Прайс-лист позволяет клиентам ознакомиться с ассортиментом товаров, узнать стоимость для розничной и оптовой покупки и уточнить наличие на складе. А ещё его можно использовать и как маркетинговый инструмент, который привлекает покупателей и мотивирует их совершить заказ. Если составить документ неправильно, можно сильно уменьшить конверсию и потенциальную прибыль компании.
В этой статье вы узнаете, как составить прайс-лист на товары, какая информация должна быть в этом документе и как его оформить, чтобы привлекать внимание клиентов.
Зачем нужен прайс-лист
Прайс-лист — это список товаров с указанием их наименований, артикулов, характеристик и цен. Он помогает клиентам быстро находить нужную информацию, а бизнесу — упрощать процессы продаж и управления ассортиментом. С прайс-листом сотрудники могут формировать заявки, управлять ценообразованием, контролировать закупки, стандартизировать взаимодействие между подразделениями компании.
Но прайс-лист — это не просто технический документ. Это ещё и мощный инструмент для привлечения клиентов и повышения лояльности.
Кроме того, современные интерактивные прайс-листы часто используют как справку и форму заявки на покупку. Например, клиенты могут узнавать подробности о товарах, выбирать нужные позиции в электронной таблице или сразу формировать заказы через интегрированную систему.
Как создать прайс-лист
Составить прайс-лист можно с помощью множества инструментов — от привычных таблиц до специализированных платформ с искусственным интеллектом. Выбор зависит от масштаба бизнеса, ассортимента, задач документа и других факторов.
Популярные инструменты для создания прайс-листов
Excel. Классическое решение для создания таблиц. Подходит для небольших компаний, но требует ручного ввода данных и ограничен в возможностях автоматизации.
Google Таблицы. Бесплатный онлайн-аналог Excel. Позволяет делиться актуальной версией прайс-листа с клиентами по ссылке и актуализировать информацию в любой момент.
1С Битрикс. Платформа для управления интернет-магазинами. Позволяет автоматически формировать прайс-листы и синхронизировать их с учётными системами.
Adobe InDesign. Профессиональное приложение для вёрстки графики и текстовых документов. Здесь ограниченные возможности для создания таблиц, но практически неограниченные — по их форматированию. Этот инструмент стоит применять, когда компании больше важно оформление прайс-листа, а не его информативность. Например, при продаже мебели, предметов искусства, дорогих автомобилей.
Zoho Invoice. Онлайн-сервис для создания бизнес-документов. Подходит для автоматизации процессов: формирования прайс-листов, выставления счетов и получения оплат.
Современные SaaS-платформы. Например, «ПрайсМатрикс». Такие сервисы позволяют создавать интерактивные прайс-листы с возможностью интеграции с CRM и ERP-системами (для работы с данными о клиентах и автоматизации бизнес-процессов).
Как оформить продающий прайс-лист
Главная задача прайс-листа — не просто проинформировать, но и мотивировать потенциального клиента на покупку. Для увеличения конверсии при подготовке прайс-листа нужно учитывать несколько важных моментов.
Структура
Если компания продаёт много однотипной продукции, а в списке товаров тысячи наименований, таблицу нужно делить на части, структурировать и классифицировать по разным признакам. Тогда с файлом будет удобно работать и персоналу, и покупателям.
Чем больше список товаров, тем медленнее клиент принимает решение. И в итоге есть вероятность, что он может отказаться от покупки, потому что сложно сделать выбор. Для увеличения конверсии сокращайте число предложений до минимума.
Внешний вид
Хотя прайс-лист и относится к деловым документам, он не обязательно должен выглядеть как таблица с бесконечными цифрами. К нему нужно относиться как к способу рекламы. Никто не запрещает оформлять его при помощи цветов, типографики и изображений.
Но при этом список должен оставаться информативным и удобным для изучения. Обилие декора может снизить конверсию.
Наибольшее внимание акцентируйте на самых выгодных предложениях и товарах, которые компания продвигает.
Изображения
В прайс-листе должны быть фотографии или картинки, если нужно проиллюстрировать внешний вид или характеристики товара. В большинстве случаев фото берут у поставщиков или производителей, но можно сделать и самостоятельно.
Ценообразование и скидки
Цена — главный элемент прайс-листа. Именно ей нужно уделить особое внимание при подготовке документа.
В каждой компании свой порядок ценообразования. На него влияют размер ожидаемой прибыли, цены конкурентов, спрос и предложение на рынке, другие факторы.
То, как именно цены описаны в прайс-листе, существенно влияет на конверсию.
Скидки
Не секрет, что скидки мотивируют клиента сделать заказ. В прайс-листах часто указывают разные цены в зависимости от объёма заказанной партии. Например, скидка 10% при покупке от 50 штук.
Если скидки временные, обязательно указывайте период их действия. Иначе клиент будет недоволен, когда ему сообщат, что акция уже не актуальна, и может уйти к конкуренту.
Артикулы
Артикул — это уникальный код каждого товара в каталоге. Обычно он состоит из цифр и букв. Он нужен для того, чтобы избежать путаницы на складах при работе с товарами разных размеров, цветов и т. п. Также артикулы помогают автоматизировать работу.
В прайс-листе артикул позволяет идентифицировать товар. Например, покупатель может назвать его продавцу по телефону или искать по нему нужные товары в электронной таблице.
Цены
При заполнении ячеек ценами нужно учитывать психологический фактор. Люди по-разному воспринимают цифры. Например, цена 999 рублей может казаться существенно выгоднее, чем 1000 рублей, хотя разница — всего 1 рубль.
В прайс-листе акцентируйте внимание на временно сниженных ценах (например, по акции): жирным начертанием текста, цветной заливкой, рамками или иконками.
Виды прайс-листов
В зависимости от целей бизнеса, вида деятельности, ассортимента и других факторов, можно использовать разные форматы прайс-листов.
Информационный
Содержит базовую информацию: название товара, артикул, описание, стоимость за единицу, цену с учётом оптовой закупки и наличие на складе. Подходит для внутреннего использования и быстрого информирования клиентов.
Также этот документ можно использовать для того, чтобы рассказать покупателям об условиях продаж и сроках поставки.
Прайс-лист не считается офертой, поэтому компания не обязана продавать товар по указанной в нём цене. Но во избежание споров с клиентами лучше явно обозначить это в нижней части документа.
Презентационный
Используется как рекламный инструмент для привлечения новых клиентов и распространения информации о новых товарах и услугах.
Главное отличие такого формата в том, что в документе делают акцент на привлекательном визуальном оформлении, описании преимуществ товаров, сопутствующих услугах и технической поддержке. Информирование о цене отходит на второй план.
Такой прайс-лист может быть составлен не в виде таблицы, а в виде презентации или pdf.
Акционный
Содержит перечень товаров со скидками или на специальных условиях. Это может быть неликвид, повреждённые изделия, залежавшаяся продукция. Ещё акционный прайс можно использовать для распродажи сезонных товаров и освобождения складов.
Документ составляют так, чтобы клиент наглядно видел снижение стоимости и выгоды для себя. В нём необходимо выделить условия акции и использовать визуальные элементы:
Смешанный
Сочетает элементы информационного, презентационного и акционного прайс-листов. Подходит для компаний с широким ассортиментом. Его можно использовать и для информирования о цене, предоставления информации об акциях и как рекламный инструмент.
Такой прайс-лист получается объёмным, поэтому в нём нужно структурировать информацию. Можно делать акцент на тех элементах, которые важны компании в текущий момент. Например, на цене или спецпредложениях.
Для внутреннего использования
Прайс-листы, которыми пользуются сотрудники компании, нужны для анализа цен у поставщиков, формирования заявок на закупку, перемещения продукции между подразделениями и других целей.
Кроме того, таблицу с ценами используют для прогнозирования финансовых результатов компании. Важно, чтобы этот документ содержал только актуальную информацию, а визуальное оформление здесь значения не имеет. Главное, чтобы файлом было удобно пользоваться, быстро находить нужную информацию, копировать и экспортировать её.
Что нужно указать в прайс-листе
Прайс-лист — это не просто список цен, а мощный инструмент для увеличения продаж. При его составлении стоит использовать современные технологии: автоматизацию, динамическое ценообразование и мобильную оптимизацию. Качественно собранный прайс-лист не только информирует клиентов, но мотивирует их на покупку и улучшает финансовые показатели компании.
Фото на обложке: dragana991 / Getty Images.