добившийся здесь серьезных результатов – это знакомый всем сервис для краткосрочной аренды жилья Airbnb. Других столь же успешных международных игроков в сегментах продажи или долгосрочной аренды просто нет.

Тем не менее, во всем мире появляются все новые стартапы, использующие самые разные бизнес-модели.

Есть ли смысл в запуске проектов в сфере недвижимости и какие ниши сейчас наиболее перспективны? Попробую рассказать.


Какие бизнес-модели есть на рынке


«Классифайды»

Классической бизнес-моделью для проектов в сфере недвижимости является «классифайд», то есть ресурс, собирающий объявления, сгруппированные по общим признакам и обозначенные специальной рубрикой. Например, покупка/продажа квартир или их аренда.

Эта модель появилась еще на заре становления интернета, в девяностых годах, когда пользователи искали жилье на форумах и досках объявлений. Доступ к таким сервисам для рядового пользователя совершенно бесплатен – за размещение объявлений «классифайды» получают деньги  с владельцев недвижимости или агентов.

В России в число трех главных классифайд-проектов входят Cian.ru, Domofond.ru и «Яндекс.Недвижимость», плюс существует немало игроков второго и третьего эшелона.


Сервисы с платным доступом к контенту

Некоторые проекты идут по другому пути и зарабатывают на платном доступе к контенту. Например, сервис по поиску квартир в аренду The Locals, который предоставляет полный доступ к базе и возможность просматривать новые объявления только по платной подписке. Важный момент здесь заключается в том, что контент, публикуемый сервисом, не является полностью уникальным, и увидеть те же объявления часто можно бесплатно – например, в соцсетях. Поэтому у пользователей нет достаточно серьезного стимула платить за услугу.


Сервисы для агентов

Актуальное направление для бизнеса в недвижимости – это создание сервисов специально для агентов, а именно – сайтов-агрегаторов объявлений. Такие сайты, как JCat.ru и Zipal.ru, облегчают жизнь агентам, которым нужно разместить объявление на максимальном количестве ресурсов, чтобы найти арендаторов или покупателей.

Работают они так: на сайт-агрегатор загружается объявление о продаже или сдаче жилья в аренду, которое публикуется сразу на десятках профильных сайтов и форумов.

Еще одна бизнес-модель, созданная для агентов и агентств, представляет собой онлайн-площадку для помощи в совершении сделки. По такой схеме действует, например, «АгентОН» (купленный в прошлом году «Рамблером»). «АгентОН» разрабатывает собственную систему для верификации данных об объекте, что позволит упростить и ускорить процесс заключения сделок.


Онлайн-агентства недвижимости

В сеть переезжают и классические агентства недвижимости – такие сервисы берут на себя задачу по поиску квартиры для покупки или аренды. На сайтах публикуются хорошие фотографии объектов, пользователи могут просматривать их как в вебе, так и с помощью мобильных приложений. Все это гораздо удобнее работы с офлайн-агентствами, а потому эта бизнес-модель довольно перспективна. Зарабатывают онлайн-агентства так же, как и традиционные – получают комиссию за работу (процент с аренды и продажи жилья). Но онлайн-компаниям достаточно сложно «на равных» конкурировать с классическими агентствами недвижимости: так, работающий по этой модели MyHomeDay сейчас переживает не лучшие времена.


Сервисные модели

По такой модели работаем в том числе и мы, компания «33 Слона».

Суть модели в том, что компания предлагает комплекс услуг по полному сопровождению квартиры в течение всего срока аренды. Арендодатель может выбрать один из нескольких пакетов сопровождения, куда входят проверка благонадежности жильцов, уборка квартиры, косметический ремонт, страховка, оплата коммунальных услуг и многое другое. За дополнительные услуги с владельца жилья списывается абонентская плата в размере 5-10% от ежемесячного взноса за аренду.

Такая модель позволяет иметь стабильный доход и вместо 100-150 рублей в год с одного клиента (как, например, у «классифайдов») получать несколько десятков тысяч рублей.


Быть или не быть?

Строить компанию в сфере недвижимости однозначно стоит. Несмотря на кризис и все сложности, в этом сегменте есть масса нереализованных возможностей.

Рынок меняется: уходят слабые игроки, появляются новые интересные компании. Обостряется гонка между лидерами, и это тоже подстегивает отрасль к развитию. Главное – совершенствуются технологии, и я считаю, что именно за ИТ-стартапами – будущее отрасли аренды недвижимости.

Чтобы стартовать сейчас, нужно:

  1. Учитывать реалии рынка. Российский рынок недвижимости переживает не самые лучшие времена. Некоторые его сегменты серьезно обвалились или стагнируют, как, к примеру, аренда элитной недвижимости. Такие квартиры чаще всего снимали экспаты с высоким доходом. Но многие из них в последний год-два уехали из страны, а россияне, которые раньше бы сняли элитное жилье, теперь все чаще предпочитают более демократичный бизнес-класс.

    Усложнилась и ситуация в сегменте аренды многокомнатных квартир – раньше они были популярны, а теперь такие объекты все чаще простаивают. Общее падение спроса привело к серьезному снижению цен на рынке: если раньше снять однокомнатную квартиру в Москве дешевле 30 тыс. рублей было сложно, то сегодня за 25 тыс. можно найти вполне приличные варианты.

    Серьезно замедлился и рынок продажи недвижимости – в 2015 году общее число сделок серьезно упало, что привело к снижению цен на 10-15%. Такое положение дел ограничивает пространство для создания новых стартапов. Конкуренция в традиционных нишах рынка уже крайне высока, а получить высокий доход могут только лидеры – компаниям, занимающим 3-4-5 место в своей нише остаются жалкие крохи денег.

  2. Выбрать перспективную бизнес-модель. Вариантов монетизации немало, но одним из самых перспективных сейчас является «сервисный» подход, предполагающий создание добавленной стоимости с помощью внедрения новых технологий автоматизации рутинных задач по аренде и покупке недвижимости.

  3. Продумать выход на международный рынок и заранее заложить в бизнес-модель возможности масштабирования. Российские инвесторы отдают преимущество стартапам, которые могут быть успешны не только на локальном, но и международном рынке. Поэтому мы, например, изначально потратили немало сил и времени на анализ рынков аренды жилья Сингапура, США и Израиля. По результатам этого анализа бизнес-модель дорабатывалась таким образом, чтобы ее можно было быстро перенести и запустить в новой стране с учетом ее специфики.

  4. Найти партнера. Это может быть состоявшийся бизнес в сфере недвижимости либо крупная компания, которая только хочет войти на рынок. Так вы получите опыт, связи, необходимые ресурсы и финансовую помощь, что существенно облегчит старт бизнеса. Самостоятельно серьезный стартап в нынешних условиях будет сделать крайне сложно.


Будущее рынка недвижимости, безусловно, за ИТ-компаниями, которые меняют привычные схемы работы в цепочке собственник-агент-покупатель/арендатор. Технологии делают процесс аренды или приобретения жилья более простым и прозрачным, сводя к минимуму возможность обмана или подмены документов. Стартапы, которые предложат рынку новые решения и помогут решить существующие проблемы, смогут занять свою нишу и добиться успеха.


Материалы по теме:

9 бизнес-моделей образовательных онлайн-стартапов

Стартапы, которые быстрее всех достигли $1-миллиардной капитализации

Инвестирование в коммерческую недвижимость: 4 главных риска

«Когда клиент приносит тебе деньги, он постоянно ждет подвоха»

Инвестор рассказывает, чем отличается бизнес в онлайне и офлайне

Из-за кризиса стартаперы стали умнее

Видео по теме:

Фото: Serjio74 / Shutterstock.com.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно