Ксения

Авиакомпания Ryanair предлагает размещение рекламы на внешней стороне своих самолетов

Почему эксперты называют авиаперевозки "ужасным бизнесом", и как еще авиакомпании пытаются бороться за дополнительный доход


Ирландская авиакомпания Ryanair продолжает изыскивать альтернативные источники дохода. Некоторое время назад ее руководство всерьез планировало, например, брать с пассажиров деньги за посещение уборной. Сегодня компания объявила о том, что готова размещать наружную рекламу на внешней стороне своих 303 самолетов. Как сообщает издание The Irish Independent, минимальная стоимость рекламного места - 20 тысяч евро. Впрочем, нет ничего удивительного в том, что авиакомпании стараются заработать всеми возможными способами - по мнению многих экспертов, это один из самых ужасных рынков.

Авиакомпании имеют богатую историю поиска дополнительных вариантов заработка - бронирование отелей и автомобилей, перевозка багажа, питание на борту, продажа бонусных миль банкам-партнерам, приветственные коктейли на борту и т. д.

А среди оригинальных (если не сказать больше) идей Ryanair: перевозка пассажиров стоя с ценой билета от 1 евро. Разумеется, ничего такого компании не разрешили, хотя ее СЕО Майкл О’Лири и заявлял, что если случится авиакатастрофа, то ни один ремень безопасности никого не спасет. Также в Ryanair размышляли над тем, чтобы убрать из самолетов одну уборную и освободить пространство для большего количества посадочных мест, предоставлять порнографическую продукцию за отдельную плату, разработать самолеты с широкими дверьми для сокращения времени посадки и высадки пассажиров и обложить "налогом на жир" пассажиров с избыточным весом. Теперь - реклама. Разумеется, эта идея Ryanair, как и все в мире, не нова: Air New Zealand размещала на внешней стороне своих самолетов рекламу фильма "Хоббит". Рекламу Ryanair планирует размещать и на посадочных талонах, и в салонах самолетов.

Почему авиаперевозки - ужасный бизнес?

В том, что авиакомпании стараются либо всеми возможными способами дополнительно заработать, либо выделиться и запомниться, нет ничего удивительного. Рынок авиаперевозок отличается высочайшим уровнем конкуренции (и притом весьма жестокой).

Огромной рыночной силой обладают поставщики и производители самолетов, а также сами клиенты. Кроме того, велика угроза появления все новых и новых конкурентов - барьеры для доступа в отрасль гораздо ниже, чем кажется.

Оракул из Омахи Уоррен Баффетт относит авиакомпании с трудно обнаруживаемыми конкурентными преимуществами к классу "ужасного бизнеса" для инвестиций (это бизнес, который быстро развивается, требует огромных капиталовложений и приносит мизерную отдачу). В 1989 году компания Баффета Berkshire Hathaway купила привилегированные акции главной авиакомпании США US Air, и Баффетт считает большой удачей, что ему удалось их продать девятью годами позже и заработать на этой сделке. В последующее десятилетие компания дважды (!) обанкротилась.
По мнению известного американского бизнесмена Дональда Трампа, владея авиалинией, нельзя серьезно разбогатеть.

"Авиалинии - дорогое удовольствие, конкуренция на этом рынке жесточайшая, а цены на билеты слишком низки для получения хоть какой-то прибыли. Я не знаю никого, кто заработал бы миллиарды на авиалиниях", - говорит Трамп, приводя в пример Ричарда Брэнсона. Да, его корпорация Virgin Group владеет Virgin Atlantic Airways (а также Virgin America и Virgin Australia), но будь этот бизнес единственным у Брэнсона, своих миллиардов он не заработал бы никогда. Как известно, среди бизнес-направлений Virgin Group - книги, алкогольные и безалкогольные напитки, интернет, видеоигры, телевидение, кабельная и мобильная телефония, радио, звукозапись, железнодорожный транспорт и т. д. Компании Virgin Atlantic Airways пришлось пережить и период серьезных финансовых трудностей в начале 90-х, и жестокие нападки со стороны British Airways.

Southwest Airlines - пример успешной стратегии в авиаперевозках

Баффет считал ужасными те авиакомпании, конкурентные преимущества которых трудно обнаружить, и таким компаний на рынке множество.

Но относительно Southwest Airlines эксперты, аналитики и теоретики в области экономики единодушны: это одна из величайших компаний в сфере авиаперевозок, которой стараются подражать очень многие конкуренты, но каждый в итоге терпит неудачу в этом копировании. Хотя, вообще-то, Southwest Airlines никогда не делала секрета из своей стратегии.

Компания начала работу в 1971 году в штате Техас и осуществляла рейсы всего в три города. Southwest Airlines стала одним из мировых лидеров, потому что ее ценовая политика всегда отличалась от предложений других авиакомпаний (в выгодную для пассажиров сторону), ведь изначально она конкурировала… с наземным транспортом, а не с другими авиаперевозчиками. Разумеется, цены на билеты - не единственный козырь Southwest Airlines. Важны и частота рейсов, и второстепенные аэропорты, и другие детали. Кроме того, компания не пытается стать "всем для всех" (в противном случае ее, как и многих других, ждала бы неудача). В течение всей своей истории компания четко знает, для каких групп клиентов работает, знает, чего они хотят от авиаперевозчика, и придерживается этого.

У компании уникальная культура и стратегия, и ей удается привлекать именно тех сотрудников, которые впишутся в ее условия. В Southwest Airlines годами оттачивали методы приема новых специалистов. И именно это обеспечило ее успех и в условиях эры глобальной открытости, о которой рассказывал Дов Сайдман. Креативный подход к рабочим вопросам и вовлеченность нельзя прописать в должностной инструкции - нужно изначально набирать творческих людей, даже на позицию стюардессы. В одном из самолетов Southwest Airlines, летящих в Лас-Вегас, перед самой посадкой  стюардесса могла бы следовать должностной инструкции и банально проверить состояние ремней безопасности. Однако она смогла сделать так, чтобы пассажирам самим захотелось выполнять правила. Для этого ей всего лишь вместо шаблонной фразы потребовалось сказать: "Достоверно известно, что если вы, перед тем как покинете самолет, сложите ремни безопасности на сиденье, вам улыбнется удача в казино". Многие пилоты помогают обслуживающему персоналу и пассажирам (хотя это точно не входит в их прямые обязанности).

Именно Southwest Airlines Джим Коллинз поместил в список "великих по собственному выбору", а ученица всемирно известного ученого Майкла Портера и автор книги "Ключевые идеи. Майкл Портер" Джоан Магретта считает, что если бы существовала Нобелевская премия за стратегию бизнеса, то ее нужно было бы вручить Southwest Airlines.

Комментарии


Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно