Артем Франич

Пекин – единственный настоящий конкурент Кремниевой долины

Бизнес-ангел из Кремниевой долины Кириак Рединг рассказывает, чему можно поучиться у китайских предпринимателей.


После того как в 2014 году я продал стартап Shopkick, а через год отказался от роли генерального директора, я взял в охапку жену и сыновей и уехал на три недели в Китай. Я хотел понять, чем живут местные предприниматели и венчурные капиталисты.

Я встретился с учредителями десятка проектов, с дюжиной венчурных инвесторов, предпринимателей и бизнес-ангелов. К концу своего путешествия я обнаружил, что Кремниевой долине есть чему поучиться у китайцев. 

1. Через десять лет Пекин будет единственным настоящим конкурентом Долины

Пекин — это не просто милая песочница для стартапов, способная добиться чего-то интересного через несколько лет. Пекин уже в Высшей лиге. Благодаря населению в 1,3 миллиарда человек (в четыре раза больше, чем в США или Европе) местные стартапы могут за короткое время достичь невероятных масштабов. Количество доступных для таргетированной рекламы человек постоянно растёт. К примеру, в США 190 миллионов населения пользуется смартфонами. Для Китая эта цифра достигла отметки в 530 миллионов, а в течение трех последующих лет она вырастет до 700 миллионов.

Фото: Кириак Рединг

Конечно, наличие большого рынка не означает, что Китай станет новым центром развития бизнеса. Всё дело в комбинации объёма рынка, скорости адаптации сервисов к потребностям клиентов, духе предпринимательства и жажде масштаба у китайских бизнесменов. Но то, что в течение ближайших десяти лет именно Пекин станет главным конкурентом Долины, не вызывает сомнений.

Да, есть ещё важные экономические центры – например Берлин. Но там масштаб не тот. Кроме Китая на глобальном уровне выстрелить может ещё разве что Индия. И это хорошо. Как понять, к чему стремиться, если у Кремниевой долины не будет настоящих конкурентов?

2. Мы гордимся скоростью, но китайские предприниматели быстрее

Пекин изобилует историями жёсткой конкуренции между стартапами и не совсем этичных путей достижения победы. Причина конкуренции кроется не столько в предпринимателях, сколько в бешеных темпах роста принятия товара людьми. Новые мобильные приложения быстро выходят на массового потребителя, становясь сенсацией за одну ночь. 

По сравнению со скоростью развития крупных стартапов в США (5-8 лет), китайским проектам требуется для этого всего 3-5 лет. Следовательно, предприниматели, пытающиеся использовать успешную идею, стараются обогнать друг друга, и чем быстрее, тем лучше. Никакой сбалансированной трудовой жизни.

Фото: Работникам IT-индустрии в Китае приходится ночевать в офисах

Встречи здесь происходят в любое время. К примеру, в 23:00 по местному времени мне была назначена встреча с руководителем отдела международного развития компании Xiaomi Хьюго Барра. Из-за плотного графика она началась в полночь, а уже в 6 утра Хьюго нужно было лететь куда-то по делам. Компания Xiaomi, производитель крутых смартфонов, сегодня является самым дорогим стартапом в Китае. Капитализация компании составляет около 45 миллиардов долларов.

В трудовой культуре китайских компаний есть термин «9/9/6», что означает работу с 9 утра до 9 вечера 6 дней в неделю. Стартаперам в Долине такое и не снилось. Для учредителей и генеральных директоров эта формула выглядит ещё круче – «9/11/6.5». Не факт, что это очень эффективно, но для китайского бизнеса это вполне нормально. 

Ради достижения цели коллеги здесь могут запереться на несколько недель в номере отеля, отвлекаясь только на сон и зарядку. Так они добиваются 100% сосредоточенности на работе и запуске проекта точно в срок. 

Менеджер по работе с клиентами компании DouMiYouPen, моет ноги в ванной комнате офиса перед сном. Фото: Джейсон Ли/Reuters

3. Китайцы давно перестали клонировать западные проекты

Да, часто они воруют идеи там, где это возможно. Но сегодня копировать становится всё сложнее, ведь хороших идей не так уж и много. Кроме того, из-за местных реалий и потребностей рынка клоны часто проигрывают. Копирование тут – только начало. Взять к примеру Meituan.

