Top.Mail.Ru
Содержание
В начало
Категории поставщиков
Критерии надёжного поставщика
Какие факторы должны насторожить
Как и где искать поставщиков
Полезные рекомендации 
  • База знаний
  • Как выбрать поставщика: основные критерии поиска

Как выбрать поставщика: основные критерии поиска

Рассказываем, как распознать надёжных поставщиков и где их искать

Правильный выбор поставщика товара — важный фактор успеха в бизнесе. Если не уделять этому вопросу внимание, могут возникнуть проблемы: от претензий потребителей к качеству товаров до падения прибыли компании. Чтобы выбрать поставщика, нужно провести масштабную предварительную работу во многих направлениях. В этом помогут экспертные рекомендации и различные источники информации.


Поиск поставщиков должен идти в компании постоянно. Всегда найдутся контрагенты, которые предлагают более выгодные условия или расширенный ассортимент. Поэтому знание, как найти поставщика, который принесёт компании максимум пользы, пригодится не только начинающим, но и опытным предпринимателям.


В статье вы узнаете про основные критерии выбора поставщика, категории контрагентов, а ещё как и где искать надёжных поставщиков.

Категории поставщиков

С контрагентами взаимодействуют все: интернет-магазины, супермаркеты, производственные компании, закупающие сырьё для своей продукции. Надёжный поставщик важен для бесперебойной работы компании и повышения лояльности покупателей.

Есть две основные категории поставщиков:
Производители. Такие компании предлагают продукцию по выгодным ценам, но только крупным оптом. При этом доставкой занимается, как правило, покупатель. Он же отвечает за хранение товара, то есть у него есть оборудованный склад, который отвечает всем санитарным нормам. При этом не все производители продают товары напрямую, некоторые работают исключительно через посредников.
Дилеры и дистрибьюторы. Эти компании закупают продукцию оптом у производителя, после чего продают её мелкими партиями торговым точкам. Дилер может завозить в страну импортные продукты, и небольшим предприятиям выгоднее сотрудничать с ним, чем напрямую с иностранным производителем. К примеру, не придётся провозить через таможню и оформлять документы на каждую партию. Крупные дистрибьюторы нередко выставляют цены практически как у производителя, поскольку тот предоставляет им скидку за промышленный опт.

Дистрибьюторы — это официальные представители производственных компаний. Они отвечают за качество товара, получают сертификаты и санитарные разрешения. Эксклюзивные дистрибьюторы имеют исключительные права на распространение товара. Например, некоторые бренды косметики и одежды в России могут продавать только конкретные компании. 


Принцип выбора поставщика в зависимости от его категории вполне понятен. Напрямую с изготовителями выгодно работать крупным фирмам, у которых есть возможность доставлять и хранить крупные партии продукции. С посредниками удобнее работать небольшим магазинам, в том числе онлайн-площадкам.


Критерии надёжного поставщика

Есть множество критериев, которые нужно учитывать при выборе контрагента. Рассмотрим самые важные с точки зрения безопасности и финансовой выгоды компании-покупателя.


Качество товара

В этом вопросе важны документы, факты и доказательства. Надёжный поставщик без проблем предъявит подлинные сертификаты, которые можно проверить по всем реестрам. Разрешительные документы и лицензии у такого контрагента находятся в открытом доступе. 


Ответственные поставщики нацелены на долгосрочное партнёрство и всегда готовы отправить покупателю небольшую партию товара или прислать образцы. Пробники изучают эксперты, и уже по результатам проверки руководство решает, закупить крупную партию или нет. Если качество присланных товаров не совпадает с показателями образцов, у покупателя будут законные основания для возврата. 


Дополнительно можно узнать, как на предприятии организован контроль качества, насколько полно соблюдаются технологии, кто отвечает за производственный процесс и цепочку поставок. Компании, в которых есть отдел технического контроля, обычно не скрывают этого факта, а, напротив, всячески подчёркивают.


Репутация

Важно изучить мнения о компании — партнёров и потребителей на независимых площадках. Выясните, были ли у поставщика проблемы с другими покупателями. Если партнёры отказались от сотрудничества, узнайте, почему это произошло. 


Об уровне компании говорят не только её финансовые показатели, но и своевременность поставок без срыва сроков. Товар на складе всегда должен быть в достаточном количестве. Если магазин проводит рекламную кампанию, обещает клиентам скидки и новинки, он должен быть уверен, что поставка будет своевременной.


Если у поставщика современный сайт, контент постоянно обновляется, есть много полезных материалов, фотографии и видео, значит, он заботится о своей репутации и уверен в качестве товаров. 


Производительность и ресурсы

У малых и средних предприятий разные объёмы продаж. Поставщик должен справляться с запросами вашей компании. Узнайте про ресурсы контрагента — достаточно ли их для обеспечения ваших запросов с учётом их возможного увеличения в будущем. 


Ресурсы стоит рассматривать в широком смысле. Речь не только о количественном показателе, но и о штате компании, оборудовании, технологиях и стратегии развития предприятия. 


Финансовый статус

Поставщик должен пребывать в «здоровом» финансовом состоянии. Компании, у которых денежный баланс в порядке и нет сложных материальных обязательств, гораздо лучше преодолевают кризисы и временные спады активности на рынке. 


Проанализируйте информацию, которую поставщик предоставляет для подтверждения своего финансового благополучия. Занимается ли компания развитием смежных отраслей? Инвестирует ли в новые проекты? Если да, насколько перспективны эти начинания?


Цены 

Ключевой фактор, который напрямую влияет на доходы вашей компании. Сравните цены и, что немаловажно, скидки на опт с аналогичными показателями конкурентов.


Многие компании, в том числе начинающие, часто полагают, что доступная цена — это фактор, который перевешивает все остальные достоинства компании. Качество товара, репутация, ресурсы и финансовое состояние контрагента более важны, особенно в долгосрочной перспективе.


Деловая культура компании 

Прочные деловые отношения построены на взаимном соответствии базовых ценностей. Выбирая поставщика, обратите внимание на деловую культуру контрагента и сравните её с культурой своей компании. 


Если у партнёров совпадают взгляды на корпоративные ценности, им будет проще сработаться. Например, если вы уделяете внимание качественной работе службы поддержки и стараетесь быстро отвечать на каждое обращение, вам будет гораздо комфортнее работать с компанией, которая практикует аналогичный подход. И наоборот — несовпадение в мелочах может испортить отношения между партнёрами.


Коммуникации 

Заранее проясните вопрос взаимодействия: кто будет контактировать с вами по вопросам поставок, подходит ли вам предложенная контрагентом модель коммуникаций. Для оформления и соблюдения всех условий сделки обязательно следует заключить договор поставки. Шаблон такого документа можно найти на нашем сайте.


Важно также предварительно обсудить порядок действий в кризисных ситуациях: будет ли возможность оперативно решать вопросы с руководством компании.


Какие факторы должны насторожить

Есть несколько критериев, которые указывают на подозрительный статус юрлица. От таких контрагентов лучше держаться подальше.

Слишком молодая компания. Обязательно проверьте дату регистрации фирмы.
Массовый адрес юридической регистрации. Если по этому адресу числятся другие компании, велика вероятность, что вы столкнётесь с недобросовестным поставщиком.
На руководителя записано множество юрлиц. Это может быть «техническая» компания с сомнительной репутацией.
Документы компании подписывает не генеральный директор, а лицо, исполняющее его обязанности по доверенности.
У контрагента отрицательный баланс. Если финансовые дела компании, судя по открытой отчётности, идут плохо, это может быть признаком близкого банкротства.
Компания участвует во множестве судебных разбирательств. Юрлица часто участвуют в процессах, но слишком большое количество исков указывает на проблемное предприятие.

Масса негативных отзывов на разных платформах (на отраслевых сайтах, в отзовиках, соцсетях) — ещё один верный признак сомнительной репутации. 

Как и где искать поставщиков

Всё зависит от профиля деятельности вашего предприятия. При прочих равных условиях лучше найти поставщика в своём городе или регионе. В такой ситуации проще всего оценить репутацию контрагента и его финансовое состояние. Но не всегда можно найти поставщика нужного товара в вашем городе и области. 

На помощь приходят:
Поисковые системы. Важно правильно составить запрос на оптовые покупки. В топ выдачи, как правило, попадают популярные посредники, которые продвигают свои услуги с помощью SEO. Поэтому стоит изучить несколько страниц поисковых результатов. Аналогичным образом можно искать на платформах с объявлениями.
Конкуренты. Действенный способ — приобрести товар у конкурента, изучить этикетку и получить сертификаты с печатью поставщика или производителя. Можно узнать информацию на сайте, а затем выйти на связь с контрагентом и поинтересоваться его условиями сотрудничества.
Профильные мероприятия. В каждом городе, особенно крупном, периодически проводятся тематические выставки, конференции и форумы, на которых производители и дистрибьюторы демонстрируют образцы продукции. На таких мероприятиях можно изучить товар, получить подробную информацию и поговорить с представителем каждой фирмы. Это отличный способ завести деловые связи. Не обязательно даже посещать выставки вживую — многие проходят онлайн, а товары демонстрируются в виде фото- и видеопрезентаций.
Тематические СМИ. Деятельность множества фирм из разных отраслей освещается на профильных ресурсах. Есть специализированные издания с информацией по строительным материалам, упаковке, косметике и другим товарам. Существуют онлайн-каталоги, на которые подписаны многие компании. Чтобы найти их в поисковике, сформулируйте запрос по названию товара и изучите результаты выдачи. Самые известные издания такого рода — Поставщики.ру, Сделки.ру. Есть платформы и на китайском языке, если вас не смущают трудности перевода.
Торгово-промышленные палаты. Если хотите работать с зарубежными производителями, обратитесь в соответствующие местные организации, которые предоставят вам контакты поставщиков.

Прежде чем начать поиск, проанализируйте местный рынок, чтобы оценить примерный ценовой диапазон и ассортимент товаров. Возможно, вам не придётся разворачивать масштабные поиски, и нужный поставщик находится в соседнем районе. 

Полезные рекомендации 

В условиях высокой конкуренции найти идеального поставщика на долгий срок довольно сложно. Рынок постоянно меняется и предоставляет предпринимателям новые варианты. В крупных компаниях поиском поставщиков занимаются специальные сотрудники или даже подразделения. Руководители малого бизнеса могут составить таблицу потенциальных контрагентов, периодически проверять и обновлять их условия. 


Когда в списке наберётся с десяток фирм, можно начать их обзвон, чтобы выяснить подробности коммерческих предложений для оптовиков. Заинтересуйте поставщиков постоянным спросом, поскольку продавцы предпочитают долгосрочные контакты. 


Не спешите сразу заказывать максимальные партии. Начните с официального письма, в котором изложите все свои вопросы и пожелания по качеству товара, условиям поставок, решению проблем с браком и некондицией. 


Если финансы позволяют, лучше сотрудничать сразу с несколькими поставщиками. Так вы разнообразите ассортимент и всегда будете иметь альтернативный вариант, если один из партнёров внезапно исчезнет. 


Небольшим фирмам лучше иметь дело с отечественными лидерами, чем сразу выходить на рынки КНР и других стран. Азиатские поставщики требуют особого отношения и учёта нюансов — работать с ними без опыта будет сложно.