Наиль Байназаров

Volvo хочет поглотить Uber?

Uber и Volvo недавно объявили о совместных планах по созданию автономных такси. Это означает почти неизбежную гибель большинства компаний на этом рынке. В подвешенном состоянии оказались десятки тысяч водителей, которых нанимали в последние несколько лет, обещая им возможность зарабатывать извозом в свободное время. Опасения вызывает судьба и самих компаний-операторов мобильных платформ для вызова такси. В лучшем случае их ждет потеря независимости и слияние с крупными автопроизводителями, считает обозреватель Forbes Сэм Абулсамид.


Представители Uber постоянно твердят, что их компания не является работодателем для водителей такси. Что компания — всего-навсего оператор мобильного приложения для поиска водителей и клиентов, а также для оплаты поездок.

Если это так, то ничего принципиально нового Uber не сделал. А популярность Uber и других компаний по вызову такси по большому счету объясняется только признанием потребителя, его уважением. Но какой бренд больше известен потребителю и вызывает большее доверие — Volkswagen или Gett? Chevrolet или Lyft? Volvo или Uber? Согласитесь, что только в последней паре имен выбор кажется неоднозначным.

Volvo и Uber объединили усилия по созданию автономных автомобилей. Фото: Volvo

Проблема всех этих компаний по вызову такси в том, что переключиться между ними не составляет никакого труда. Загрузил новое приложение — и прощай, Uber, здравствуй, Lyft. Трудно переключиться с Windows на Mac, потому что нужно переустанавливать все приложения. Трудно переключиться со Spotify на Apple Music, потому что при этом теряется весь плейлист. Наконец, трудно переключиться с iPhone на Android, потому что нужно привыкнуть и опять-таки переустановить все приложения. А переключиться с одной службы вызова такси на другую — не трудно. Многие пассажиры и водители уже сейчас пользуются одновременно двумя или тремя приложениями. Со временем это переключение будет тем быстрее и удобнее, чем быстрее и удобнее будут беспилотные такси, которые в ближайшие десятилетия заполонят наши города. 

Компании, которые сегодня являются «всего лишь операторами мобильных приложений», вряд ли смогут позволить себе закупить и обслуживать достаточное количество беспилотных машин, чтобы перевести на них свой бизнес. Тем более они не смогут сделать такие машины на заказ у крупного автопроизводителя. Это дорого и хлопотно.

Volvo и Uber объединили усилия по созданию автономных автомобилей. Фото: Volvo

А вот автопроизводители при желании смогут создать собственное приложение наподобие Uber или Lyft. Это доказал Ford, который запустил в США свой сервис Dynamic Shuttle по поиску попутных автобусов. Да, задача тоже непростая, но в любом случае не такая масштабная, как наладить собственное автопроизводство с нуля. История Tesla доказывает это.

Так что почему бы автогигантам не подмять под себя весь бизнес беспилотных такси и мобильных приложений по их вызову, вместо того чтобы делиться прибылью со сторонними компаниями, продавая им машины?

Как это повлияет на Uber?

В последние несколько месяцев Uber предпринимает несколько важных шагов. Сначала продает свой китайский бизнес местному конкуренту по рынку — компании Didi Chuxing, которая всего за пару недель до этого получила инвестиции от Apple в размере $1 миллиарда. Затем Uber заключает $300-миллионную сделку с Volvo по производству беспилотных автомобилей для службы такси. А еще Uber покупает стартап Otto, который разрабатывает автономные системы управления для грузовых машин. Но если Uber работает с Volvo, зачем им понадобился Otto?

В это же время в прессе появляются слухи о том, что руководство Lyft ищет себе покупателя и, возможно, им станет GM. Если это правда, то крупнейший конкурент Uber на американском рынке такси скоро перейдет в руки автопроизводителя. 

Volvo принадлежит китайскому автопроизводителю Geely.

Так что, может быть, недавние сделки Uber — это прелюдия к полноценному поглощению со стороны Geely (владельца Volvo) и Volvo? Ведь вполне вероятно, что в долгосрочной перспективе автомобильные компании будут сначала производить машины и затем делать их доступными для пользователей, например, сдавая их внаем в качестве беспилотного такси.

В декабре прошлого года Geely объявила о создании собственной службы такси в Китае. Стоит отметить, что еще одна компания в портфеле китайского автопроизводителя — это лондонская служба такси, производитель знаменитых черных кэбов, одного из символов британской столицы.

Черный лондонский кэб. Фото: Джастин Тэллис /AFP/Getty Images

Союз Uber и Geely/Volvo выглядит весьма грозным конкурентом для всех участников рынка. С помощью такого слияния Geely, наконец, получит доступ к лакомому американскому рынку. Китайцы смогут производить автомобили на новой платформе Volvo, снабжать их системами автономного управления от Uber и Otto, и выпускать их на дороги США. По этой же технологии можно переоснастить лондонские кэбы. 

Теперь уже можно с уверенностью говорить, что в ближайшие пять лет нас ждет быстрое развитие рынка беспилотных такси, вызываемых с помощью мобильного приложения. А нынешние компании-операторы (как Uber) с их армией непрофессиональных таксистов, скорее всего, уходят в прошлое, несмотря на нынешний быстрый рост их популярности и баснословные инвестиции в этот бизнес. Венчурные компании, которые вложили миллиарды в Uber, Lyft и другие похожие стартапы, в конце концов потребуют возврата инвестиций. И те должны будут любым способом отработать вложенные деньги.

Поглощение со стороны китайского автогиганта может стать для Uber приемлемой стратегией выхода. Более того, это, возможно, единственный шанс для компании выжить в конкурентной борьбе. В одиночку ей не выстоять.

Источник.


Материалы по теме:

Uber запустит первое беспилотное такси уже в этом месяце

Uber вложился сразу в четыре стартапа

Uber объединится с китайским конкурентом Didi Chuxing

Зачем Apple вложила в Didi $1 млрд?


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно