Правильный выбор поставщика товара — важный фактор успеха в бизнесе. Если не уделять этому вопросу внимание, могут возникнуть проблемы: от претензий потребителей к качеству товаров до падения прибыли компании. Чтобы выбрать поставщика, нужно провести масштабную предварительную работу во многих направлениях. В этом помогут экспертные рекомендации и различные источники информации.
Поиск поставщиков должен идти в компании постоянно. Всегда найдутся контрагенты, которые предлагают более выгодные условия или расширенный ассортимент. Поэтому знание, как найти поставщика, который принесёт компании максимум пользы, пригодится не только начинающим, но и опытным предпринимателям.
В статье вы узнаете про основные критерии выбора поставщика, категории контрагентов, а ещё как и где искать надёжных поставщиков.
Категории поставщиков
С контрагентами взаимодействуют все: интернет-магазины, супермаркеты, производственные компании, закупающие сырьё для своей продукции. Надёжный поставщик важен для бесперебойной работы компании и повышения лояльности покупателей.
Дистрибьюторы — это официальные представители производственных компаний. Они отвечают за качество товара, получают сертификаты и санитарные разрешения. Эксклюзивные дистрибьюторы имеют исключительные права на распространение товара. Например, некоторые бренды косметики и одежды в России могут продавать только конкретные компании.
Принцип выбора поставщика в зависимости от его категории вполне понятен. Напрямую с изготовителями выгодно работать крупным фирмам, у которых есть возможность доставлять и хранить крупные партии продукции. С посредниками удобнее работать небольшим магазинам, в том числе онлайн-площадкам.
Критерии надёжного поставщика
Есть множество критериев, которые нужно учитывать при выборе контрагента. Рассмотрим самые важные с точки зрения безопасности и финансовой выгоды компании-покупателя.
Качество товара
В этом вопросе важны документы, факты и доказательства. Надёжный поставщик без проблем предъявит подлинные сертификаты, которые можно проверить по всем реестрам. Разрешительные документы и лицензии у такого контрагента находятся в открытом доступе.
Ответственные поставщики нацелены на долгосрочное партнёрство и всегда готовы отправить покупателю небольшую партию товара или прислать образцы. Пробники изучают эксперты, и уже по результатам проверки руководство решает, закупить крупную партию или нет. Если качество присланных товаров не совпадает с показателями образцов, у покупателя будут законные основания для возврата.
Дополнительно можно узнать, как на предприятии организован контроль качества, насколько полно соблюдаются технологии, кто отвечает за производственный процесс и цепочку поставок. Компании, в которых есть отдел технического контроля, обычно не скрывают этого факта, а, напротив, всячески подчёркивают.
Репутация
Важно изучить мнения о компании — партнёров и потребителей на независимых площадках. Выясните, были ли у поставщика проблемы с другими покупателями. Если партнёры отказались от сотрудничества, узнайте, почему это произошло.
Об уровне компании говорят не только её финансовые показатели, но и своевременность поставок без срыва сроков. Товар на складе всегда должен быть в достаточном количестве. Если магазин проводит рекламную кампанию, обещает клиентам скидки и новинки, он должен быть уверен, что поставка будет своевременной.
Если у поставщика современный сайт, контент постоянно обновляется, есть много полезных материалов, фотографии и видео, значит, он заботится о своей репутации и уверен в качестве товаров.
Производительность и ресурсы
У малых и средних предприятий разные объёмы продаж. Поставщик должен справляться с запросами вашей компании. Узнайте про ресурсы контрагента — достаточно ли их для обеспечения ваших запросов с учётом их возможного увеличения в будущем.
Ресурсы стоит рассматривать в широком смысле. Речь не только о количественном показателе, но и о штате компании, оборудовании, технологиях и стратегии развития предприятия.
Финансовый статус
Поставщик должен пребывать в «здоровом» финансовом состоянии. Компании, у которых денежный баланс в порядке и нет сложных материальных обязательств, гораздо лучше преодолевают кризисы и временные спады активности на рынке.
Проанализируйте информацию, которую поставщик предоставляет для подтверждения своего финансового благополучия. Занимается ли компания развитием смежных отраслей? Инвестирует ли в новые проекты? Если да, насколько перспективны эти начинания?
Цены
Ключевой фактор, который напрямую влияет на доходы вашей компании. Сравните цены и, что немаловажно, скидки на опт с аналогичными показателями конкурентов.
Многие компании, в том числе начинающие, часто полагают, что доступная цена — это фактор, который перевешивает все остальные достоинства компании. Качество товара, репутация, ресурсы и финансовое состояние контрагента более важны, особенно в долгосрочной перспективе.
Деловая культура компании
Прочные деловые отношения построены на взаимном соответствии базовых ценностей. Выбирая поставщика, обратите внимание на деловую культуру контрагента и сравните её с культурой своей компании.
Если у партнёров совпадают взгляды на корпоративные ценности, им будет проще сработаться. Например, если вы уделяете внимание качественной работе службы поддержки и стараетесь быстро отвечать на каждое обращение, вам будет гораздо комфортнее работать с компанией, которая практикует аналогичный подход. И наоборот — несовпадение в мелочах может испортить отношения между партнёрами.
Коммуникации
Заранее проясните вопрос взаимодействия: кто будет контактировать с вами по вопросам поставок, подходит ли вам предложенная контрагентом модель коммуникаций. Для оформления и соблюдения всех условий сделки обязательно следует заключить договор поставки. Шаблон такого документа можно найти на нашем сайте.
Важно также предварительно обсудить порядок действий в кризисных ситуациях: будет ли возможность оперативно решать вопросы с руководством компании.
Какие факторы должны насторожить
Есть несколько критериев, которые указывают на подозрительный статус юрлица. От таких контрагентов лучше держаться подальше.
Масса негативных отзывов на разных платформах (на отраслевых сайтах, в отзовиках, соцсетях) — ещё один верный признак сомнительной репутации.
Как и где искать поставщиков
Всё зависит от профиля деятельности вашего предприятия. При прочих равных условиях лучше найти поставщика в своём городе или регионе. В такой ситуации проще всего оценить репутацию контрагента и его финансовое состояние. Но не всегда можно найти поставщика нужного товара в вашем городе и области.
Прежде чем начать поиск, проанализируйте местный рынок, чтобы оценить примерный ценовой диапазон и ассортимент товаров. Возможно, вам не придётся разворачивать масштабные поиски, и нужный поставщик находится в соседнем районе.
Полезные рекомендации
В условиях высокой конкуренции найти идеального поставщика на долгий срок довольно сложно. Рынок постоянно меняется и предоставляет предпринимателям новые варианты. В крупных компаниях поиском поставщиков занимаются специальные сотрудники или даже подразделения. Руководители малого бизнеса могут составить таблицу потенциальных контрагентов, периодически проверять и обновлять их условия.
Когда в списке наберётся с десяток фирм, можно начать их обзвон, чтобы выяснить подробности коммерческих предложений для оптовиков. Заинтересуйте поставщиков постоянным спросом, поскольку продавцы предпочитают долгосрочные контакты.
Не спешите сразу заказывать максимальные партии. Начните с официального письма, в котором изложите все свои вопросы и пожелания по качеству товара, условиям поставок, решению проблем с браком и некондицией.
Если финансы позволяют, лучше сотрудничать сразу с несколькими поставщиками. Так вы разнообразите ассортимент и всегда будете иметь альтернативный вариант, если один из партнёров внезапно исчезнет.
Небольшим фирмам лучше иметь дело с отечественными лидерами, чем сразу выходить на рынки КНР и других стран. Азиатские поставщики требуют особого отношения и учёта нюансов — работать с ними без опыта будет сложно.