Top.Mail.Ru
Колонки

До 40% стоимости продукта – затраты на логистику. Это вообще нормально?

Колонки
Данил Рудаков
Данил Рудаков

Основатель Deliver

Виктория Кравченко

Технологии приходят в логистику с опозданием – это уже общемировой тренд. К примеру, в США при общем высоком уровне дорожной и автомобильной инфраструктуры до недавнего времени рынок дальнемагистральных грузоперевозок не был автоматизирован. Перевозчики искали заказы через брокеров, документы отправляли по факсу на ближайших питстопах, тратили много времени на обзвон посредников.


К этому времени рынок такси всколыхнуло появление Uber, прежняя модель работы таксистов ушла в прошлое, а на рынке грузоперевозок появилось приложение для дальнобойщиков Trucker Path – «логистический помощник», где можно было получать информацию о загрузке парковок, дорожных происшествиях, зарабатывать различные партнерские бонусы. 


Недавно российский сервис грузоперевозок Deliver привлек крупные инвестиции. Его основатель Данил Рудаков рассказывает об уберизации грузоперевозок в России.

До 40% стоимости продукта – затраты на логистику. Это вообще нормально?

Уберизация грузоперевозок

Логистика составляет 20% всей экономики России, а самая популярная и массовая профессия сегодня – профессиональный водитель – 7% населения зарабатывают на жизнь за баранкой авто. Труд водителей скрыт для многих, мы не обращаем внимание в повседневной жизни на то, как продукты попадают к нам на стол, сколько посредников участвуют в цепочке от отправителя к покупателю и сколько реально стоит каждый пройденный километр.


В конечном счете накрутки посредников оплачиваем мы сами, каждый раз переплачивая в магазине за купленный товар. Уберизация рынка такси уже доказала и пассажирам, и таксистам, что поездки могут быть более выгодными для обеих сторон. Сегодня подошла очередь сферы грузоперевозок и в целом рынка логистики.


Для начала немного статистики


В среднем, по данным исследования компании Roland Berger, рынок онлайн-грузоперевозок оценивается в 1,7 трлн рублей, это в 4 раза больше всего рынка онлайн-такси. В России зарегистрирован примерно миллион автомобилей грузоподъемностью свыше 12 тонн. Только 15% из этих фур принадлежат крупным и средним компаниям, 85% содержатся в руках мелких или частных предпринимателей или дальнобойщиков.


Груженый автомобиль крупного перевозчика проходит в среднем 16 тысяч километров в месяц, мелкие грузоперевозчики пробегают только 9 тысяч километров. Очевидно, что 85% рынка работает не на полную мощь, и именно в этом кроется огромный потенциал для повышения эффективности всего рынка.


Как уменьшить простой у 85% перевозчиков, сократить время на поиск новых заказов, исключить холостые пробеги без груза? При этом повысить качество и скорость услуг, гарантировать безопасность и своевременную оплату? Необходима современная технологичная система по аналогии с Uber, которая бы объединила пожелания отправителей и перевозчиков.


Если раньше частные грузоперевозчики тратили время на поиск груза для обратной дороги, то сейчас новый заказ дальнобойщик получает максимально близко к месту завершения прошлой доставки. Службы геолокации определяют место водителя и наш сервис автоматически предлагает ему новую загрузку через мобильное приложение.


Поскольку база наших авторизованных перевозчиков сегодня стала самой большой в России, система позволяет отправителю получать точную стоимость заказа за 30 секунд, без ожидания согласований между логистическими диспетчерами и посредниками, как это было до появления технологичного игрока на рынке. И как это уже случилось с рынком такси, стоимость отправки груза с нами в среднем на 10% ниже рыночной.


В следующий раз, когда будете покупать в магазине пакет молока, вспомните, что до 40% его стоимости – это затраты на логистику. И только в наших силах сделать этот рынок прозрачнее, эффективнее, проще и удобнее.


Уберизация грузоперевозок затронет не только частных перевозчиков, но и крупные компании


Чтобы обеспечить высокую эффективность пробегов, крупные логистические игроки вынуждены держать внушительный штат сотрудников в разных географических частях страны. Этот фактор также влияет на финальную стоимость доставки груза. Переход на модель работы Uber позволит перевести штат на аутсорсинг и сократить затраты.


На этом этапе логично появляется вопрос, связанный с юридической, финансовой, страховой частью процесса. Доставка грузов – не самый простой бизнес. Ответственность здесь несут как отправители – за своевременную оплату, так и исполнители перевозок – за надежную доставку, сохранность и безопасность груза.


Скептики и противники уберизации логистического рынка увидят на этом этапе непреодолимую бездну между утопией и реальностью. Однако, мы не получили бы за первые полгода работы больше 59 тысяч авторизованных пользователей, если бы не решали и эти важные вопросы бизнеса.


Наиболее важный вопрос в отрасли – гарантии безопасности грузов. Ни одна компания не доверит перевозку ценного товара не проверенному подрядчику. Хотя сайты «доски объявлений» такую ответственность с себя снимают, большинство крупных логистических компаний предоставляют страховку отправок. Кстати, довольно часто сразу узнать сумму страхового случая нельзя. Компании просят для этого указывать номинальную ценность груза, объемы, вес, габариты, множество параметров – только после их указания страховая компания рассчитывает сумму страховки.


Безопасность грузов – это страховка


Уберизация грузоперевозок не может пройти без взаимодействия со страховыми компаниями и без гарантий безопасности. Каждый наш груз сегодня застрахован на 5 миллионов рублей, а водители проходят сложную многоуровневую систему аутентификации, схожую с банковскими проверками потенциальных заемщиков. Только после прохождения всех процедур водитель может выполнять заказы.


Что касается документооборота, тут тоже уберизация играет в плюс для всего рынка. Если раньше перевозчикам приходилось ждать месяцами оплату, сейчас мы переводим деньги в течение пяти дней с момента получения документов от перевозчика.


То есть, если раньше приходилось перезаключать множество договоров с подрядчиками, искать возможности проведения оплат через юридические лица, то сегодня сразу после оформления заказа отправитель получает пакет документов в электронном виде и все.


Есть еще множество вопросов, которые предстоит решить...


Уберизация грузоперевозок не может произойти одномоментно. Сервис должен нарастить критическую массу пользователей, получить поддержку как со стороны отправителей грузов, так и со стороны водителей. Сегодня дальнобойщики – «кровь» российской экономики. От их работы зависит развитие регионов, товарооборот, рост общего достатка.


Благодаря уберизации отрасли меняется общее отношение к водителям, у частных перевозчиков появляются возможности платить налоги, своевременно обновлять автопарк, на выгодных партнерских условиях покупать новые шины, качественное топливо, быть мобильными и современными. Для этого мы уже разрабатываем различные системы поддержки пользователей, бонусные программы с автозаправками, магазинами автозапчастей, производителями шин.


Перспективы уберизации грузоперевозок сложно сегодня просчитать, поскольку это гигантские суммы в масштабах даже одной нашей страны. Но в среднем рынок, на котором уже сейчас работает наш сервис, оценивается в 4 раза больше, чем весь рынок онлайн-такси в России. К чему в итоге приведет уберизация? Как будет выглядеть рынок будущего?


Глобально можно выделить три эффекта от уберизации и автоматизации грузоперевозок:

  • Во-первых, цены в логистике сильно сократятся, потому что уменьшится расход топлива в беспилотных автомобилях.
  • Во-вторых, сократится срок доставки заказов за счет быстрого поиска исполнителей.
  • В-третьих, количество посредников будет минимальным, соответственно, доля нашего рынка вырастет. Но самое важное – повысится качество предоставления логистических услуг.

Материалы по теме:

От отделения полиции до переговоров с Копенгагеном: история, которая вдохновит вас на бизнес

Как перевозят фармацевтические грузы: опыт UPS

Сервисы, которых нет: будущее российской логистики

Почему Uber для дальнобойщиков «не взлетит» в России

Эти советы помогут выбрать перевозчика из Китая

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Чем отличается дилер от дистрибьютора
  2. 2 Торговля с Индией: как наладить поставки в 2024 году
  3. 3 Тренд на эффективные коммуникации в логистике: почему важно держать клиента в курсе доставки
  4. 4 В 2024 году объемы белой доставки из Китая превысят карго: цифровой рубль, «Честный знак» и еще пять предпосылок
  5. 5 Топливный кризис — как работать? Опыт транспортной компании