Meituan была основана в 2010 году и всего через шесть лет стала одной из крупнейших торговых компаний в стране. Капитализация Meituan составляет 20 миллиардов долларов, что ставит её на второй место после Xiaomi (производителя мобильных телефонов). Компании принадлежат крупнейший мобильный сервис групповых покупок. Она является крупнейшим продавцом билетов онлайн и крупнейшим в стране сервисом доставки еды.

Кириак Рединг и Син Ван

Против Син Вана, основателя Meituan, были сотни стартапов, желающих занять на китайском рынке нишу, которую в США занимает Groupon. Он переборол их всех, не тратя время на маркетинг. Син просто превратил Meituan в нечто непохожее на Groupon. Сегодня компания, вместо того чтобы заключать разовые сделки, пытается вернуть покупателей в магазины. Благодаря Meituan покупатели могут заниматься «умным» шопингом, а ритейлеры радоваться вернувшейся стабильности. Аудитория сайта составляет 200 миллионов человек.

4. Китайская инновационная волна

Китайские предприниматели прагматичны: они просто хотят выиграть как можно быстрее. Когда клонирование достигает своего предела, они прибегают к другому быстрому способу выиграть в гонке – к инновациям.

Правда, инновации требуют больше времени. К примеру, в Пекине я познакомился с учёным в области аэродинамики, который последние шесть лет возглавляет небольшую команду, в тайне и почти без финансирования ведущую разработку электромотора для автомобилей и роботов. Мощность двигателя составляет 60 киловатт. Весит он 13 килограммов. Для сравнения: типичный электродвигатель весит 58 кг.

Китайские предприниматели часто работают в кафе. Фото: Эммануэль Вонг/Getty Images

В столице производства электроники в Китае, городе Шэньчжэне, я посетил бизнес-акселератор для разработчиков железа HAX, принадлежащий Бенджамину Йоффе. Как только ты проходишь в Шеньчжэне паспортный контроль, символически перейдя границу между Китаем и Китаем, ты входишь в совершенно иной мир: здесь поставщики деталей доставляют грузы меньше чем за день, а производители электроники в любое мгновение готовы начать производство нового гаджета. В HAX я смог испытать компьютер стоимостью 9 баксов, а также водо- и пескоструйный резак, сильно удешевивший процесс резки металла. И да, вы не ослышались: за 9 долларов вы можете к любому устройству подключить Linux-компьютер с Wi-Fi и Bluetooth.

Там же мне предложили попробовать высушенных мучных червей. Разработчик сказал мне:

«Похоже на чипсы, только полезней для здоровья». «Продукт» готовится в специальной машине для разведения насекомых. По словам создателей идеи, эти насекомые являются новым трендом. Нужно только перебороть себя.

5. Чего не хватает китайским стартаперам

Нынешнее поколение предпринимателей мотивируют, в основном, деньги и финансовый успех. Оно живёт по принципу «разбогатей быстро». К сожалению, когда дело касается долгосрочных перспектив или проблем на производстве, такое отношение к делу перестаёт работать. Особенно это касается инновационных проектов.

Кроме «денежной горячки» китайским стартапам мешает неумение совмещать разработку высококачественного продукта и быстрый рост продаж. Другими словами, они не умеют делать оба дела одновременно.

Кремниевая долина, в этом смысле, хороша в объединении клиентских идей, технологий и дизайна продукта в единое целое.

Ещё китайским стартапам не хватает умения быстро и эффективно выходить на международные рынки. Культурный и языковой барьер это одно. Огромный локальный рынок, из-за которого местные стартапы могут никогда не выйти за его пределы из-за копирования идей другими – совсем другое. Американские проекты столкнулись с этой проблемой задолго до Китая.

***

Эпоха слепого копирования в Китае давно прошла. Я уверен, что скоро со стороны Поднебесной на нас обрушится инновационное цунами. 

Да, у Китая есть проблемы: отсутствие свободы слова («Великий китайский файрвол»), высокая конкуренция, из-за которой бизнес может выйти из-под контроля. Но это не значит, что нам нечему у них поучиться.

Источник.


Материалы по теме:

Работникам IT-индустрии в Китае приходится ночевать в офисах

В Шанхае открылся бесплатный коливинг для фрилансеров

Зачем Apple вложила в Didi $1 млрд?

Этот китайский стартап поразил всех на конференции


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно