Екатерина Бочкарева

Феномен мессенджеров: цифры, факты, аналитика

Кажется, WhatsApp и Facebook Messenger почти полностью захватили мир. Но так ли это на самом деле? Журналист и медиаконсультант Стефани Ньюман проанализировала рынок мгновенных сообщений и делится результатами исследования.


Когда Facebook приобрёл WhatsApp за $19 млрд в 2014 году, IT-компании выдвигали всевозможные причины его покупки по столь заоблачной цене. Одним из самых популярных объяснений оказалось то, что Facebook решил выдвинуть на первый план рост числа пользователей. В то время WhatsApp мог уже похвастаться 400-миллионной аудиторией. Со времени поглощения прошёл 21 месяц, а число подскочило до 900 млн. Благодаря ежемесячному приросту в 24 млн человек WhatsApp зарекомендовал себя как эффективный способ увеличения числа пользователей.

А вот сюжетный поворот. Читайте по теме: Инвестиции в мессенджеры выросли в 4 раза

900 млн активных пользователей WhatsApp даже не являются большинством пользователей мессенджеров со всего мира. Сегодня подобными приложениями пользуются 2,5 млрд людей планеты. Это значит, что в мессенджерах на 25% больше зарегистрированных пользователей, чем в соцсетях. Удивительно то, что рост популярности мессенджеров начался совсем недавно, но по примерным прогнозам, к 2018 году к ним прибавится ещё 1,1 млрд новых пользователей. Напрашивается вывод, что обмен сообщениями гораздо более вездесущ, чем демонстрируют цифры WhatsApp.

Мессенджеры уже популярнее соцсетей и в ближайшем будущем распространятся еще больше.

Откуда берутся эти 2,5 млрд пользователей? Откуда возьмутся следующие 1,1 миллиарда? Будут ли они пользоваться WhatsApp или перейдут на его конкурентов? Как число пользователей повлияет на рост выручки? Результаты анализа оказались информативнее, чем предполагалось. Среди самых неожиданных фактов оказалось следующее:

1. Если в Китае, Японии и Северной Корее есть свои ведущие мессенджеры, которые насчитывают огромное количество пользователей, то в Юго-Восточной Азии люди отдают предпочтение Facebook Messenger и WhatsApp.

В мире осталось не так много свободных ниш. На крупнейших азиатских рынках вполне хватает местных игроков. WeChat лидирует среди китайских мессенджеров. Он привлекает 600 млн активных пользователей в месяц и уже заполонил рынок Китая на 65%. Аналогичным образом японский мессенджер Line насчитывает 211 млн ежемесячных активных пользователей, с уровнем распространения на рынке Японии в 60%. Похожая ситуация происходит в Южной Корее, где господствует KakaoTalk.

В Юго-Восточной Азии дела обстоят иначе. Несмотря на географическую близость, крупные игроки Азиатско-Тихоокеанского региона и Японии отстают от Facebook Messenger и WhatsApp во Вьетнаме, Филиппинах, Малайзии и Индонезии. Японский Line по-прежнему больше всего используют в Тайване и Таиланде, но его начинает догонять Facebook Messenger с относительно небольшим отрывом.

Facebook Messenger и WhatsApp обходят азиатские мессенджеры в Юго-Восточной Азии.

2. Самыми быстрыми показатели роста на рынке мессенджеров оказались на Ближнем Востоке и в Африке, где тоже отдают предпочтение Facebook Messenger и WhatsApp.

Шансы привлечь больше пользователей в мессенджеры почти наполовину выше на Ближнем Востоке и в Африке. В этом регионе смартфоны заполнили рынок только на 21%, что заметно ниже по сравнению с другими регионами, где показатели распространения смартфонов составляют 70-80%. По мере появления девайсов на Ближнем Востоке и в Африке, увеличивается и количество пользователей, которым нужны бесплатные и удобные способы обмена сообщениями. Среди тех, у кого уже сейчас есть доступ к смартфонам в этом регионе, большую популярность получил WhatsApp с показателем распространения в 65%, а вслед за ним Facebook Messenger — с 42%. Вполне возможно, что два этих приложения станут ходовыми для новых пользователей смартфонов в этом регионе.

3. Рост пользователей приведёт к росту выручки благодаря сервисам, которые появляются на платформе мессенджеров.

Крупнейшие игроки в Азии – WeChat, Line, KakaoTalk — уже начали увеличивать рост прибыли при помощи запуска на своих платформах дополнительных приложений и сервисов. Почти всё, что пользователь смартфона будет применять внутри нативного приложения, сейчас уже встроено в мессенджеры: игры, заказ Читайте по теме: Какие сервисы может заменить мессенджер Facebookтакси, отправка и получение денег, прослушивание музыки, просмотр ТВ, покупка товаров онлайн и т. д.

Средний доход с пользователя у мессенджеров, которые предлагают платформы с дополнительными услугами, достаточно высок,: $7 в WeChat, $4,24 в KakaoTalk, $3,16 в Line. Главными источниками прибыли становятся игры, а для KakaoTalk — электронная торговля. Сравните: WhatsApp зарабатывает $0,06 с пользователя, и эти деньги приходят только с абонентской платы. Надбавка за предоставление дополнительных услуг платформы выражается количественно, и теперь, когда Facebook Messenger выпустил новый магазин приложений и виртуального помощника «М», кажется, что мир мессенджеров нашёл, наконец, свою дорогу к получению прибыли.

Ведущие игроки Азиатско-Тихоокеанского региона торопятся построить прибыльные платформы.

comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно