Top.Mail.Ru
Колонки

3 причины переехать в Литву и 3 причины никогда этого не делать

Колонки
Алексей Спасский
Алексей Спасский

CEO компании Phobos

Светлана Зыкова

Phobos называет себя сообществом программистов, ученых и гиков. Команда проекта создает продукты и разрабатывает новые технологии. Создатели Phobos верят, что будущее IT-технологий — это быстрые Agile-разработки маленькими командами. И это аутсорс будущего, которым проект и хочет стать, соревнуясь с гигантами вроде Epam.

«Мысль о том, чтобы создать офис вне России, у нас появилась еще в 2012 году (за 2 года до кризиса), — рассказывает Алексей Спасский, CEO Phobos. — Мы делаем проекты для Европы, и для выхода на этот рынок нужно находится непосредственно там».

Так у компании появился офис в Вильнюсе. В колонке на Rusbase Алексей объясняет, чем для разработчиков хороша Литва, а чем — Россия.

3 причины переехать в Литву и 3 причины никогда этого не делать

3 причины переехать в Литву

1. Самый простой выход в Европу

По сравнению с Германией или Англией, здесь просто и недорого стать европейской компанией. Это проявляется в нескольких аспектах. Например, юридические и консалтерские услуги здесь гораздо дешевле. Deloitte в Литве берет за оформление вида на жительство 1500 евро, что в Германии стоит 5-10 тысяч евро.

Создавая офис в Литве, вы регистрируетесь как компания, которая может свободно работать со всей Европой, Великобританией и США. Если вы ведете крупный проект, то можете не задумываться о «политическом подтексте» и сосредоточиться на работе. Здесь есть на кого равняться и у кого учиться — Game Insight, WIX, Devbridge Group, и это далеко не полный перечень ИТ-компаний, расположенных в Литве. Молодым разработчикам важно вариться в такой тусовке: изучать язык, делиться опытом и создавать совместные проекты с европейскими командами, чтобы потом осваивать мировой рынок


2. Отличные условия работы

В 2016 году, благодаря нашему партнерству с IMI.VC, мы открыли еще одно представительство в Sapiegos - Vilnius Tech Park. Часть наших разработчиков сейчас работает там. Но, до этого момента, в 2013 году, мы искали себе офис.

Занимаясь поисками офисного помещения, мы увидели колоссальную разницу с Москвой. Цены на аренду недвижимости в Вильнюсе гораздо ниже, чем в Москве. Мы смогли найти сумасшедший офис в сосновом лесу на берегу реки, который обошелся нам в 100 евро на человека в месяц. А если вы фрилансер-интроверт или группа шумных разработчиков, то здесь можно выгодно снять квартиру. По цене хрущевки-однушки в Вильнюсе сдают целый лофт!

Но работа в ИТ-индустрии не предусматривает фиксированного места. И тут открывается, пожалуй, самый наглядный плюс работы в Литве — высокий уровень жизни относительно России. Отличные парки, великолепная недвижимость, свежие продукты в магазинах.



3. Распростертые объятия

Правительство Литвы делает все для того, чтобы иностранные компании выбрали их страну для размещения офиса. Здесь работает реальная государственная поддержка. Это не российские государственные фонды! Это не «бизнес-тренера», которые обещают «прирост дохода в 99%». Здесь есть, например, компания Invest Lithuania, которая может помочь ИТ-компании действительно запустить бизнес в Литве.

Правительство строит новые офисы, предоставляет великолепный Wi-Fi, развивает ИТ-инфраструктуру, преобразуя вышедшую из строя недвижимость (Вильнюсский технопарк) — в общем, на мой взгляд, делает все для того, чтобы стать ИТ-столицей Европы. Если ваша команда — не новичок в ИТ-бизнесе, то администрация Вильнюса не просто вас встретит в здании правительства, но и проведет экскурсию по городу.


 


3 причины остаться в России


1. Холодное отношение к нам в Литве

В Литве разговаривают на русском языке. Здесь проживает большое количество сильных специалистов из стран бывшего СССР. Но, несмотря на это, в Литве присутствует историческое смешение цивилизаций. Находясь здесь и разговаривая с людьми на родном языке (русском), вы будете чувствовать холодное отношение.

Но это совсем не Иерусалим, где нации уживаются друг с другом скрипя зубами.

Конечно, такое отношение делает поиск разработчиков в этой стране непростым делом для российской компании. Усугубляет все это «правило о трех литовцах», которое обязует предприятия иметь в штате минимум трех граждан Литвы.



2. Поиск специалистов

В Москве много хороших профильных вузов: МГТУ им. Баумана, МГУ, МФТИ... Мы берем на работу ребят из университетов и «выращиваем» их на коммерческих проектах. CTO Phobos Константин Даруткин и сейчас на отлично сдавая сессии в университете, занимается операционным управлением компанией со штатом более 30 человек.

Если вы ищете классных разработчиков, то посмотрите в сторону вузов. Что-что, но в Москве способны дать сильные знания. На HeadHunter’e сомнительные лица без портфолио просят от 100 тысяч рублей в месяц, а в итоге это узкоспециализированные программисты, которые обучены только строить однобокий код. В Литве таких большинство.

В первый год жизни компании мы даже не смотрели на умение программировать. Мы рассматривали кандидатов, которые умеют думать фундаментально и смогут повести за собой компанию. Сейчас, отбирая соискателей, мы в первую очередь обращаем внимание на студентов с сильными фундаментальными знаниями, математиков или физиков с огнем в глазах и жаждой создавать.


3. Россия больше

Литва — не такая большая страна. Особенно, по сравнению с Россией. Здесь проживает меньше людей, тут меньше специалистов, компаний и потенциальных возможностей. Литву называют трамплином для выхода в Европу. Для роста компании, возможно, маленькой страны вам будет не хватать. Узкоспециализированные специалисты, сотрудники техподдержки, менеджеры здесь просят большие зарплаты, чем в России. Потому что таких специалистов здесь меньше.

Молодые люди здесь стремятся уйти в ИТ и стать программистами Python, C++, Javascript и другими. Но что касается ученых и изобретателей (hardware), то в Литве с ними дела обстоят хуже.

Тем не менее Россия не хочет ценить умственный и человеческий потенциал. После окончания учебы специалист сможет позволить себе лишь среднюю зарплату и несолидную пенсию. Так, в нашей компании работает ученый-фундаменталист. Он получал 60 тысяч рублей в месяц, работая в НИИ над новой технологией мирового масштаба — и едва сводил концы с концами, снимая с семьей жилье в Москве. О каком стимуле для ученых мы можем говорить? 

Чтобы в России IT-компании свободно строили свои отношения с Европой, государству еще нужно создать хорошую почву. Для этого, в первую очередь, оно должно отойти в сторону и перестать мешать (как писала Айн Рэнд в книге «Капитализм. Незнакомый идеал»).



Фото на обложке: Фотобанк Фотодженика.


Материалы по теме:

IT в Литве: цифры и факты

Бизнес в Литве: стоит ли перевозить проект?

Восьми странам Евросоюза грозит штраф за дефицит бюджета

Кто есть кто: Игорь Мацанюк

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Развиваем стартап в Вильнюсе: преимущества, недостатки и новые возможности
  2. 2 Приложение банка «Бланк» вернулось в App Store
  3. 3 Как загрузить приложения, которых нет в сторах
  4. 4 Руководство: как выпускать и продвигать приложения в рунете в 2024 году
  5. 5 Сколько стоит разработка мобильного приложения в 2024 году
Куда идти стартапу в США
Список полезных контактов, предпринимательских сообществ и инвесторов
Получить список