iDealMachine

Эти книги помогут поддержать разговор с американскими инвесторами

Какие книги читать, чтобы разговаривать с американским венчурным рынком на одном языке и быть в культурном контексте чужой страны – рассказали Сергей Фрадков и Михаил Авербах, управляющие партнеры iDealMachine и руководители программы iDM USA Landing.


Про культурный контекст, книги и блоги

Сергей Фрадков: В действительности во всем, что касается стартапов, «здесь» очень похоже на «там». Однако с точки зрения финансов и инвестиций в Америке люди гораздо более подкованы. И в среднем культура сбережения даже среди простых людей не из бизнеса развита лучше, чем в России.

Михаил Авербах: Классических книг, которые хорошо известны, довольно много. При этом мы, инвесторы, имеем очень узкий круг общения и находимся примерно в одном информационном поле. Но если говорить о широких массах, то, кроме комиксов, люди почти ничего не читают. Причем комиксы настолько популярны, что формируют определенную часть культурного слоя даже больше, чем хорошая литература.


Клейтон Кристенсен «Дилемма инноватора» («The Innovator’s Dilemma») 

С.Ф. Клейтон Кристенсен – профессор Гарвардской школы бизнеса. В книге описывается явление disruptive business — очень мощной теории, которая предсказала и помогла объяснить пути развития бизнеса.

Суть теории заключается в следующем: есть некий лидер (incumbent) — компания, которая держит весь рынок. И вдруг приходит лоукостер и подрывает существующую бизнес-модель. Такое явление называется disruption. В книге его объяснили и систематизировали, а также снабдили множеством примеров. В Америке могут легко завести беседу о теории disruption, и очень важно разбираться в предмете.

М.А. Книги Клейтона Кристенсена хочется отметить в целом. Они объясняют, казалось бы, нелогичную вещь: почему маленькие компании сначала умудряются подорвать рынок огромных мастодонтов, а потом вообще полностью вытеснить их из бизнеса. Часть маркетингового бюджета компании-мастодонта сравнима с капитализацией маленьких компаний, и, вроде бы, ничего не стоит засыпать их с головой, но не получается.


Джеффри Мур «Преодолевая пропасть» («Crossing the Chasm») 

С.Ф. Любопытно, но из этой книги все делают совершенно разные выводы. Я всегда советую ее тем, кто приходит и говорит: «Мы хотим завоевать мир! Вот наш стартап, который делает все». Первое, что я отвечаю в таких случаях: «Ты не можешь делать хорошо все сразу, ты должен сфокусироваться на некой нише, достичь там успеха, и тогда ты можешь полученный опыт применить в более широком плане». 

Всегда лучше быть успешным нишевым проектом, чем хотеть всего и не получить ничего. Тот же Facebook начался как нишевой проект, а потом выяснилось, что его функциональность применима ко всей мировой аудитории.


Книги Малькома Гладуэлла

С.Ф. Я бы рекомендовал книгу «Гении и аутсайдеры» («Outliers») Малкольма Гладуэлла. Что касается Гладуэлла, то, хоть он считается motivation-спикером, у него есть несколько очень популярных книг о теории успеха. С его точки зрения, недостаточно быть талантливым: для успеха важен набор обстоятельств, готовность (так называемые 10 000 часов) и везение.

Автор приводит интересный пример, который многие знают. Есть целая плеяда лидеров в информационных технологиях: Стив Джобс, Билл Гейтс, Билл Джой, Ларри Эллисон — все 1954-1955 года рождения, все поступили в университет примерно в одно время. Так получилось, что в процессе обучения у них было больше доступа к компьютерам, чем у остальных. 

Расцвет микропроцессора пришелся на конец 1970-х годов, когда им было по 25 лет, и к тому времени они уже наработали свои 10000 часов практики. Да, с одной стороны, они еще ничего не имели, но с другой —у них уже был определенный опыт. Те же, кто родился позже, просто «пролетели».

М.А. Другой прекрасный текст Малкольма Гладуэлла— «Переломный момент» («Tipping Point»).


Еще 6 книг

С.Ф. Имеет смысл читать «Бережливый стартап» («Lean Startup») Эрика Риса. Еще в качестве прикладной теории я бы рекомендовал «Длинный хвост» («The Long Tale») Криса Андерсена. «Длинный хвост» — это как раз тот рынок, с которого многие начинают, куда попадает нишевость и в котором стартапы пытаются найти свой сегмент. 

М.А. Специальной бизнес-литературы сейчас пишется и печатается невероятное количество. Есть совершенно шикарные вещи, и прежде всего — книги Джека Уэлча. То, что он увидел и сделал, трудно было предсказать, но он смог. Или вот одна из моих любимых, причем абсолютно актуальных сегодня, книг — «Исследование о природе и причинах богатства народов» («An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations») знаменитого Адама Смита. Фактически Смит предлагает политический обзор: почему разные страны оказываются в разных состояниях.

Очень достойны «Варвары у ворот» («Barbarians at the Gate: The Fall of RJR Nabisco») Брайана Бурроу и Джона Хельяра — о компании RJR Nabisco, гигантском американском пищевом конгломерате. И, конечно, совершенно точно каждому новичку надо прочесть «Стартап» («Startup: A Silicon Valley Adventure») Джерри Каплана. Это рассказ о том, как ребята опередили свое время лет на двадцать: как строили первый компьютер — фактически iPad, как продавали его, как работали с Гейтсом и с Джобсом.


Про знание основ

Необходимо понимание азов экономики и финансов. Отсутствие этих знаний заметно сразу. Также важно хорошо ориентироваться в инвестиционной и венчурной терминологии. Необязательно понимать глубоко, но разбираться в общих понятиях необходимо. И, безусловно, нужно отслеживать новостную ленту и понимать, что сейчас в тренде.


Про кумиров

В США, как и в России, книги про Стива Джобса автоматически становятся бестселлерами. Кумиры ведь одни и те же, и информационное поле одно и то же. Культурное поле другое, а информационное — одно.

Бизнес-культура неотделима от культуры страны и нации в целом. Поэтому все культурные события в стране находят свое отражение в бизнесе. И в следующий раз мы поговорим о том, какие фильмы имеет смысл смотреть, чтобы говорить с Америкой на одном языке.


Материалы по теме:

Основатель Panasonic – о 6 принципах выхода любой компании за рубеж

4 правила успешных руководителей

Все начальники делают это. Три шага к продуктивности сотрудников

Билл Гейтс назвал две полезные книги по искусственному интеллекту

Если вы хотите жить, как Уоррен Баффетт или Билл Гейтс, придется много читать


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно