Екатерина Бочкарева

Стартап-сцена Турции: взгляд изнутри

Сегодня для поддержки интернет-стартапов в Турции привлекли уже свыше $200 млн. Частный сектор активно способствует развитию бизнеса, а государственный сектор создаёт акслераторские программы и проводит конференции. За каких-то десять лет Турции удалось успешно развить бизнес внутри страны. Венчурный инвестор из Aslanoba Capital Канкут Дургуна рассказывает, как это произошло и каково на сегодняшний день состояние индустрии в Турции.


Я начал работать в Aslanoba Capital, наиболее активном венчурном фонде, поддерживающем интернет-сервисы, более двух лет назад. За это время мы вложили $60 млн в более 40 турецких компаний. В число наших инвестиций входил самый крупный онлайн-магазин модной одежды и хиджабов Modanisa, ведущее в Турции приложение для заказа такси Bitaksi и крупнейший сервис предоплаченных дебетовых карт Ininal. Всё это дало нам общее представление о турецкой стартап-сцене, и мне бы хотелось поделиться этими знаниями с вами.

Положение дел в бизнесе

В числе крупнейших выходов Турции на интернет-рынок — площадка для заказа еды Yemeksepeti, которую приобрела Delivery Hero за $589 млн в мае 2015 года, Gittigidiyor, который поглотил его глобальный конкурент eBay за $217 млн в апреле 2011 года, а также предприятие по разработке корпоративных приложений Pozitron, которое приобрёл Monetise за $100 млн в феврале 2014 года. Плюс к этому местные игроки вроде самой крупной в стране доски онлайн-объявлений Sahibinden, самого крупного сайта электронной торговли Hepsiburada, а также крупнейшей биржи труда Kariyer.net показали, что предпринимательство в стране вполне себе живет и развивается.

Появление местных лидеров в каждой из этих сфер говорит о силе турецких бизнесменов и их главном преимуществе: они создают действенные виды бизнеса, заточенные под реалии Турции. Все эти компнаии открылись с 1998 по 2001 годы и вместе сформировали первую волну интернет-бизнеса в стране.

Тенденция превалирования местных предпринимателей над международными конкурентами сохранилась во время второй волны интернет-бизнеса. Trenydol и Markafoni, два крупнейших сайта модной одежды, были запущены в 2009 и 2008 годах соответственно. Совсем недавно компании по доставке еды Meal Box и для заказа автобусных билетов онлайн oBilet, а также свадебный сервис Dugun.com подтвердили то, что здешние предприниматели оказываются в выигрышном положении, когда дело касается местного бизнеса. Каждая из этих компаний была основана в период между 2011 и 2014 годами.

Причина успеха местных предпринимателей не в том, что у них нет международных конкурентов. В 2011 году немецкий инкубатор Rocket Internet создал в Турции организацию в сфере интернет-торговли из 400 человек. В неё входили Zidaya — в сфере модной одежды и обуви, Evimister — в области мебели для дома, Sporena (спортивные товары), а также местные филиалы международных компаний. Однако эта организация не увенчалась успехом и закрылась в 2012 году. Площадка для продажи автобусных билетов ClickBus, открытая Rocket, по-прежнему работает в Турции, но не дотягивает до уровня местного лидера oBilet. Приложение для заказа такси Uber появилось в Турции в июне 2014 года. Несмотря на то что сервис продолжает работать, он по-прежнему не обрел тех масштабов, каких достиг местный лидер Bitaksi. Гораздо проще привлечь талантливых людей, найти поставщиков и общаться с местными властями, а также создавать продукт, заточенный под турецкого потребителя, когда разбираешься в культуре Турции и имеешь опыт ведения бизнеса в этой стране.


По теме: Путевые заметки Geeks on a plane. Стартап-экосистема Турции


Положение дел в инвестициях

Туда, где ведут бизнес местные успешные предприниматели, подтягиваются и венчурные инвестиции. После того как компании первой турецкой волны интернет-предпринимателей стали проявлять первые признаки успеха, инвесторы начали финансировать турецкие стартапы. Международные инвесторы вроде Abraaj с Ближнего Востока (инвестировали в Hepsiburada), General Atlantic из Великобритании (инвестировал в Yemeksepeti), Naspers из Южной Африки (инвестировали в Markafoni), Kleiner Perkins и Tiger Global из США (инвестировали в Trendyol) и STC Ventures из Саудовской Аравии (инвестировали в Modanisa) — все они способствовали запуску турецкого интернет-бизнеса.

Кроме того, несколько инвесторов с местными командами ищут следующие истории ошеломительного успеха. Сюда входит Earlybird (в который мы инвестируем) с фондом в $150 млн, из которого больше половины посвящена Турции, Revo Capital (в него также инвестируем мы), который оперирует фондом в $38 млн (и эта сумма постоянно растет), 212 с фондом, посвященном Турции, в $30 млн, а также 3TS и Hummingbird. Вместе с $60 миллионами, которые мы инвестировали на сегодняшний день, общий капитал для поддержки местного интернет-бизнеса в Турции составляет свыше $200 млн. Если учесть, что до 2010 года о таких инвестициях на рынке не было и речи, то становится заметно, насколько стремительно развился рынок венчурных инвестиций в Турции.

Положение дел в государственном секторе

Помимо проделанной работы со стороны игроков частного сектора, государство начинает оказывать всё большую поддержку стартапам. Научный и технологический исследовательский совет Турции (TUBITAK) субсидирует свыше 75% затрат на научно-исследовательские опыты технологических стартапов в рамках своей программы "1507". Совсем недавно TUBITAK предпринял попытку поддержать активность венчурных фондов в стране. Программа TUBITAK 1514 вложила до 20% собранных инвестиций из новых венчурных фондов с минимальным размером фонда в $20 млн TL (примерно 7 млн долларов).

И хотя программа по-прежнему должна будет сделать свои первые инвестиции, концептуальный шаг в правильном направлении сделан. Правительство также запустило программу финансирования фондов до 500 млн TL (~$165 млн), для того чтобы предоставить действующим и новым венчурным фондам, а также бизнес-ангелам дополнительный инвестиционный капитал.

Другим важным участником стартап-экосистемы Турции является некоммерческое предприятие Endeavor. Работая как местный рычаг глобальной организации, филиал Endeavor поддерживает предпринимателей всех секторов экономики, включая не только цифровые стартапы. Он отбирает проекты со всей страны и предоставляет им доступ к широкой сети местных и международных бизнес-лидеров для их развития. Через программу Endeavor Catalyst он также финансирует стартапы предпринимателей Endeavor, которые поднимают до $5 млн.

Будущее

Несмотря на существенные скачки вперёд, проделанные турецкими предпринимателями и инвесторами за последние несколько лет, мы остаёмся на очень ранних стадиях развития. События прошлых десятилетий меркнут на фоне грядущих перспектив. Как выразился мой коллега Хасан на одной из крупнейших интернет-конференций Startup Turkey в начале этого года, «Однажды у нас будет множество единорогов. Вопрос лишь в том, насколько скоро». Startup Turkey проводится при содействии Etohum — акселераторской программы, предлагающей стартапам капитализацию, менторство и широкую сеть связей.

Я верю в будущее интернет-стартапов Турции. Ещё до 1997 года интернет-бизнеса не существовало в стране. Сегодня насчитывается множество историй успешных прорывов в этой сфере. До 2010 года в Турции не было венчурных фондов. Сегодня $200 млн привлечено к финансированию турецких интернет-стартапов. Государственный сектор прежде не выпускал программ, специально разработанных для поддержки стартапов Турции. Сегодня эти программы доступны и получают финансовую поддержку, чтобы быть по-настоящему действенными.

Мы проделали долгий путь, и мы готовы пойти дальше. Чем упорнее мы работаем, тем быстрее учимся и скорее развиваемся. И дальше всё будет только интереснее.


По теме: Как превратить город в центр стартапов: опыт Тель-Авива


Об авторе: Канкут Дургун — партнёр-учредитель инвестиционного фонда турецких интернет-стартапов Aslanoba Capital. Прежде он был соучредителем Romulus Capital, американского венчурного фонда для посевных и ранних инвестиций.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно